logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми.

"Водное торнадо".

Старший дошкольный возраст.

Автор: Ефремова Юлия Владимировна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N12», Пермский край, г. Чернушка.

Цель и задачи:

Показать значение воды для всего живого.

Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить: познакомить с понятием водное торнадо и его способом образования, опасными ситуациями на воде.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Развивать логическое мышление и предпосылки к деланию выводов, экспериментированию.

Оборудование и материалы:
Наждачная бумага, две чистые пустые 2-литровый бутылки с пластиковыми винтовыми колпачками, клей, изолента, пищевой краситель, серебряные блестки (можно мелко нарезать фольгу-обертку от конфеты), стеклянная банка с грязной водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, газета, разнос с предметами (деревянные ложки), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку.
Не кузнец, а с клещами (рак);
Появляется игрушка рака, педагог озвучивает слова рака сам.
Воспитатель спрашивает у детей, а где живёт рак? (Среда обитания - он живёт в воде).
А знали ли вы, что рак живёт только в чистой воде?
Ребята, к нам в гости пришёл господин рак и не просто так, а с большой просьбой. Он принёс нам немного воды из своего водоёма. Посмотрите –ка на неё, какая она? (грязная).
Рак:

Я не могу жить больше так,

Где грязь и мрак, ведь я же Рак!

И времени у меня очень мало,

Не только мне плохо жить так стало,

И рыбки в такой воде

Находятся тоже в беде.
Воспитатель: А кто же воду замутил и вам такую грязь залил?
Показ картинки героя Водного Торнадо. Рисунок N4.
Рак:

Это водное Торнадо,

Ему многое испортить надо.
Воспитатель предлагает детям помочь Раку.
Давайте попробуем очистить эту грязную воду?.. Как вы думаете, как с помощью чего это можно сделать? (выслушиваются ответы детей)
На столе ряд материалов: ткани, разные виды бумаг, пластиковые и пластмассовые, металлические и деревянные ёмкости, песок и камни.
Воспитатель А чем же можно очистить воду? Ваши предложения!
Педагог выслушивает гипотезы детей и целенаправленно наводит на мысль, что лучше использовать предметы для очистки из подручного материала.
Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.
Воспитатель Пропускает стакан воду? (нет) какая вода в стакане осталась? (Грязная)
Воспитатель Какие ещё материалы не пропускают воду? пластиковые и пластмассовые, металлические и деревянные ёмкости.
Давайте проверим. (Дети льют воду в ёмкости.)
Изменилась ли вода?
Рак: Какая была, такая и осталась.
Грязная ужасно и её пить даже опасно.
Воспитатель:
Ребята, а для того, чтобы очистить воду, нужно взять материал, пропускающий или не пропускающий воду? (Пропускающий) А что же пропускает воду? (Бумага, ткань, песок)
Воспитатель: Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать механические примеси (частицы грязи). Для этого потребуется воронка (стеклянная или пластмассовая) и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)
Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду и … Что мы видим?

Опыт N 1 «Фильтрация воды»
Дети выполняют опыт очистки воды на рабочих местах (с подготовленными фильтрами, стаканчиками с «грязной» окрашенной водой)
Ребята, с помощью чего можно очистить воду?
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Ну, что, Рак, чистой стала вода для тебя?
Рак: А вы знаете проверить нужно как?
Опыт N 2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?
Воспитатель: Да вот так.
Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).
Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)
Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Рак:

Я вам, ребята, благодарен.

Водою чистой я одарен.

Мне теперь и без труда

Покорится вся вода.

Воду будем фильтровать

Чистой станет та опять.
А вы знаете, где есть вода? (ответы детей)
У вас на суше живут мои друзья. Они расскажут вам зачем нужна вода.
Кукольный театр показывает педагог.
Сказка о воде (театральная импровизация стихотворения)
Внучка: Расскажи мне сказку о воде!
Бабушка:

Знаешь, внученька, вода везде.

Осмотрись вокруг – озера и моря,

Без воды не проживет Земля твоя.

Воду ценит каждый человек,

Дерево не выросло б вовек.

Птицы, звери тоже воду пьют,

Рыбки без водички не живут.

Внучка:

Как бы жили мы в своей квартире,

Если бы нам воду отключили?

