logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми.

«Народные праздники. Троица».

Автор: Топоркова Елена Валентиновна, ст. воспитатель, МДОУ «Детский садN13», Ст. Новоминская, Каневской район, Краснодарский край.

Система работы по проведению праздника Троицы

«Народные праздники на Руси. Троица»

Утро

Занятия
(примерные, по выбору воспитателя)

Цикл наблюдений с детьми за березой.

Интересные факты о березе, о празднике.

- К этому празднику девушки пекли козули (круглые лепешки с яйцами в виде венка). С козулями они шли в лес, где песнями завивали ленточки, бумажки и нитки на березе.

- В Троицын день девушки спрашивали у кукушки, когда онакукует, долго ли еще быть им в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества.

- Название свое дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово бер, означающее «светлый, ясный, блестящий, белый». Именно от бер и образовалась сначала берза, а потом береза. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает, как мы уже отметили, не только белизну, но и блеск.
Кстати, название коры березы — бересты — связано с тем же корнем.

Ознакомление с окружающим
Тема: «Народные праздники на Руси. Русский фольклор».
Цель. Дать детям представление о народном празднике

 

Развитие речи и продуктивная деятельность.
Тема: «Рассматривание пейзажной картины».
(Архип Куинджи «Березовая роща» - две репродукции, по выбору воспитателя или Исаак Левитан «Березовая роща»,)
Задачи. Связная речь: формировать у детей умение правильновоспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;
словарь: упражнять в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;
звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.
Материал: репродукция картины.

 

(Занятия по продуктивной деятельности – на выбор воспитателя).
Лепка.
Тема: «Береза кудрявая».
Цель: развитие фантазии и творческого воображения детей; совершенствование приемов лепки.
Материалы для занятия: пластилин, дощечки или клеенки, бросовый материал, стеки.

 

Лепка декоративная рельефная.
Тема: «Листья танцуют и превращаются в деревья».
Задачи. Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приемы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции.
Материал. Пластилин (глина, соленое тесто), картонные или керамические формы для будущих лепных композиций, стеки, салфетки.

 

Аппликация
Тема: «Листочки на окошке» (витраж).
Задачи. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков для интерьера группы; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную, обрывную и накладную); учить оформлять созданные формы ритмом мазков и пятен (красками), наносить жилкование (карандашами, фломастерами). Формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних цветосочетаний, развивать описательную речь.
Материалы. Цветная бумага «летних» цветов и оттенков; фактурная бумага (иллюстрации и обложки старых журналов) для выбора детьми красивого, необычного колорита; картон или плотный лист большого формата, затонированный заранее голубым цветом; краска-гель или цветные карандаши, тонкие фломастеры для прорисовки жилкования.

 

Рисование.
Тема: «Пригласительная открытка на праздник».
(«Листья летней березы» - с натуры).
Цель: совершенствовать навыки работы кистью, карандашом; развивать чувство композиции и цветоощущения; развивать умение рисовать кистью или карандашом ветви, листья березы.
(Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску летних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешение акварели). Познакомить с новым способом изображения – наносить краску на листья, стараясь передать их окраску, и «печатать» ими на бумаге.
Материалы для занятия: плотная бумага (А4), гуашь и акварельные краски.

 

Аппликация.
Тема: «Березка» (работа в технике обрывания). Цель: учить детей нетрадиционному видению привычных вещей, развивать воображение, фантазию; отрабатывать приемы обрывания и наклеивания.
Материалы для занятия: цветная бумага.

Работа с семьей.

Материал для расширения кругозора родителей и работы с детьми в домашних условиях.

Рисование по представлению
«Береза в нашем детском саду».
Задачи. Учить рисовать березу, передавая характерные особенности строения ее ствола, кроны, цвета; развивать технические навыки рисования карандашами, красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.
Материалы: бумага белого, серого, голубого цветов, гуашь, незавершенные рисунки воспитателя, выполненные для показа техники рисования дерева. Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».

Игра

Сюжетно-ролевые игры

Тема. «Семья» - украшаем дом к празднику Троицы».
Цель: учить детей распределять роли, выстраивать сюжет игры и придерживаться избранной сюжетной линии; развивать навыки коллективизма и межличностного общения.

