logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми.

"Здравствуйте Александр Сергеевич!"

Татьяна Кривицкая, воспитатель детского сада " 171" ОАО "РЖД" г. Белово, Кемеровской обл.

 

Зал оформлен декорациями сказочного острова Буяна. За ширмой в кресле сидит Кот, с ученым видом читает книгу "Сказки Пушкина".

В зале оформлена выставка по произведениям А.С.Пушкина. В центре портрет поэта.

 

Оборудование: книга "Сказки Пушкина", костюмы для драматизации: старика, старухи, золотой рыбки; предметы для игры по сказкам Пушкина: яблоко, меч, колпак Звездочета, сеть-невод, лебединое перо, деревянная ложка, лук и стрела Гвидона, орешки белочки; корыто, синий материал для оформления волн, аудиозаписи спокойной красивой музыки : К.Сен-Санс "Аквариум", П.Чайковский "Сладкая греза" ("Детский альбом"), фрагмент оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки.

 

Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина- великого, русского поэта. Пушкин не мог не написать свои сказки. То, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарила няня Арина Родионовна - мудрость, заключенную в волшебных образах. Александр Сергеевич Пушкин создал мир сказки.

За ширмой раздается мяуканье - голос или магнитофонная запись.

Ведущий ( насторожившись): Мне показалось? Кто-то мяукнул. Признавайтесь, кто принес кошку? Вы говорите, что это там, за ширмой?

(Отодвигает ширму и все видят кота) Что вы здесь делаете, уважаемый Кот? Как вы сюда попали?

Кот: Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я между прочим, не какой- нибудь Барсик или Мурзик. Я знаменитость. У меня есть ученая степень. Я с самим Пушкиным на дружеской ноге. Я у него в одной сказке по золотой цепи гуляю: направо:налево:Удивительно! (обращается к залу) Как вы меня сразу не узнали?

Дети: Кот ученый! Из Лукоморья!

Кот: Ну, наконец-то! Люблю умных детей! Только, что это за Лукоморье такое?

Дети: У моря, на море!

Кот: Лук? Там, что лук растет у моря? Может быть и чеснок еще?

Ведущий: Уважаемый Кот, вы нас совсем запутали со своим чесноком. А вы, ребята, как думаете, причем тут лук? И какой лук? Правильно, из которого стреляют. (ведущий достает лук и показывает детям) Посмотрите - он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли лука. Поэтому и лук. Он лежит на полу, как маленький остров, а вокруг будто бы море. Вот вам и Лукоморье. Я правильно рассуждаю, ученый Кот?

Кот: Ставлю вам пять с плюсом. Между прочим, в наших ученых кругах считают: Лукоморье не что иное, как сказочный остров Буян.

Ведущий: Позвольте мне ответить и на этот вопрос. Остров Буян лежит посреди моря-океана, не то на юге, не то на востоке. Там всегда тепло, всегда лето. Потому что на этом острове живет Солнце. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Это родина всего чудесного. Оттуда они разлетаются по всему миру. Бабушки их рассказывают своим внукам, писатели записывают. А знаете ли вы, кто рассказывал сказки Пушкину, когда он был маленьким?

1.Ребенок: Маленькому Пушкину рассказывала сказки его няня Арина Родионовна. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей.

2. ребенок: Александр Сергеевич очень любил свою няню и посвятил ей стихи:

Слушать - так душе отрадно.

И не пил бы и не ел -

Все бы слушал да глядел.

3 ребенок:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто, на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Ведущий: Вот какие стихи сочинил для неё Пушкин. Кто знает, может, к Арине Родионовне сказки прилетали именно с острова Буяна? Ребята, а не отправится ли нам в сказочное путешествие, на остров Буян?

Кот: Чтобы попасть на этот остров, нужно сдать экзамен. А то получится "Пойди туда - не знаю куда". Нет, я просто обязан вас проверить. Скажите, в каких сказках Пушкина, действие происходит у моря?

Игра "Доскажи словечко"

Ведущий подсказывает ответы стихотворными строчками так, чтобы дети сами заканчивали строку рифмованным словом.

  • Балда, с попом понапрасну не споря,

Пошел, сел у берега:моря:

Вот из моря вылез старый Бес:

"Зачем ты, Балда, к нам :залез?

- Да вот веревкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя:корчить.

  • Жил старик со своею старухой

У самого синего:моря;

Вот пошел он к синему :морю;

Видит, - море слегка разыгралось.

  • В синем небе звезды блещут,

В синем море волны :хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю:плывет.

 

Кот: Хорошо, с этим заданием вы справились. А вот еще одно задание.

В сказке Пушкина "Сказка о царе Салтане", князь Гвидон разговаривает с волной. У него волна живая. И мы попробуем оживить наши волны. Покажем, как они двигаются.

 

Дети под спокойную музыку исполняют небольшой пластический этюд, стараясь имитировать движения волн.

 

Кот: А теперь вы волны моря из "Сказки о рыбаке и рыбке". Послушаем музыку пушкинского стиха. Слушайте внимательно, и меняйте волны так, как в пушкинской сказке. Показывать вы должны с помощью рук и лица.

 

1.Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом)

 

2. Вот пошел он к синему морю; видит море слегка разыгралось.

( волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются от пола)

 

3.Вот пошел он к синему морю, помутилось синее море

  • Старичок отправился к морю, почернело синее море.

(дети постепенно поднимают руки от пола, движения становятся быстрее)

 

Ведущий просит детей сделать сердитое выражение лица.

  • Вот идет он к синему морю.

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют

 

6.Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

(волны успокаиваются, у детей проясняются лица)

 

Кот: Какие молодцы! Благодарю вас, вы выступали, как настоящие артисты! Теперь в дорогу! Мы перенесемся туда на крыльях воображения. Вы их не видите, но мы волшебные коты видим всё. Сядьте поудобнее и представьте себе, что вы заснули волшебным сном.

 

(дети закрывают глаза, удобно располагаются на стульчиках)

 

Кот: Как сладко спят! А чтобы сон был крепким, я произнесу магические слова.

(читает таинственным голосом отрывок из стихотворения А.С. Пушкина "Сон")

Я трепетал - и тихо наконец

Томленье сна на очи упадало.

Тогда толпой с лазурной высоты

На ложе роз крылатые мечты,

Волшебники, волшебницы слетали,

Обманами мой сон обворажали.

 

(В это время ведущий включает магнитофонную запись. Звучит красивая, нежная мелодия)

 

Ведущий: Откройте глаза. Остров приглашает нас своей волшебной музыкой. Вот он какой, остров Буян, и дуб, и волны моря-океана.

"Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий?" - спросил бы Александр Сергеевич Пушкин.

Кот: Браво! Пока вы любовались островом, я обнаружил здесь кое-что. Что бы это могло значить? Очередная загадка? Будьте так любезны, приподнимите это покрывало.

(Под покрывалом - гора разных предметов из сказок Пушкина: яблоко, сеть-невод, деревянная ложка Балды, меч богатыря, лук и стрела царя Гвидона, лебединое перо, орешки для белочки, гребень Черномора, корыто, и т.д.)

Игра "Угадай, из какой сказки"

Ход: Ведущий показывает предмет. Дети по предметам должны угадать сказки. Они могут не знать всех сказок Пушкина. С помощью, ведущего, все герои будут определены. Сеть-невод показывают последней.

Дети: А это сеть старика! Он поймал золотую рыбку! Из "Сказки о рыбаке и рыбке"!

Кот: Молодцы, ребята! Я приглашаю заглянуть к ним в гости. А поможет нам в этом книга "Сказки Пушкина".

Кот открывает страницу книги.

Драматизация отрывка из сказки.

Выходят дети, в костюмах старика и старухи. Старуха сидит у разбитого корыта и охает. Старик чинит сеть.

Ведущий: Жили -были старик со старухой

У самого синего моря,

Жили они в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод,-

Пришел невод с одною тиной,

Он в другой раз закинул невод,-

Пришел невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой - золотою.

Как взмолится золотая рыбка:

 

Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море.

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

 

Старик: Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

 

Ведущий: Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо

 

Старик: Я сегодня поймал, было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По - нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море.

 

Ведущий: Старика старуха забранила

 

Старуха: Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше - то совсем раскололось.

 

Ведущий: Вот пошел он к синему морю;

Видит - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила

 

Рыбка: Чего тебе надобно, старче?

 

Ведущий: Ей с поклоном старик отвечает

Старик: Разбранила меня моя старуха. Надобно ей новое корыто.

Ведущий: Отвечает золотая рыбка

Рыбка: Не печалься, будет вам новое корыто

Ведущий: Ничего больше не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

 

Танец "Золотая рыбка"

 

Ведущий: Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

 

Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Ученый Кот, я с удовольствием приглашаю Вас и всех ребят в литературную гостиную. Здесь мы будем читать, и слушать стихи Александра Сергеевича Пушкина.

 

Дети читают стихи.

 

Ведущий: Сегодня мы еще раз почувствовали волшебную силу пушкинского стиха; увидели, как в его сказках добро одерживает победу над злом. Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать, а потом и перечитывать сказки Пушкина, брать пример с положительных героев. А когда вы будете взрослыми, с наслаждением будете перечитывать эти сказки своим детям, в театре будете слушать оперу Михаила Ивановича Глинки "Руслан и Людмила". А сейчас прослушайте отрывок из нее.

 

Звучит отрывок из оперы "Руслан и Людмила"

После прослушивания слышится мяуканье Кота.

 

Кот: Пора, пора возвращаться! Пора прощаться с островом Буяном!

Наше путешествие заканчивается! Ребята, закройте пожалуйста, свои глаза. Мы отправляемся назад.

 

Вновь звучит таинственная и прекрасная музыка Чайковского. Кот уходит за ширму.

 

Ведущий: Открывайте глаза, мы с вами дома. Понравилось вам наше сказочное путешествие.

А чтобы вы его запомнили надолго, Ученый Кот оставил вам в подарок книгу "Сказки Пушкина".

Ведущий открывает книгу и читает послание Кота:

"Спасибо вам, дорогие ребята, за ваши ответы и рассуждения, за чтение стихов - они меня порадовали. А в благодарность за ваше хорошее отношение к творчеству великого Пушкина я дарю вам на память книгу.

 

Звучит музыка. Дети выходят из зала.

Конец.

   
  Rambler's Top100