logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Автор: Салькова Е. В.

 

В настоящее время особенно значимой является проблема исследования эмоционально-волевой и личностной сферы у детей с нарушениями в развитии, так как любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка.
    С каждым годом становится все больше детей, которые имеют общее недоразвитие речи, а также детей страдающих заиканием.
        Современный этап развития взглядов на проблему заикания обычно включает в себя рассмотрение психологических компонентов этого заболевания, но вне поля зрения остаются вопросы коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы у детей с заиканием.
    Ежегодно в нашем детском саду формируется группа для детей с заиканием, которые ранее посещали другие группы или дошкольные учреждения. Поэтому очень важным являются вопросы адаптации таких детей, преодоление нарушений их общения, повышение активности дошкольников, формирование адекватной эмоциональной оценки себя и других, снижение фиксации на речевом дефекте.
    Основной формой психокоррекционной работы для детей с заиканием являются групповые и подгрупповые занятия. К огромному сожалению, нет программ, которые были бы разработаны специально для работы педагога-психолога с заикающимися детьми. Поэтому каждое занятие приходится тщательно планировать и разрабатывать, учитывая специфику работы с заикающимися детьми.
    Структура всех занятий в старших группах одинакова: приветствие, разминка, основная часть, релаксация, прощание. Меняется только содержание и тема занятия, которая тесно переплетается с лексическими темами учителя- логопеда. Необходимо включать в занятия упражнения на дыхание; логоритмические упражнения; игры на визуализацию, перевоплощение; упражнения, направленные на работу над голосом; физминутки; пальчиковые игры; упражнения на коррекцию эмоционально-волевого и личностного развития детей.
    Детям легче общаться в игре, путешествуя в различные места и миры, так как развитие ребенка возможно только при наличии у него положительной мотивации к занятиям, основанной на его потребностях. Одна из них заключается в стремлении реализовать желания, фантазии, а это лучше всего удается сделать в игре, в которой стираются грани между иллюзией и действительностью. Чем больше раскрывается ребенок, тем активнее он становится, повышается его самооценка, формируются коммуникативные навыки, снимаются речевые зажимы, формируется эмоционально яркая, нравственно богатая и владеющая своими чувствами личность.

 

Коррекционно-развивающее занятие для старшей группы.
Тема: «В стране добрых Фей»
Вид занятия: путешествие.
Цели:
- закрепить понятие о добре, дружбе, взаимопомощи;
- закреплять эмоционально-выразительные движения;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность;
- создание общего положительного эмоционального настроя;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- повышение уверенности в себе;
- обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
- формирование потребности в саморазвитии;
Оборудование:
- письмо от феи;                                
- стакан с водой, кисточка, йод;
- рисунки с изображением сказочных фей;
- «волшебный мешочек», «волшебная коробочка», «волшебный» клубочек;
- коврики для реалаксации;
- светильник в виде цветка;
- подарки для детей.
Ход занятия:
    - Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.
Упражнение «С добрым утром!»
              С добрым утром! Мы всем рады!
              Мы проснулись, потянулись.
              Мы друг другу улыбнулись.
              И Елена Викторовна здесь,
              И Алена здесь,…и Миша здесь-
              Все здесь!!!
    - Сегодня утром почтальон принес мне это письмо. Я внимательно посмотрела на конверт и прочла, что оно адресовано вам. А вот только кто прислал это письмо  непонятно. Ведь от кого это письмо не написано. Как вы думаете, кто же написал его? (Детям показывается конверт с изображенной на нем волшебной палочки).
    Правильно – это письмо от добрых фей. Давайте посмотрим, что же они нам написали.
    Ребята, а ведь здесь ничего не написано. И листок такой странный. Подождите, здесь есть еще что-то, наверное, это подсказка для нас. Что здесь нарисовано? (Стакан с водой, йод, кисточка).
    (Письмо написано лимонным соком, чтобы его прочесть необходимо  в стакан с водой капнуть 3-4 капли йода и смочить этим раствором написанное).
    Наши феи волшебницы и они хотят, чтобы и вы совершили чудо.           
    Давайте прочитаем, что написано в письме. (Ждем в гости. Добрые феи).
-В далекой волшебной стране, где много  ярких цветов, где светит солнце, дует легкий ветерок и всегда голубое небо – живут феи, которые делают добрые дела и помогают всем и всегда. И сегодня мы отправимся в страну добрых фей. А чтобы попасть туда, нужно надеть волшебные башмачки. Сейчас я раздам их вам из волшебного мешочка. Приготовьте свои руки.
Упражнение «Волшебные башмачки»
    Обули башмачки, завязали шнурочки.  Постучали каблучками сначала медленно и тихо, а теперь громче и быстрее. Башмачки всем в пору. Хорошо. Готовы лететь. Руки расставили в стороны как птицы и полетели. Теплый ветерок обдувает нас. Он приятно ласкает наши лица. И вот мы попали на облачко мягкое и пушистое. Давайте покачаемся на нем (пружинка). Полетели дальше. Тихо приземлились. Сняли башмачки, поставили в ряд, чтобы они не потерялись.
    -Вот перед нами страна добрых фей. Давайте войдем в волшебные ворота. (Дети проходят через обруч).
    - Мы попали в сказочный лес. Хозяйка здесь лесная фея. Ей подвластны все животные в лесу. Она заботится обо всех лесных обитателях. Посмотрите, маленький олененок подошел лизнуть ей руку, что означает «С добрым утром!». Мы первый раз в гостях у феи и она хочет знать как вы живете. Расскажем ей.
Упражнение «Как живешь?»
              Как живешь? Вот так! (поднять большой палец вверх).
              Как бежишь?
              Как стоишь?
              Как даешь? (протянуть руку для рукопожатия).
              Как берешь? (сложить руки ковшиком, локти прижать).
              Как грозишь?
              Как шалишь?
              Как сидишь?
              Как смешишь?
              Как дружишь? (обнять своего друга).
    -Теперь фея знает как вы живете. И предлагает вам поиграть.