Дидактические игры

«Найди листок березы» - на развитие логического мышления, развитие умения классифицировать.
«Назови слово» - на упражнение детей в подборе определений предмета, умении выделять главное, развивать логическое мышление.
«В магазине «Семена» - знание семян деревьев данной местности; группировка семян, принадлежащих одному дереву.
«К названному дереву – беги!» - тренировка в быстром нахождении названного дерева.
«Найди дерево по семенам» - найти целое по части.
«Какое дерево лист потеряло?» - совершенствование зрительной памяти дошкольников.
«Закончи фразу» - упражнять в образовании падежных окончаний (Это (что?) береза; стоит (около чего?) около березы; бежим (к чему?) к березе;; можно влезть (на что?) на березу; спрятались (где?) за березой; разговариваем (о чем?) о березе.
«Подбери «слова-приятели» - упражняться в подборе синонимов к предложенным словам (грустная –печальная).
«Наоборот» - развивать сообразительность, быстроту мышления.
«Когда это бывает?» - уточнить (закрепить) знания о внешнем виде березы в разное время года; развивать внимание, быстроту мышления.
«Что сначала, что потом?» - уточнить знания детей о последовательности сезонного развития березы.
«Дополни предложение» - развивать речевую активность, быстроту мышления.

 

Развлечение «Троицын день – праздник русской березки».

 

Наблюдения

Береза (2-3 наблюдения)

Цель: Формировать представление об изменениях, происходящих с деревьями в летний период (появляются молодые веточки, листья становятся больше, темнее).
Словарь: Закрепить названия деревьев и их частей. Практическое овладение предложно-падежными конструкциями. Игра «Закончи фразу»: «Это (что?) дерево; стоит (около чего?) около дерева; бежим (к чему?) к дереву; можно влезть (на что?) на дерево; спрятались (где?) за деревом; разговариваем (о чем?) о дереве». Обогащение словаря за счет слов ствол, ветви, листья, крона. Словообразование: липа липовые; согласование в роде: дерево липовое, ствол липовый, крона липовая; в числе — ветки липовые.

1. Предложите малышам собрать веточки, сравнить их по величине и толщине, посчитать количество.

2. Предложите детям сделать поделки из природного материала: веточек и различных плодов, пластилина.

3. Рассмотрите дерево, загадайте загадку.
Весной вырастают,
Осенью опадают.
( Листья)
Спросите:
— А что еще есть у дерева?
{Ствол, ветки, корни.)

4. Обратите внимание детей на то, что молодые веточки отличаются по цвету и толщине.

5. Внимательно рассмотрите ствол. Попросите детей описать его. (Около земли он толстый, чем выше, тем тоньше. Ствол гладкий, белый, блестящий.) Вместе рассмотрите листья, наклонив веточку. Объясните детям:
— Листья разные по величине и по цвету. Есть светло- и темно-зеленые. Листья — это «одежда» деревьев. Всю листву дерева с ветками называют кроной.

6. Загадайте детям загадки:
Белый сарафанчик,
Черные застежки ....
У какого дерева?
(У березки)
В белом сарафане
Встала на поляне.
(Береза)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос?
(Береза)

7. Примета на весну
Если листья у березы еще в августе начали желтеть с верхушки, то весна будет ранней, а если внизу – то поздней.

 

Ознакомление с окружающим миром.

Тема. «Народные праздники на Руси. Русский фольклор».

Цели:
образовательная:познакомить детей с древним русским праздником Троицы, объяснить его происхождение и назначение;
воспитательная:воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.
развивающая:раскрывать перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно.
Обогащение словаря: «семик», «русальная», Родительская суббота, предки, славяне, легенда
Материал. Репродукции картин «Березовая роща» А. Куинджи,
И. Левитана.
Аудиозапись «Во поле береза стояла».

Березку в России всегда особенно любили за ее красоту. Наши предки, славяне, называли ее главным деревом своей земли, ее опорой. Березу часто сравнивают с юной красавицей, с невестой. Про нее сложено много песен, стихов, легенд.

Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В семик поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венки плетут.

