logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми.

«Путешествие в мир насекомых»

Тематический день

Автор: Ольга Семибратова.

 

О тематическом планировании воспитательно-образовательной заговорили примерно 15 лет назад, когда появилась необходимость в новом подходе к психо-физической разгрузке детей в период летних и зимних каникул.
В основу занятий с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, она лишь является конвой, которая позволяет объединит все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
Сценарий позволяет воспитателям знать, что делает каждый из них, на что надо опираться, с чего начать утро, как продолжить вторую половину дня. Игровой персонаж поможет воспитателю вести сюжет.
Игровая мотивация является ведущей в тематических днях для детей младшего дошкольного возраста, в старших же группах присоединяется больше познавательной, нравственной мотивации.
Тщательная подготовка педагогов к тематическому дню сполна окупается эмоционально-положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течении всего дня, впечатлениями, которые наполняют детей. В учебном году такие дни лучше использовать как итоговые по разделу, теме. Чаще всего в них закрепляются знания и умения детей. Это дает возможность им уйти от излишнего напряжения, показать свои знания.
Наиболее остро встает вопрос тематического планирования в логопедических группах по лексическим темам. Тематика может быть самой разнообразной. Это «Путешествие в мир насекомых», «Среди карликов и великанов» (трава – деревья), «Птичий базар», «Путешествие в стране зеленой», «В гости к солнышку», «Встречаем гостей», «Накрываем на стол» и другие.
Важно, чтобы тематические дни наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому оборудование развивающей среды планируется по теме дня. К организованной деятельности лучше привлекать подгруппы детей, учитывая их интересы и желания. Педагогу, работающему в группе, следует доверять опыту и интуиции, а также своему знанию детей.

 

Цель: Заложить основы экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности; уточнить особенности внешнего вида насекомых; закрепить знания о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы; формировать двигательную активность детей в течение дня, используя здоровьесберегающие технологии; формировать желание получать удовольствие от общения с природой.
В течение всего дня с детьми путешествует Лунтик со своими друзями: божьей коровкой Милой, кузнечиком Кузей, Пчеленком. Используются разнообразные методы и приемы деятельности с детьми, в которых уточняются и закрепляются не только знания природоведческого характера, но и решаются другие задачи. Тематический день предполагает продолжение системы наблюдений, углубление знаний детей. Параллельно прорабатывается логопедическая тема «Насекомые».
Встреча с Лунтиком и его друзьями.
УТРО
Сюрпризный момент
Педагог обращает внимание на то, что группа стала необычной: на стенах, столах картинки, игры с изображением насекомых.
- Что случилось, как вы думаете?
Вместе с детьми предполагаем, что мы попали в Страну насекомых. Обращаем внимание на открытку на окне. В ней загадки о жителях этой страны. Отгадываем загадки:

  1. 1. В лугах без устали летает,

Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
(пчела)

  1. 2. Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).

  1. 3. С ветки на тропинку,

С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(кузнечик)
Воспитатель предлагает найти этих насекомых. Дети находят Пчеленка на цветке в уголке природы; Милу на листе Лимонника, а Кузю на «зеленой лужайке» под Лимонником.
Насекомые знакомятся с детьми, говорят, как их зовут и рассказывают о своем друге Лунтике, который прилетел с Луны. Дети узнают героев мультсериала «Лунтик». Лунтик приглашает детей в Страну насекомых, по которой они будут путешествовать весь день.
Беседа «Что дети знают о насекомых?»
Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме.
Оборудование: книги и картинки с изображением насекомых.
Вопросы:

  1. 1. Чем насекомые отличаются от рыб, зверей, птиц?
  2. 2. Чем похожи все насекомые?
  3. 3. Выберете и назовите насекомых на картинках.
  4. 4. Что вы знаете о пчелах? жуках? кузнечиках? и т.д.
  5. 5. Почему насекомых так много?
  6. 6. Чем питаются насекомые?
  7. 7. Какие животные питаются насекомыми?
  8. 8. Что случится, если все насекомые исчезнут?
  9. 9. Что случится, если животные перестанут питаться насекомыми?