Упражнение «Есть или нет?»
    Если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!» Если не согласны – опускают руки и шепчут: «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?                          Есть ли двери у норы?
Есть ли в море рыбаки?                  Есть ли хвост у петуха?
Есть ли крылья у теленка?             Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли ключ у поросенка?            Есть ли рифма у стиха?
Есть ли гребень у горы?                 Есть ли в нем ошибки?
    - Молодцы! Нам пора дальше. Нас уже ждет фея добра.
Упражнение «Волшебный мешочек»
    У нее для вас есть волшебный  мешочек. Какого он цвета?
В него мы сложим все отрицательное и плохое. Я положу в него страх и т.д. (дети кладут в мешок все плохое и отрицательное). Мешочек мы крепко завяжем и выбросим в мусорное ведро. У феи есть волшебная коробочка. Из нее мы возьмем для себя и для всех что-нибудь доброе и приятное. Я возьму из шкатулки радость и т. д. (каждый ребенок дерет для себя из шкатулки что-то хорошее).
    С таким хорошим настроением мы отправимся в гости к фее дружбы. У нее в руках волшебный красный рубин. Пока он светится, у каждого всегда будут верные и преданные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Мы тоже умеем дружить.
Упражнение «Эстафета дружбы»
    Взяться за руки и передавать, как эстафету рукопожатие. «Я передаю свою дружбу Ане…»
    Красный рубин в руках у феи, стал гореть еще ярче, т.к. каждый из вас добавил ему частицу своей дружбы. Пусть она вас никогда не покидает и согревает всегда и везде.
    Мы немного устали и нас уже ждет фея сна и спокойствия. Сейчас мы с вами отдохнем и наберемся сил на весь день. (Дети берут коврики для релаксации).
Упражнение «Волшебный сон»
    Дети ложатся на ковер по кругу, ноги - в центр круга, руки вдоль тела ладонями вверх, глаза закрыты. Дается установка: « Начинается игра  «Волшебный сон». Вы не заснете по настоящему, будите все слышать и чувствовать, но не дудите двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон.
           Реснички опускаются…,глазки закрываются…
           Мы спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаем.
           Дышится легко, ровно, глубоко.
           Наши руки отдыхают…, ноги тоже отдыхают…,
           Отдыхают, засыпают…(2 раза).
           Шея не напряжена, а расслаблена…
           Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется…(2 раза).
           Дышится легко…,ровно…, глубоко…
           Напряженье улетело…, и расслаблено все тело (2 раза).
           Будто мы лежим на травке…, греет солнышко сейчас…
           Ноги теплые у нас…Дышится легко…,ровно…, глубоко…
           Губы теплые и вялые и нисколько не усталые.
           (Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна».)
           Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали…
           (Громко, быстро, энергично)
           Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
           Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
           Потянуться, улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
    У меня в руках волшебный клубочек. Он приведет нас к фее исполнения желаний.
Упражнение «Клубочек»
Давайте расскажем о своих желаниях и мечтах. Я хочу, чтобы сегодня вас ожидал сюрприз! И так далее по цепочке.
    А вот и фея исполнения желаний. Если ваши желания были добрыми и шли от самого сердца, тогда они обязательно исполнятся. А фея исполнения желаний вам поможет.
     Ребята, волшебный цветок зажегся яркими огнями. Значит, наши желания стали исполняться. И одно желание уже исполнено. Посмотрим какое?                       ( Раздаются подарки детям).
    Давайте поблагодарим фей доброй страны за гостеприимство. Мы обязательно еще прилетим к ним в гости, но сейчас нам пора в родной детский сад. Взяли свои волшебные башмачки, постучали каблучками. И полетели, как птицы.

    У дошкольников, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, наблюдается снижение тревожности, повышается уверенность в себе, нормализуются взаимоотношения со сверстниками, формируется потребность в саморазвитии.                                                                                                                                                                 Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, важно подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой. Именно в этой деятельности наиболее активно происходит развитие ребенка — его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путем создавать различные взаимодействующие коллективы.
    Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели.
Литература:
1. Волковская Т.Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб,2004.
2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов:2-е изд.,доп. и перераб. - СПб.: «Детство-ПРЕСС»,2003.
3.Карепанова В. М., Харлампова Е. В. Познаю себя. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
4.Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В. Секачев,2005.

   
  Rambler's Top100