logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми.

«Защитники Отечества»

(Старший дошкольный возраст)

Автор: Топоркова Елена Валентиновна, ст. воспитатель, МДОУ «Детский садN13», Ст. Новоминская, Каневской район, Краснодарский край.

 

ЗАДАЧИ:
- Закреплять знания детей о нашем станичнике, Герое Советского Союза, Алексее Васильевиче Гусько.

  1. Продолжать формировать представление о патриотизме.
  2. Активизировать словарь детей.
  3. Воспитывать уважение к воинам Российской армии, желание быть похожими на них, стать в будущем защитником Отечества.
  4. Закреплять навыки речевой, музыкальной, игровой деятельности на патриотическом материале.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Экскурсии:

  1. в парк им. А. Гусько к памятнику А.В.Гусько;
  2. к памятному камню, установленному в честь А. Гусько на одноименной улице;
  3. на центральную площадь станицы к мемориальному комплексу, к памятнику Неизвестному солдату;
  4. к памятнику, установленному на месте расстрела лиц еврейской национальности которые погибли от рук немецко – фашистских захватчиков и их наймитов в январе 1943 г.

Работа в книжном уголке:
- рассматривание фотографий об А. Гусько и его семье;

  1. рассматривание иллюстраций на военную тематику.

Чтение художественной литературы:

  1. С. Михалков «Быль для детей»;
  2. Н. Султханов «Орлы умирают в полете» (отрывки);
  3. Н. Султханов «Баллада о весне» (отрывки).

Беседы с детьми:
- об А. Гусько;

  1. «Наша армия родная бережет наш мирный труд»;
  2. «Что такое героизм»;
  3. «Есть такая профессия- защищать Родину»;
  4. «Какие бывают военные специальности»;
  5. «Героические профессии»;
  6. «Кто такие пионеры»;
  7. о воинских званиях;
  8. о воинской службе пап, дедушек.

Словарная работа:
Казачья, герой, пионер, учетчик, бригада, ремесленное училище, гвардии сержант, артиллерист, артиллеристская школа, контузия, наводчик орудия, «тигр», броня, не властен, Советский Союз, звено, воспетый, почтить память, объялся, пелена, вещмешок, бронза, заступ, легенда, аул, округ, черкес, жнивье, минута молчания.

Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Моряки»,»Летчики», «Мы-военные», подвижные игры детей Кубани.

Слушание и исполнение музыкальных произведений:
В. Агапкин «Прощание славянки»,
муз. А. Александрова, сл.В.Лебедева-Кумача «Священная война»,
муз. Н. Богословского, сл. В Агатова «Темная ночь»,
муз. М. Шишикина, сл. В Москового «Песня о Гусько».

Продуктивная деятельность:
«Мой папа (дедушка)- солдат», «Подарок папе(дедушке)», «Военные учения», «Наша армия на страже мира», «Будем в армии служить», «Матрос - сигнальщик», «Голубь мира»(оригами).

Материал:
фотографии А. Гусько и членов его семьи, иллюстрации с изображением военной техники, кассеты (диск) с записями песен, используемых на занятии.

(Отрывок из повести – хроники Нохи Султханова о Герое Советского Союза
Алексее Гусько «Орлы умирают в полете», Краснодар,
«Советская Кубань», 1999.
Для чтения дошкольникам в рамках предварительной работы).

Есть разная любовь к земле родной:
Один красиво льет слова и слезы
Над полем ржи, над спелой целиной,
Над вянущими листьями березы…
Другой не смог сложить красивых слов,
Но, не покинув замолчавшей пушки,
Он просто умер за свою любовь
У неизвестной дальней деревушки…
Лев Ошанин.