В начале лета в России празднуется праздник Троицы. На Троицын день украшают храмы и дома молодыми веточками березы, на которых распустились нежно-зеленые листочки. Береза в России – символ счастья, чистоты, любви и нежности.
Особо отмечаются три дня на этой неделе: Семик, приходящийся на четверг, Родительская суббота и воскресенье, на которое падает праздник Троицы. Седьмой четверг после Пасхи, семик, считается очень большим праздником, он знаменует прощание с весной и встречу лета, прославляет зеленеющую землю. Главный персонаж Семиковой недели — березка.
После обеда в день Троицы девушки меняли свой наряд на лучшие платья, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Там они становились в кружок около завитой березы и кто-нибудь из них срубал ее и устанавливал посреди кружка. Тут все девушки подходили к березке и украшали её лентам; и цветами. Потом девушки шли парами, впереди всех одна девушка несла березку в руках, так обходили всю деревню.

Береза девочек гукала,
Береза девочек гукала:
«Ходите, девочки, в луг гулять,
Ходите, девочки, в луг гулять,
Зеленые веночки завивать,
Зеленые веночки завивать!»
«Мы тебя, березка, не согнем,
Мы тебя березка, не согнем,
На тебе веночки не завьем,
На тебе веночки не завьем».
«Я вам, девочки, согнуся,
Я вам, девочки, согнуся,
Сама в веночки повьюся,
Сама в веночки повьюся!»

В этот праздник дома и улицы украшают срезанными березками, ветками, цветами. Веселье начиналось после обеда. Молодежь гуляла, играла, водила хороводы в лесу и в поле вокруг березки.

Хоровод «Ай да березка»
(сл. Т. Агаджановой, муз. Т. Попатенко,
«Музыка и движение, сост. С. И. Бекина и др, М., Просвещение, 1984)

1.Мы вокруг березки Припев: Ай да березка,
Встанем в хоровод. Белый ствол.
Радостно и звонко Зеленей, зеленей
Каждый запоет. Ты листвой!

2.Яркие платочки 3.К вечеру мы дружно
В руки мы возьмем. Скажем ей: «Прощай!
У березки стройной Ты без нас, березка,
Пляску заведем. Не скучай!»

Украшенную яркими разноцветными лентами березку девушки с парнями носили по полю, распевали песни, а затем бросали ее в рожь, чтобы деревце дало силу полю.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая,
К тебе девки пришли.
Пироги принесли
Со яичницею.

Под березкой в поле ставили столы, накрывали их различными угощениями. Обязательно была яичница.
А приготовление и употребление этого блюда имеет особенность: яичница готовилась сообща и ели ее только девушки. Потом они завивали березку. На концах отдельных ветвей дерева, не отламывая их, они сплетали («завивали») венки, напевая песни.

Ой, да ты, березынька,
Ой, да ты веселынька,
Ой, да ты кудрявынька,
Ой, да ты зелененька!
Завивайся, березынька,
Завивайся, белая,
Чтоб я во всем году
Была молодешенька,
Да целый год веселешенька.

Очень любили в этот праздник играть в игры. Давайте и мы поиграем. Традиционная игра весенних и летних праздников – «Горелки», поэтому существует много вариантов игры. Поиграем в один из них.

Ирга «Горелки».

Выбирается водящий — «горелка» («горящий»). Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. После приговорки, которую произносят все играющие, стоящие в последней паре разъединяют руки и бегут: один по правую сторону ряда, другой — по левую и стараются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (флажками или веточками березы), к которому стоящие в последней паре бегут. На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно, пока не пробегут все.
«Горящий» бежит за любым играющим и старается запятнать его прежде, чем он добежит до условленного места. Кого «горящий» поймает, тот и «горит», т. е. ловит следующую пару.
Когда все соберутся на условленном месте, играющие поворачиваются. Место, где они стояли раньше, тоже отмечается флажками или веточками, и игра начинается снова.
При этой игре используются разные приговорки, в каждой местности свои:

Гори, гори жарко! Стой, гори на месте,
Едет Захарка, Гори, не сгорай,
Сам на кобылке, По бокам глазами
Жена на коровке, Поменьше стреляй,
Дети на тележках, А гляди на небо,
Слуга на собаках, Там журавли,
Погляди-ка вверх — А мы ноги унесли!
Там несется пест.

Гори, гори ясно, Погляди на небо:
Чтобы не погасло, Звезды горят,
Стой подоле, Журавли кричат:
Гляди на поле, Гу, гу, убегу.
Едут там трубачи Раз, два, не воронь,
Да едят калачи. А беги, как огонь!

