logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми.

«СТРАНА ПРЕКРАСНЫХ СЛОВ»

Открытое занятие по развитию речи старшей группе.

Автор: Никитина Таисия Владимировна, Воспитатель МДОУ д/с N 27, ЗАТО г. Островной.

 

Образовательные задачи:

  1. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов.
  2. Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов к существительным.
  3. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях через участие в словесно-речевых играх.
  4. Продолжать упражнять детей в делении слов на слоги, в определении начального звука в словах.
  5. Раскрыть значение слова «ФАНТАЗИЯ».

Развивающие задачи:

  1. Развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность.
  2. Развивать речь детей путем тренировки движений пальцев и кистей рук.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.

Методы и приёмы:
беседа, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей, решение проблемных ситуаций, сюрпризный момент, использование ТСО, наглядность.

Словарная работа: фантазия, солнце, речка, облака, щука, окунь, сом, карась, форель, карп, яркое, лучистое, теплое, светлое, горячее, течет, журчит, шумит, движется.

Материалы и оборудование: картина с изображением солнца, облаков, реки; корзина с конфетти, карточки с видами рыб; «волшебные ключики»; магнитофон и аудиозаписи:  «Волшебная музыка», «Звуки реки», песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова);  видеопроектор.

Дети получают приглашение посетить волшебную Страну слов и отправляются в музыкальный зал. В музыкальном зале их встречает Фея (педагог).
Фея:  Здравствуйте, мои милый дети! Спасибо, что откликнулись на мое приглашение и пришли ко мне в гости. Проходите, рассаживайтесь удобно, спину держите прямо (дети рассаживаются на стульчики).
Я – Фея из Страны прекрасных слов! Попадая в мою Страну, люди становятся добрее и внимательнее друг к другу, к окружающему их миру. А знаете почему? Потому что в моей Стране живут самые добрые, самые прекрасные, самые нежные слова. Их можно найти везде. А чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам совершить путешествие по моей Стране. Но в нашем путешествии нам понадобятся ваши знания. Вы умеете составлять предложения? Делить слова на слоги? Определять начальный звук в словах?
Дети:  Да!
Фея:  Если «да», то я уверена, что путешествие будет интересным. Вы готовы? Так как моя страна не обычная, то и в путешествие мы отправимся необычным способом, мы полетим на … (воздушном шаре).
 (На экране появляется изображение воздушного шара).
А поможет нам в этом ФАНТАЗИЯ.
– Вы знаете, что такое ФАНТАЗИЯ?
(ответы детей)
Фея: (Обобщает): ФАНТАЗИЯ – это наши мечты, в которых мы что-то выдумываем, представляем то, чего на самом деле нет.
– Давайте все вместе произнесем это чудесное слово – ФАНТАЗИЯ. А теперь чуть тише – ФАНТАЗИЯ, а теперь шёпотом – ФАНТАЗИЯ.
(Дети сначала хором громко, затем тише, затем шёпотом при желании – индивидуально произносят это слово).
Фея: И так, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Сядьте прямо, закройте, пожалуйста, глаза.
 (Звучит аудиозапись «Волшебной музыки»)
 Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. С высоты птичьего полета мы видим леса, поля, слышим журчание рек, пение птиц; чувствуем свежий запах воздуха после дождя. А теперь наш воздушный шар медленно опускается на землю (музыка стихает). Вот мы и прибыли. Открываем глаза.
(За время «полета» перед детьми выставляется панно с изображением солнца, облаков, реки). 
Фея: (Загадка)        Среди поля голубого
                                   Яркий блеск огня большого.
            Не спеша огонь тот ходит,
            Землю-матушку обходит,
            Светит весело в оконце
            Ну конечно это…..(солнце).
(Показать волшебной палочкой солнце).
Фея:  А теперь произнесите это слово ласково.
Дети:  Солнышко.
Фея: Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Какими словами можно описать солнышко? Какое оно? (подбор определений к слову солнышко)
Дети:  Ласковое, теплое, нежное, доброе, красивое, яркое…
Фея: Видите как много красивых и добрых слов вы смогли найти в моей стране. А теперь давайте поиграем в игру «Живые слова».

Игра  «Живые слова»

Фея: Сейчас я кому-нибудь из вас скажу по слову, а вы его запомните.
(Фея говорит на ушко детям «солнышко», «ласкает», «нас»)
 – Живые слова выходите вперед. Произнесите каждый своё слово.
3 ребенка: Солнышко  ласкает  нас
Фея: Ребята, если слова возьмутся за руки, получится что?
Дети: Предложение.
Фея: А теперь давайте поменяем слова и прочтем предложение снова.
Дети: Нас ласкает солнышко.
Фея: Какое предложение получилось у нас (Дети «читают» предложение).
            А давайте в наше предложение добавим слова, которыми вы описывали солнышко.
           (Дети распространяют предложение, добавляя прилагательные)
            Вот видите, какое красивое предложение у нас получилось. А украсили его вы своими добрыми и нежными словами. Солнышку так понравилось ваше предложение, что оно зовет вас поиграть.