…Ударившись об угол сарая и оставляя на нем кровавую отметку, орел покатился по земле, махая крыльями, безуспешно пытаясь встать на ноги и вновь подняться в родную стихию.
- Зачем ты его? - с укором спросил Алексей подбежавшего с еще дымящим ружьем соседа. –Ведь не трогала птица наших и ваших курчат?
Сосед молчал и остановившимся взглядом смотрел на поверженного орла.
Легкий ветер шевелил перья на голове гордой птицы, глаза ее были полуоткрыты. Вдруг орел вздрогнул, поднял голову. В его горящем взгляде был виден яркий огонь ненависти и злобы. Безошибочно определив своего убийцу, орел, опираясь о землю, сделал попытку броситься на своего обидчика. Потом вновь, затем снова и снова, пока силы не покинули его…
Но птица была еще жива. Приоткрыв глаза, орел вдруг твердо встал на ноги, на секунду замер, а затем со всей силой запустил клюв в истекающую кровью рану и стал раздирать ее. Эта страшная драма продолжалась еще несколько минут, пока орел не глянул людям в глаза, а затем бездыханный рухнул на землю.
- Зачем это он? – печально спросил пятнадцатилетний Алексей прибежавшего на выстрел своего отца.
- Гордая птица! Не хотел орел, чтобы его видели поверженным. Порода такая! – сказал Василий Иванович и добавил: - Ты вот что, возьми заступ и схорони его, как бы кошки иль собаки не растерзали. Хоть похороним его, раз взяли грех на душу…
Вечером отец рассказал Алексею кавказскую легенду, которую услышал на базаре в Краснодаре от черкеса.
«… Было это давно, когда человек только изобрел ружье. В главном ауле округа собрались лучшие охотники со всего Кавказа померяться ловкостью и меткостью в стрельбе. Победителем оказался юноша из дальнего ущелья, который отличался не только меткостью, но и чрезмерным хвастовством.
- Ни один зверь, ни одна птица не уходят от моей меткой пули, - утверждал он, вызывая тихий ропот у местных болельщиков, в обычаях которых не одобрялось хвастовство.
И надо ж такому случиться, что именно в этот момент гад аулом пролетал орел, который устало двигался к своему гнездовью. Охотник, под возмущенные крики окружающих, вскинул ружье и послал в орла большую пулю, самодовольно усмехнувшись, уверенный, что попал в цель. Но орел продолжал лететь. Тогда горец второй раз поднял ружье. Но и после второго выстрела царь птиц продолжал свой полет. Ничего не изменил и третий выстрел, который хвастунишка послал вслед птице.
Тогда, взметнув к небу две руки, охотник дрожащим голосом воскликнул:
- О, Всевышний! Ты направлял мою руку и на дальних расстояниях, ты приносил мне удачу в каждом выстреле. Что же случилось сегодня? Зачем ты покрыл меня вечным позором?..
В это же время слабеющий орел тоже взывал к небу: «Ты, стихия, вскормившая меня, дай мне силы долететь до родной горной среды! Дай мне третий коготь, чтобы закрыть кровоточащие раны и задержать на мгновение живительную кровь…»
У него хватило сил. На глазах изумленных людей он долетел до горной гряды и скрылся за ней.
И только после этого мертвый упал на камни, так и не дав врагу восторжествовать победу…».
-Орел – гордая птица! – закончил Василий Иванович свой рассказ и уточнил: - Орлы не умирают на земле. Они погибают в полете…

(Фонограмма, «Алеша», муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина.)

Воспитатель. Стоит казаченько средь нашей станицы,
Он вылит из бронзы, как колос пшеницы,
Всегда у подножья живые цветы –
Герою подарок земной красоты.
(«Песня о Гусько».)
- Ребята, как вы думаете, о ком эти строки? Кто такие казаки? Кого мы называем героями?
(Ответы детей.)
…Стоит казаченько средь нашей планеты,
Закованный в бронзу, народом воспетый…
Навеки остался в сердцах у людей…
И в колосе каждом живет Алексей.
(«Песня о Гусько».)
- Это строки из стихотворения «Сын Кубани», написанного нашим односельчаниным Вячеславом Московым о юноше, погибшем на войне, имя которого носит одна из улиц нашей станицы; в его честь установлен памятный камень на этой улице и памятник в центральном парке станицы. Назовите
имя этого героя.
(Ответы детей.)
- Да, ребята, это Алеша Гусько. Он родился 20 мая 1925 года в нашей станице, в крестьянской семье: отец, Василий Иванович, и мать, Прасковья Дмитриевна, были обычными колхозниками.

(Воспитатель показывает снимок 1915г. с изображением семьи Гусько.)

В школу Алеша пошел семи лет. Четыре года он обучался в НШ N 4 (теперь ООШ N 35 ), в пятый класс поступил в школу N 16 (ныне – школа N 36), где закончил семь классов.
Алеша был хорошим товарищем, любил читать как в детстве, так и в последующие годы. Он выполнял все пионерские поручения.

(Снимок пятнадцатилетнего А. Гусько.)

Когда начинались летние каникулы, Алеша работал в колхозе.
Он смелым был с детства. За правду стоял,
С подростками вместе о счастье мечтал.
(«Песня о Гусько».
У парня была мечта (он хотел поступить в ремесленное училище), но она не сбылась, и Алексей стал работать в бригаде учетчиком.

(Фонограмма, «Священная война»,
муз. А Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.)

Воспитатель. Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.( С. Щипачев.)
Ребенок. Но чистое небо вдруг тучи закрыли,
И горе свободным народам пролили.
В защиту любимой Отчизны своей
На фронт добровольцем ушел Алексей.