После игры дети собираются вокруг нарядной березки и рассказывает о традициях народного праздника: в этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; спрашивали у кукушки, когда она кукует, долго ли еще им быть в доме отца – сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать замужества; бросали в реку или колодец мелкую монетку — на счастье; девушки загадывали желание и кумовались.

Ведущий предлагает девочкам кумоваться.

Кумушки, кумитеся,
Где сойдетесь, поклонитеся,
Домой пойдете — не бранитеся.

Девочки разбиваются на пары, приговаривают:

Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Весело дружить.

Воспитатель. К венкам девушки подвязывали свои крестики, затем, когда поцелуются, обменивались этими крестиками и пели песни, содержанием которых является призыв к кумлению. Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего года, когда покумятся с другой девушкой. Кумятся все девушки, которые присутствуют на празднике.

Кумушка, голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
Ты мне — кумушка,
Я тебе — голубушка!

Маленькой девочке во время кумления говорили: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести».
Девушке-невесте: «До налетья (т.е. следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью», т. е. в «девках».
Девушки свои пожелания шептали друг другу на ухо. В лесу устраивали пир.

Пойдем, девки,
В зелену рощу,
Пойдем, девки!
Совьем, девки,
Себе по веночку,
Совьем, девки!
На мне венок
Не сохнет, не вянет
На мне венок!
По мне дружок
Не тужит, не плачет
По мне дружок!

Воспитатель передает им березовый веночек, девочки троекратно целуются через него и обмениваются самодельными подарками (украшения из природного, бросового материала, бумаги и пр.).

Воспитатель. А еще седьмая неделя после Пасхи носит название «семиковой», «русальной», «зеленой».
Души умерших девушек-утопленниц или детей, умерших некрещеными, выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать.
В некоторых местах считали, что русалку можно поймать и привести в дом. Чтобы русалки не утащили в воду, нужно быстро начертить крест, обвести его кругом и встать в него.
Игра «Кресты».

По старым поверьям, крестьяне Воронежской губернии, например, в русальскую неделю «для смягчения русалок развешивают по лесам и прибрежным кустарникам холсты для рубашки».

Русалка у русалки
Рубашечки просит.
Рубашечки просит:
«Русалка-сестрица,
Ты дай мне рубашку:
Хоть худую – а льняную,
Косые рукави!»

Воспитатель. Русалки ловили в свои сети прохожих. Чтобы они их не утащили, не защекотали, людям надо помочь.

Игра «Перетягивание сети».

К вечеру русалок провожали опять в воду. Есть целый обряд проводов русалок. Девушка, изображающая русалку верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо, едет впереди, за ней идут девки да бабы, бьют в заслон, или другие шумовые предметы. Ребятишки забегают вперед, то и дело хватая русалок за руку, кто за рубаху, кто и к кочерге прицепится, приговаривая: «Русалка, русалка, пощекочи меня!» Толпа, направляется к полю. И тут начинается свалка: русалка хватает, щекочет, все стараются убежать от нее, а потом все вместе прогоняют русалку в рожь, при этом кричат: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!» и расходятся по домам. Русалка поздно вечером пробирается домой. Народ же до самой зари гуляет по домам.

Воспитатель. Завершить занятие хочу словами, которые пели в старину девушки:

Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,
До новых до берез,
До красной до зари,
До новой до травы.
Исполнение детьми на музыкальных инструментах «Во поле береза стояла».
Развитие речи и продуктивная деятельность
(интегрированное).

Тема: «Рассматривание пейзажной картины».

Задачи.
Связная речь:формировать у детей умение правильновоспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;
словарь: упражнять в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;
звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.
Формировать эстетическое отношение кокружающей действительности.
Материал:репродукция картины (Архип Куинджи «Березовая роща» - две репродукции, по выбору воспитателя; Исаак Левитан «Березовая роща»; возможно – Архипа Куинджи «Березовая роща»). Фотографии с изображением берез. Изделия из бересты. Березовый сок, березовые почки, дегтярное мыло.
Предварительная работа. Экскурсия в парк к березам. Знакомство с творчеством художников-пейзажистов. Рисование, лепка, аппликация различных деревьев. Разучивание народных танцев и песен.