Пальчиковая гимнастика.
 (Дети встают в круг)
            Солнышко, солнышко,
            Погуляй у речки…
 (Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу)
            Солнышко, солнышко,
            Разбросай колечки!
(Дети быстро сжимают и разжимают кулаки)
            Мы колечки соберем,
            Золоченые возьмем.
(Выполняют хватательные движения щепотью)
            Покатаем, поваляем…
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
            И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Фея: Молодцы. Прекрасно. А теперь присядьте, не забывайте про осанку. Отдохните, на облака посмотрите.
(звучит аудиозапись песни «Облака – белогривые лошадки»).
            Как быстро по небу бегут облака!
            Похоже одно на конька-горбунка.
            Другое распахнуто – словно пальто,
            А третье, похоже, не знаю на что.
(Фея волшебной палочкой указывает на облака)
Кто из вас догадался, на что похоже это облако?
( Дети рассматривают остальные облака, фантазируют, определяют,  на что они похожи)
Дети: Облако похоже на машину, конфету, лошадку…
Фея:  А вы когда-нибудь видели облака, похожие на что-то или на кого-то? Кто хочет об этом рассказать?
(Рассказы детей. Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами, поддерживает инициативу и речевую самостоятельность детей).
Фея: Вы очень наблюдательны. А поделиться своими наблюдениями вам помогают слова. Вы знаете, что слова можно найти везде?
            Я слова найду везде –
            И на небе, и в воде,
            На полу, на потолке,
            На носу и на руке
            Вы не слышали такого?
            Не беда! Играем в слово!
Фея: Найдите слова на небе.
Дети: Солнце (облако).
Фея: Сколько слогов в слове солнце (облако).
Дети: В слове «солнце» - два («облако» - три) слога.
Фея: Почему? Докажите. Назовите первый (второй, третий) слог.
Дети:  Солн-це, об-ла-ко.
Фея:  Найдите слова на земле.
Дети: Речка.
Фея: Сколько слогов в слове «речка»? Как проверить правильность ответа?
Дети: В слове речка два слога (реч-ка).
Фея:  Молодцы! Вы не только нашли слова, но и разделили их на слоги.
(Звучит аудиозапись «Звуки реки»)
–  Послушайте, даже птицы запели, радуясь вашим ответам. Какие звуки кроме пения птиц вы еще слышите? (Звуки реки). Это шумит речка. А что еще делает речка?
Дети: Речка – течет, бежит, журчит, бурлит, шумит.
Фея: А теперь представьте себе, что мы плывем по речке.

Физкультминутка.
Дети встают возле стульчиков.
            Мы плывем по теплой речке
            Тихо плещется вода
(Дети имитируют движениями рук плавание в воде)
            В небе тучки, как овечки,
            Разбежались кто куда
(Выполняют потягивание: руки вверх и в стороны)
            Вот летит большая птица,
            Плавно кружит над рекой
(Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями)
            Наконец она садиться
            На корягу под водой.
(Садятся на несколько секунд в глубокий присед).
            Мы из речки вылезаем,
            Чтоб обсохнуть – погуляем.
(Выполняют ходьбу на месте)
            А теперь глубокий вдох –
            И садимся на песок
(Выполняют вдох, а на выдохе садятся на стульчики).

Фея: Как промолвит речка волшебное словечко –
засыпают раки, позабыв о драке.
Как вы думаете, дети, кто еще живет в речке?
Дети: В речке живут рыбы.
Фея: Правильно. Ой, ребята, а где же мои рыбки? Все рыбки исчезли. Я знаю, как можно их вернуть. Но, без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбки попали снова в речку, надо определить первый звук в названии каждой рыбки.
(На экране появляется изображение щуки, сома, карася, окуня, форели, карпа).
            – Вы узнали эту рыбу? Как она называется? С какого звука начинается слово «щука»?
(Дети называют рыб, определяют первый звук в слове).
–  Найдите щуку в аквариуме и отпустите ее в речку.
–  Молодцы, ребята. Своими знаниями вы помогли вернуться рыбкам в речку.
                        Рады, рады,
                      Рады, рыбки!
                        Появились в речке
                        Рыбкины улыбки.
– Вот и вы улыбнулись. А знаете почему? Потому что слово «улыбка» волшебное! (Фея берет в руки корзинку с конфетти).

 

                        Дует легкий ветерок,       
                        У меня есть кузовок
                        В нем прекрасные слова –
                        Слова любви, слова добра.
– Я добавлю сюда и слово «улыбка».
(Фея подносит кузовок к губам и произносит слово «улыбка»)
–  Ребята, а вы знаете прекрасные, добрые слова? Тогда добавьте их в мой кузовок. (Дети передают кузовок друг другу, называя «прекрасные» слова)

Фея: Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Воздушный шар ждет нас.
(На экране появляется воздушный шар, звучит аудиозапись «Волшебной музыки»)        – Закройте, пожалуйста, глаза. Мы снова летим сквозь облака и с птичьего полета прощаемся с волшебной Страной слов.
(За время «полета» убирается панно)
– Открывайте глаза, вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Какие у вас ощущения после путешествия? Чувствуете ли вы себя добрее, внимательнее? Почему? А каким образом нам пригодились ваши знания в словах? Чем мы занимались в прекрасной Стране слов?
Дети: Помогли рыбкам вернуться в речку, назвав первый звук в слове,  делили слова на слоги, составляли предложения о солнышке, вспоминали, на что похожи облака и т.д.
Фея:  Добрые, хорошие слова делают нашу речь ярче, а человека счастливее. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. И тогда не будет между вами ссор и обид.
А вот и мой волшебный кузовок. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру, отправьте их в путешествие!
Дыхательное упражнение.
Вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.
 (Дети достают из кузовка конфетти и сдувают с ладони).

Фея: А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от замечательной Страны прекрасных слов. Открывайте чаще двери этой страны и ищите в ней добрые, ласковые, нежные слова. Я уверена, вы их найдете, и речь ваша станет прекрасной, а вы – счастливыми. А поможет вам открывать двери волшебной страны фантазия.
      До свидания, ребята!

 

   
  Rambler's Top100