На наглядном материале показать разницу в размерах животных и насекомых. Лунтик с друзьями оценивает ответы детей, поощряя их небольшими сувенирами (наклейки с изображением насекомых)
Утренняя гимнастика
Цели: поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.
Лунтик говорит, что за день насекомые пролетают, пробегают, пропрыгивают много километров, а для этого нужны силы; предлагает детям поупражняться вместе с жителями Страны насекомых.
I. Дети превращаются в бабочек и летят на Цветочную поляну.
II. ОРУ в кругу.
«Бабочки»

  1. 1. И.п. – о.с.
    1. 1. – взмах крыльями вверх, подняться на носки.
    2. 2. – и. п.
    3. 2. «Собираем пыльцу с цветка»

И. п. – основная стойка.
1. - наклон головы вперед.
2. – поворот головы вправо с наклоном.
3. – наклон головы вперед.
4. – поворот головы влево с наклоном.
3. «Муравьишка строит дом»
И. п. – ноги врозь, руки к плечам.
1. – наклон в правую сторону, руки вверх в сторону.
2. – и. п.
3. – наклон в левую сторону, руки вверх в сторону.
4. – и. п.
4. «Кузнечик»
И. п. – ноги врозь, руки на пол перед ногами.
1,2,3 – пружинистые приседания
4. – и. п.
5. «Сороконожка»
Прыжки на правой ноге 5 раз, на левой ноге 5 раз, на двух ногах 5 раз.
Повторить 2 раза.
III. Лунтик предлагает детям поискать комарика Пискуна, походить по группе и попеть песенку «З-З-З»
Логопедическая работа

  1. 1. Логопедическое упражнение «Насекомые над лугом»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук
попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут мадошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.
Подвижная игра
«Медведь и пчелы»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.
Дидактическая игра
«Собери цветок»
Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».
Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.
Индивидуальная работа
Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»
Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика)
Игра «Дорисуй другую половину»
Завтрак
Цели: закрепить знания детей о продукте, который вырабатывают пчелы, свойствах меда (цвет, вкус, тягучесть, зависимость от растений, с которых пчела собирает нектар).
Пчеленок угощает детей медом.
Дидактическое упражнение на внимание
«Найди ошибку художника»
Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.
Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.
Подвижная игра
«Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений,
ловкость.
Занятие 1
Тема: Шестиногие малыши.
Программное содержание: Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение детей видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал к занятию: Иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи, гусеницы.
Ход занятия:
1. Мы с вами побывали в гостях и у лесовичка в лесу и по городу гуляли – и везде видели приход весны.
- Расскажите, как вы догадались о ее приходе, по каким признакам узнали весну? (Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетели птицы.)
- А почему птицы от нас улетели? С наступлением холодов попрятались жуки, мошки гусеницы, которыми питались птицы. А раз они вернулись, значит - …
Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе.
Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета( разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.
- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
- Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.)
2. Для того чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте снова обратимся к старичку-лесовичку с просьбой. Пусть он сделает нас на время маленькими, с муравья.
Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становиться все меньше и меньше.
Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья…
- Что вы видите вокруг себя? Трава - как деревья, песчинки – как большие валуны и т.д.
- Посмотрите, кто это идет? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.
Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред?
- А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.
- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?
Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих лошадок. Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу.
- Как вы думаете, кто это? (Это муравьи.)
В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
Физкультурная минутка.
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
З. Александрова.
Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.
Вдруг сверху раздался сильный шум: «ж-ж-ж». летит что-то огромное, лохматое. Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
Смотрите, солнце зарыло желтое облачко. Это крылья бабочки. Оно всегда покрыто мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы станете своего обычного роста, то на крыльях вы увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки.
У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
- А где дом у бабочки?
У муравья дом - …(муравейник)
У пчелы - …(улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнат мир.
Физкультурная минутка
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
Слышите, издалека приближается другой звук: «з-з-з». издает его существо с длинным носом. Кто это? Комар. Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобства людям и домашним животным.
3. И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то част все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.
Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их заведется много. То пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.
4. Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
- Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми. Давайте будем всех насекомых обозначать так:

- Каких еще насекомых вы знаете? (Кузнечика, стрекозу, осу, муху)
- Кто из них вреден человеку? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.)
- Кто полезен? (Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.)
на прогулке рассмотрите божью коровку и бабочку, накрыв их ненадолго банкой.
Давайте поблагодарим лесовичка и попросим снова сделать нас большими.
Занятие 2. Аппликация
Тема: «Бабочка на лугу».
Программное содержание: закрепить навыки вырезывания, наклеивания; закрепить знания об особенностях окраски бабочек; научить работать совместно со сверстниками; активизировать словарь.
Оборудование: большой лист зеленого цвета – поляна, шаблоны цветов из бумаги, иллюстрации с изображением разных видов бабочек.
Материал: листы разного цвета и размера для вырезывания бабочек, круги, квадраты и треугольники разного цвета и размера; ножницы, кисточки, клей, клеенки, салфетки, подставки для кисточек.
Ход занятия:
Лунтик со своими друзьями предлагает вырезать бабочек из сложенного пополам листа бумаги. Цвет бабочки каждый ребенок выбирает сам.
Сначала дети рассматривают строение бабочки, отмечают, что у нее длинное овальное тело и большие крылья. Воспитатель показывает детям способ вырезывания бабочки.
Самостоятельная работа детей.
После того, как бабочки будут готовы, дети приступают к оформлению крыльев.
По окончании работы дети выбирают для своей бабочки шаблон цветка, приклеивают его на «поляне», а на него приклеивают бабочку. Полученным панно украшают группу.
ПРОГУЛКА
Воспитатель предлагает детям разбиться на небольшие группы и поискать насекомых в разных участках площадки.
Наблюдение за насекомыми
Цель: закрепить знания детей о жизни насекомых, их местах обитания в разное время суток и разную погоду; развивать наблюдательность, любознательность; активизировать словарь по теме.
Игрушечные персонажи просят найти настоящих живых насекомых и показать, где они прячутся, рассказать почему.
Опыт
Очищенную палочку обмакивают в сахар, опускают в муравейник и наблюдают выделение муравьиной кислоты.
Трудовые поручения
Воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорное ведро.
Подвижные игры
I. «Горячо – холодно»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.
Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика.
II. «День и ночь»
(«Дневные и ночные бабочки»)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.
Индивидуальная работа
Рисование сотовых ячеек на асфальте мелками по шаблонам.
Цель: уточнить форму ячеек в сотах; развивать точность движений, мелкую моторику.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

  1. 1. «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

  1. 2. «Летят пчелы».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

  1. 3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.
Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»
(по методике «Расскажи стихи руками»)
Цель: развивать память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма.

Пчелка трудится весь день
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосет,
За день много соберет.
Унесет нектар тот в улей
И назад вернется пулей.
В сотах утрамбует мед,
Скоро вед зима придет.
Будет пчелкам чем питаться.
Летом надо им стараться.
Дети руками обрисовывают перед собой круг.
Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.
Ритмично размахивают руками крылышками.
Совершают круговые движения ладонью по животу.
Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится.
Раскрывают перед собой все пальцы.
Обрисовывают в воздухе треугольник.
Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.
Топают ногами.
Ежатся.
Имитируют движения ложкой.
Имитируют накладывание меда в соты.

Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха»
Цели: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.
Дидактическое упражнение «Помоги пчелкам».
Цели: развивать внимание детей; закреплять знания о цветах.
Пчеленок хчет посмотреть, какие дети внимательные, смогут ли они указать путь до цветка каждой пчелке.
Индивидуальная работа
Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений; закреплять навыки соединения частей поделки; закрепить знания о внешнем виде, отличительных особенностей насекомых; учить проговаривать подготовку к работе, последовательность действий.
Детям предлагается выбрать из природного материала подходящие составляющие для насекомых, которых они хотят сделать. Поделки можно расположить на полянке с искусственными цветами.
Свободные игры детей
Цель: развивать творческую инициативу детей.
Воспитатель предлагает детям шапочки муравья, пчел, кузнечика, божьей коровки и других насекомых для самостоятельных игр детей.
Викторина «Что мы знаем о насекомых»
Цели: проверка знаний детей по теме «Насекомые».
Лунтик с друзьями прощается с детьми, а на прощание задает вопросы, чтобы проверить их знания о насекомых, дарит на память диск с мультфильмом «Лунтик»
Подвижная игра «хоровод насекомых»
Цели: развивать музыкальный слух, пластичность; закреплять знания о способах передвижения разных насекомых, развивать воображение, творческое мышление.
Оборудование :атрибуты для костюмов разных насекомых, шапочки-маски, музыкальное сопровождение.

   
  Rambler's Top100