Ребенок:
Если видишь на картине –
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад иль облака,
Или снежная равнина,
Или поле иль шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Воспитатель:

Белолицая, белоствольная,
Как невеста горда и нежна,
Словно русская песня раздольная,
К небесам устремилась она.

Воспитатель. О ком эта загадка?

Воспитатель привлекает внимание детей к картине. Рассказывает: «Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Они любил Россию и писал картины, на которых изображал ее природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы; писал стройные березки, реки, небо. Такие работы и называют пейзажами.
Сегодня мы с вами рассмотрим картину Левитана «Березовая роща».
(Примерные вопросы к беседе).
- Что вы чувствуете, ощущаете, глядя на репродукцию?
— Почему Левитан так назвал свою картину — «Березовая роща»?
— Как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам о березах? (Ответы детей).
- Удалось ли ему, по-вашему это сделать?

Дидактическая игра «Дополни предложение»
(Назвать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Например, «Березы художником изображены…… «светлыми», «грустными», «задумчивыми» и т. д.)

— Что художнику казалось интересным, красивым?

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
Над речушкой березка листвой шевелит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звезды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.

Дыхательная гимнастика «Шелест листьев».

Речь и движение: «Березка».

Береза моя, березонька. Дети идут хороводом, взявшись за руки.
Береза кудрявая. Меняют направление.
Стоишь ты, березонька, Встали, подъем рук вверх, вдох.
Посередь долинушки, Опустили руки, выдох.
На тебе, березонька, Подъем рук вверх, вдох.
Листья зеленые. Опустили руки, выдох.
Под тобой, березонька, Подъем рук, вдох.
Трава шелковая. Опустили руки, выдох.

Воспитатель предлагает детям изобразить березовую рощу на тему
«Лес, точно терем расписной…»
(рисование и аппликация из бумаги).

Задачи. Учить детей создавать образы разных деревьев, кустов и составлять из них коллективную композицию «Осенний лес», подбирая красивые цветосочетания. Побуждать к поиску оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор). Формировать композиционные умения (размещать вырезанные элементы ярусами начиная с заднего плана). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства.
Материалы, инструменты, оборудование. Наборы цветной и фактурной бумаги, цветные иллюстрации старых журналов, ножницы, коробки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые; основа композиции «Осенний лес», подготовленная заранее в самостоятельной художественной деятельности; репродукции картин русских пейзажистов; пособие «Листопад» (варианты цветосочетаний).

Возможно предложить аппликацию симметричную
(силуэтную) из фактурной бумаги «Кудрявые деревья».

Задачи. Учить детей вырезать двойные силуэты разных деревьев, передавая характерные особенности строения ствола и ажурной кроны (берёза, рябина, клён, яблоня). Учить изображать характерные особенности, делающие образ выразительным; передавать форму в соответствии с характером и настроением образа. Развивать композиционные умения. Совершенствовать и разнообразить аппли-кативную технику (вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое). Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Материалы, инструменты, оборудование. Рисунки весеннего неба, выполненные детьми на занятии по рисованию «Весеннее небо» или листы бумаги белого, голубого и серого цвета одного размера как основа для композиции (для составления общего альбома рисунков «Весна-красна»); цветная и фактурная бумага для вырезания деревьев; ножницы, клей, клеевые кисточки, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, бумажные силуэты деревьев, вырезанные воспитателем для показа техники вырезания и вариантов очертаний кроны (берёза, ель, дуб и др.); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Осень золотая».

Троицын день — праздник русской березки

Оформить зал можно элементами березки, веточками, лентами, венками, цветами.
Если праздник проводится на улице или лесной поляне,
то достаточно украсить одну березку.

Дети под аудиозапись лирической русской народной музыки входят в зал
и садятся на стулья.
Ведущий.
Я на Кубани родился и рос,
В краю, где тополь зеленеет в поле,
Но красота заснеженных берез
И мне, южанину, близка до боли.

Звучит старинный вальс «Березка».
Дети старшего возраста исполняют несложные
танцевальные движения.
Ведущий.
Запомнился мне лес,
Широкий русский,
Омытый свежей, утренней росой,
Красавица березка в легкой блузке,
С зеленою распущенной косой.