(Игра «Чьи вещи». Из предложенных иллюстраций с изображением снаряжения, одежды выбрать те, которые относятся ко времени В. О. В.: шлем, вещмешок, котелок, латы, плащ-палатка, пилотка, сапоги, кольчуга и др.
Играют девочки. Картинок с изображением амуниции времен В. О. В. должно быть не менее, чем количество девочек).

(Снимок Алексея курсантом полковой школы, 1943г.)

Алеша ушел на фронт в августе 1942 года, в 17 лет. С отличием закончил артиллерийскую школу. На фронте он был наводчиком орудия.

(Игра «Назови действия». Ребятам показывают иллюстрацию какого-либо рода войск и просят соотнести действия с военной профессией. Например: иллюстрация- пушка; род войск- артиллеристы, подносят боеприпасы, заряжают, прицеливаются, стреляют. И т. д.).

В первых же боях казак возмужал, окреп и приобрел воинское мастерство. Молва о нем все чаще и чаще стала разноситься по частям, как о храбром воине. На первом же году военной службы ему присвоено звание гвардии сержанта.
Победы уже загоралась зарница,
Обильно на Родине спела пшеница,
А он, как былинный герой- исполин,
На вражеский танк шел один на один.

( Игра « Кому что нужно». Задание аналогично заданию игры «Чьи вещи». Играют девочки. Иллюстрации: шлем, вещмешок, котелок, латы, плащ-палатка, пилотка, сапоги, кольчуга и др.).

В последнем бою Алеша подбил бронетранспортер. Потом получил контузию, но в санчасть ехать отказался, лег недалеко от орудия. Вскоре послышался рев моторов. Алеша увидел, что прямо на их орудие ползут шесть фашистских танков. К тому времени Алеша остался у орудия один.
Товарищи пали…Пылает земля…
Но пушка стреляет. Но пушка жива!
Он смог поджечь одного «тигра», был дважды ранен навылет. В животе застрял небольшой осколок. Но некогда заниматься ранами! Надо стрелять, стрелять, стрелять! Он хватает очередной снаряд, заряжает пушку, наводит и стреляет в серую броню «тигра». Танк сразу объялся пламенем. Фашисты дрогнули, отступили.

(Фонограмма, «Журавли», муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.)

«Но Алексей уже ничего не видел. Он лежал неподвижно лицом вверх. Полные глубокой печали, широко открытые глаза его смотрели в синеву неба, губы вздрагивали.

  1. Хлопцы, прощайте! Отомстите за меня… Напишите моим домой на Кубань,- едва слышно произнес Гусько. Он уже не в силах был поднять голову. Всегда веселые, живые глаза начала заволакивать туманная пелена. Веки отяжелели, сознание гасло. По обветренной щеке катилась одинокая слеза…»

(Фонограмма, «Темная ночь», муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.)

« …А бой затихал. С мутнеющим сознанием наводчик орудия лежал у … пушки, с расстегнутым воротом гимнастерки. Рука…сорвалась и упала на траву, на маленький побег цветочка, только-только вырвавшегося из-под земли на свет. …Пробуждалась весна…»

Дети. Гремел и стонал нескончаемый бой,
От взрывов оглох небосвод голубой,
А люди забыли, что есть тишина,
А люди забыли: настала весна.

Сквозь каску пробитую вылез цветок,
Журчит меж камней ледяной ручеек,
А где-то вдали, за громадой полей.
По- мирному песню запел соловей.
(Отрывок из «Баллады о Гусько».)

…Стоит казаченько средь нашей планеты,
Закованный в бронзу, народом воспетый…
А в мире спасенном бушует весна.
И нашим Героем гордится страна.

Навеки остался в сердцах у людей…
И в колосе каждом живет Алексей…
(«Песня о Гусько».)

- Ребята, я предлагаю почтить память нашего станичника и всех воинов, погибших за то, чтоб мы жили в мире, минутой молчанья.

Дети: На свете войны не нужны ребятам
Разных стран и наций,
И поджигателям войны
Придется с этим посчитаться!

Нам нужен мир, чтобы смеяться!
Мир, чтоб любить и дружить!

А что всем нам нужно для счастья?
Все: Нам нужен мир! Только мир! Миру – мир!

(Исполняют песню «Мир нужен всем», муз. В. Мурадели,
сл. С. Богомазова.)

На фоне песни «Мир нужен всем» воспитатель дарит
участникам и зрителям оригами «Голубь мира».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ноха Султханов. «Орлы умирают в полете». Краснодар, «Советская

Кубань»,1999.

2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова.«Мы живем в России». Подготовительная
группа. М., 2007.

   
  Rambler's Top100