Воспитатель. Старинный лирический вальс «Березка» - чудесная лирическая музыка, и легко себе представить, что нас окружают белые березки, что над нами ясное вечернее небо в ярких крупных звездах, быть может, поют соловьи и хочется закружиться.
А есть ли в русском лесу другое дерево, кроме березки, которому все поэты посвятили столько стихов, а народ – песен? (Ответы детей.) Березка –символ наших родных мест, нашей Родины, символ русской красоты и верности.

Появляется Березка (воспитатель в русском
национальном белом сарафане, раскрашенном под ствол березки,
с березовыми ветками, украшенными цветными лентами).

Березка.
Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
С праздником вас, дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!

Ведущий.
И тебя, березка, все мы поздравляем.
Счастья и веселья и тебе желаем.
У красы-березки — платье серебристо,
У красы-березки — зелены косицы!

Березка.
Что за чудо-хоровод!
Каждый пляшет и поет,
А уж как танцуют вместе
На лугу зеленом, летнем.

Хоровод «Березка»
(вторая младшая группа)

Мы вокруг березки Дети машут платочками перед собой, стоя в кругу.
Хороводом встали,
Яркие платочки
В руки мы взяли.

Припев: Ты, березка, посмотри, посмотри, - Дети кружатся.
Это пляшут малыши, малыши.

Мы вокруг березки Дети, подняв платочки, идут друг за другом по кругу.
Весело гуляли,
Весело гуляли,
Ножками шагали.

Мы с тобой, березка, Дети присаживаются на корточки, накрываясь платочками.
Поиграем в прятки,
Отгадай, березка,
Где же все ребятки!

А теперь, березка, Дети машут платочками – «прощаются», кланяются.
Нам пора проститься,
Нам пора проститься,
Низко поклониться.

Воспитатель. На Троицкой неделе девчата вьют березку. Поначалу они выбирали самое красивое дерево:

Чтобы стволушком белела и негорделивую,
Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата,
А еще чтоб на поляне посвободнее росла.
На такую вот березку девка ленту припасла.
«Заломать-то» не взаправду ветки собиралися,
Не для этого в тот день девки наряжалися.
Просто ветки нагибали, их по нескольку сплетали,
А уж на конец косы каждой ленточку вплели.
Вот березка и готова! К празднику наряжена.
И к девичьим хороводам солнышком украшена.
Запевайте-ка, девчата, заводите хоровод,
В этом чудо-хороводе каждый пляшет и поет!

Девочки в традиционных русских костюмах водят хоровод
«Во поле береза стояла».

В Троицын день с раннего утра все ребятишки в деревне пели и кричали такую закличку.

Коси, коса, пока роса,
Роса — долой, коса — домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка — песок,
Косец – пирожок.
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки
На Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост.

Пели ее, ребята, потому, что начинался в деревне сенокос, и с раннего утра уходили отцы и матери в луга — траву косить. Оставались в деревне только дети да старики. Ребятишки от родителей не отставали, в лес за грибами и ягодами ходили, заготовки к долгой зиме делали.

Проводится хоровод «Как пошли наши подруженьки».

Ведущий. А девчонки постарше, оставаясь в деревне, за малыми братьями и сестрами приглядывали, обед сами стряпали да родителям в поле носили. Коровушек своих доили, малышей в своих семьях поили.

Проводится игра «Ой, вставала я ранешенько».

Ведущий.
Это праздник непростой, Троицей зовется.
Он березонькой густой в душах отзовется,
Ветерочком прошумит в ивах придорожных
И объявит, что венки заплетать всем надо.

В зал входят дети и взрослые в национальных костюмах,
исполняют Троицкую песню.

Благослови, Троица,
Богородица,
Нам венок сплести,
Ай, люли, люли, нам венок сплести!
Свекру-батюшке,
Свекрови-матушке,
Ай, люли, люли, свекрови-матушке.
Свекру-батюшке – малиновый.
Свекрови-матушке – калиновый!
А мне молодой
С гибкого ветика.
Ай, люли, люли, с гибкого ветика!

Воспитатель. А теперь я предлагаю поиграть в традиционные
русские игры

Игра «Венок»

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и ноют:

Березка девочек кричала, к себе призывала:
— Идите, девочки, на луг гулять,
Зеленые веточки завивать.
— Мы тебя, березка, не согнем
На тебе веночки не завьем.
— Я к вам, девушки, сама согнусь,
Сама в веточки совьюсь.
Завьете венки зеленые —
Станете весь год веселые.

Дети, которые образуют ворота, кидают одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Заинька

Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит заинька. Один из ребят спрашивает его:
— Заинька, заинька, где твой дом?
— Мой дом под кустом, под березовым листом.
Затем все хором говорят:
— Заинька, заинька, приходи к нам на лужок, на головку вить венок!
Заинька входит в круг и изображает движениями действия, о которых говорится в песне.

1. Заинька, сорви цветик, вот и этак сорви цветик.
2. Заинька, свей веночек.
3. Положи на головку.
4. Топни ножкой.
5. Заинька, попляши.

Дети идут по кругу. Заинька подходит к одному из ребят, стоящему в кругу, и меняется с ним местами. Так выбирается новый заинька, и игра продолжается.

Заинька, заинька, коротенькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

Колечко
Это игра для девочек.

На ленточку надевают колечко, а затем, связав концы ленточки, девочки становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из них, выбранная считалкой, — «кружится», т. е. ходит в кругу и ищет колечко, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждая обманывает, говоря: «У меня!» — а в это время кольцо передается другой участнице игры. Водящая хватает ее за руку и обнаруживает, что у нее кольца нет. Колечко оказывается в другом месте. «Кружащаяся» спешит за ним. Если найдет, девочки меняются местами. Та, у кого нашли кольцо, начинает «кружиться».

Нос
Игра для мальчиков.

Участники садятся гуськом друг за другом, водящий — впереди. Второй игрок закрывает глаза первому, кто-нибудь (на него может указать воспитатель, Березка) выходит из ряда и, подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.

(После игр дети встают в хоровод у березки, любуются ею, а воспитатель напоминает девочкам, что они покумовалисъ, и дает наказ всем ребятам не ссориться, жить в мире и добре друг с другом.)

Воспитатель. На этом, ребята наш праздник заканчивается. А закончим мы его Троицкой песней.

Девушки-голубушки,
Кукушеньки-подруженьки,
Свейте вы веночки
Из плакучей травки,
Из белой березки!
Мы веночки сложим
Вот так, вот так!
Мы веночки сложим вот так, вот так!
Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,
До новых до берез,
До красной до зари,
До новой до травы!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Одним из событий месяца является праздник Троицы.

На троицкой неделе — гадание по венкам. Венки бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу, та останется в девках, чей уплывет, та выйдет замуж, чей потонет, та умрет (в других местах потонувший венок означал измену, или конец любви, или даже совсем противоположное — что милый помнит и тоскует).

Пойду на Дунай реку,
Стану на крутом берегу.
Брошу венок на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли
Венок мой на воде?
Мой веночек потонул,
Меня милый вспомянул:
О свет моя ласковая!
О свет моя приветливая!

Береста состоит из тонких слоев. Очень давно, когда люди еще не научились делать бумагу, на бересте писали. Эти берестяные грамоты, пролежав в земле много лет, дошли до нас целыми и невредимыми. Из них мы многое смогли узнать о жизни нашего народа в далекие времена.
Не только своей красотой покорила береза народ нашей страны. Издавна люди знали о полезных свойствах этого дерева.
Из бересты делают много красивых вещей – туески, украшения, шкатулки, посуду и многое другое. Заваренными березовыми почками лечат многие болезни. Березовыми листьями красят на Пасху яйца. Дегтярное мыло помогает при кожных заболеваниях.
Весной деревья просыпаются, и у них начинается сокодвижение. У березы сок особенно вкусный. Люди стали употреблять его для укрепления своего здоровья.
- А Ваш ребенок пробовал березовый сок?
Береза – очень красивое дерево. Ее можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений, она неприхотлива к почве и растет порой даже на карнизах старых каменных домов.
Березы бывают разными, они могут отличаться по размеру и форме. На юге встречаются березы огромные, стройные, как мачты. Их темная листва прижимается к стволам, и кажется, что это солдаты его величества солнца. На севере растут карликовые березы, им никак не удается разогнуть свой стан и подняться от земли. Но у всех берез очень необычная кора.
- Поговорите с детьми, чем кора березы необычна?
Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своем творчестве красоту этого дерева.
- Вспомните с детьми их имена).
- Вспомните стихи, потешки, загадки о березе.
- Какими ласковыми словами можно назвать это дерево?
В некоторых деревнях на праздник Троицы вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывали эти вершины с травой, полагая, что растительная сила березы передается земле.

Завивайся ты, березка.
Завивайся ты, кудрявая!
Мы к тебе пришли
Со яичками, со куличками.
Яички-те красные,
Кулички-те сдобные.

А девушки нагибали две рядом стоящие березки и, связав их вершины, делали своеобразную арку, под которую проходили девушки и целовались («кумились»). Таким образом выражалось желание быть хорошими кумушками, верными подругами. Девушки приговаривали:

Покумимся, кума, покумимся,
Нам с тобою не браниться
Вечно дружиться.

Еще на этом празднике рядили в «девицу» березку, а девку или парня — в шутовской наряд барабанщика. Все вместе шли в лес или на луг, становились в круг и пели плясовую песню про притоптанную травушку.

Травина ли моя,
Травинушка шелковая!
Еще кто же траву притоптал?
Притоптали меня,
Травинушку шелковую,
Да все девушки,
Да все красные,
В зеленом саду гуляючи.
Золотым мячом играючи,
Все себя же утешаючи!

Березу за ее кору называют белоствольной, а белую кору березы - берестой. Береста - это защитный покров дерева. Она непроницаема для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины - довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Это - чечевички.
В старину у славян год начинался не зимой, а весной. Поэтому Новый год встречали не с елью, а березой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. Ввиду того что весна на юге и севере приходилась на разные сроки, березозолом на юге называли март, а на севере - апрель. Березозол - март - был первым месяцем года.
И сегодня, как в древности, ходят люди в березовый лес отдохнуть душой и телом, набраться сил, попросить у березки помощи.

Выучите с детьми
(раздаточный материал для родителей)

Я на Кубани родился и рос,
В краю, где тополь зеленеет в поле,
Но красота заснеженных берез
И мне, южанину, близка до боли.

Запомнился мне лес, широкий, русский,
Омытый свежей, утренней росой.
Красавица березка в легкой блузке,
С зеленою распущенной косой.

Она весну встречает –
Сережки надевает.
А платьице – в полоску,
Ты узнаешь … ?

Сама бела,
Маковка зелена.
Летом мохнатенька,
А зимой сучковатенька.

В белом сарафане
Встала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.

Ее узнаешь по простой примете: Нет деревца белей ее на свете.
Народный фольклор

Привяжу я козлика
К белой березке,
Привяжу рогатого
К белой березке:
- Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся!
Белая березка,
Стой, не качайся!

У лисы боли,
У волка боли,
У Николашки боль
На березку в лес улети.

Литература:
  1. В. М. Петров и др. Летние праздники, игры и забавы. ТЦ Сфера М., 1999
  2. О. С. Ушакова и др. Занятия по развитию речи в детском саду. Изд. «Совершенство», М., 1999.
  3. В. А. Дрязгунова .«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», М., «Просвещение», 1984.
  4. Е. В. Карпова. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, «Академия развития», 1997.
  5. М. А. Поваляева. «Развитие речи при ознакомлении с природой» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
  6. О. Н. Пономарева «Народные традиции в экологическом образовании». Скрипторий, М., 2003.
  7. В. А. Георгиевский, Л. И. Шитикова «Проведение праздников в начальных классах», М., «Просвещение», 1983.
  8. Сост. И. Остапенко. «Потягушеньки, порастушеньки» «Пермская книга», 1993.
  9. И. А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. Издательство КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА. ТЦ СФЕРА. М. 2007.
  10. И. А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду».
  11. Подготовительная группа. Издательство КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА. ТЦ СФЕРА, М., 2007.
  12. «Дошкольная педагогика». Август, 2008.
  13. «Детский сад от А до Я», N 2, 2006.
  14. «Музыка и движение, сост. С. И. Бекина и др. М., Просвещение, 1984.
  15. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» М. «Просвещение», 1991
  16. В. Ходаковская «Музыкальные праздники и занятия в детском саду» для детей 3-4 лет», М. Мозаика-Синтез, 2006
   
  Rambler's Top100