Не умыться и не постирать,

Как тогда в квартире убирать?

Кушать, тоже варим на воде,

Бабушка:

Что сказать? Вода – она везде!

Травка без водички не растёт,

Все живое без воды помрёт.

Внучка:

По морям не плыли б корабли

И цветы на клумбах не цвели.

С речек орошаются поля,

Чтоб была красивою Земля.

Бабушка и внучка показывают плакат.

Рак:

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.
Рисунок N1.

Воспитатель: Господин Рак
А как же быть с водным Торнадо, которому только пакостить надо?
Рак: А вы знаете как
Воспитатель: Нет.
Рак: Никто не знает...
Воспитатель: Ну, хотя бы познакомьте нас с ним, чтобы мы его избегали и в неприятные истории не попадали. Согласны, ребята?
Что же это такое Водное торнадо? Показ рисунка N2.
Рак: Водное торнадо— атмосферный вихрь, возникающий в облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде рукава или хобот.
Возникновение торнадо или по-русски смерчей - удивительная загадка, почему-то о его происхождении удивительно мало информации, а ведь мелким или незначительным это явление назвать ну никак нельзя. Водное Торнадо возникает и движется над водной поверхностью. Такие Торнадо могут возникать на морях, заливах и озерах по всему миру. Водное торнадо могут опрокидывать лодки, небольшие суда, а при выходе на берег быть опасными для людей.
А ведь и огромный торнадо и маленькая воронка в ванной - это явления одного порядка , происходящего по одним и тем же законам.

Опыт N3.
Давайте я вам силу водного Торнадо покажу.
Рак показывает опыт в умывальнике с игрушкой-лодкой. Он затыкает крышкой слив в раковине и наливает из крана воду больше середины уровня раковины. Господин Рак выпускает лодку в воду и убирает крышку из слива в раковине.
Что случилось с лодкой? (Она кружится)
Что кружит её? (Вода)
Хотите узнать как и что это делает так? (Да)
Воспитатель: Хотите, ребята? (Да)
Опыт N4.
Предварительная работа для подготовки экспериментального сосуда:
Зачистите наждачной бумагой вершины двух винтовых колпачков на бутылках, а затем склеить крышки вместе. Дайте высохнуть. Обмотайте изолентой по окружности две крышки, чтобы обеспечить дополнительную надежность соединению. Проделайте отверстие около 1 см в диаметре через обе крышки в центре.
Заполните одну из бутылок на две трети водой, добавьте пять капель пищевого красителя и серебряные блестки. Прикрутите склеенные колпачки на эту бутылку, а пустую бутылку прикрутите сверху.
Рак перевёртывает устройство для создания торнадо вверх тормашками, так чтоб окрашенная вода с блестками переливалась в пустую бутылку. Закручивает полную бутылку против часовой стрелки до образования воронки торнадо.
Воспитатель:
Что происходит?
Рак:
Вода вращаясь переливается вниз в пустую бутылку, образуя торнадо. Показ рисунка N3.
Воспитатель:
Почему это работает?
Рак:
Я бутылки перевернул, что вода сделала?( текла, капала, струилась, лилась, бежала)
В этом опыте ты наблюдаешь действие двух сил. (Сила – это то, что способно изменить форму или движение предмета.) Одна из этих сил - сила притяжения, действующая на все объекты. Сила притяжения заставляет любой объект, в том числе и воду, падать на Землю. Благодаря ей вода льется из верхней бутылки в нижнюю.
Рак: Что я делал руками, а вы всё видели своими глазами? (крутили бутылку) Вращение бутылок заставляет воду двигаться. Вода, двигаясь по спирали вниз из верхней бутылки в нижнюю помогает создать Водное торнадо.
Воспитатель:. Вы что-то видите, ребята в середине Водного Торнадо?. (В середине водного смерча имеется пустое место).
Рак:
Эта «дырка» проходит от верха водяного столба до отверстия между бутылками. Благодаря ей воздух из нижней бутылки может перемещаться в верхнюю одновременно с движением воды в обратном направлении.
Воспитатель: Показ рисунка N3.
Ребята, а вы хотите попробовать сами воспроизвести Торнадо?
Приглашается 2-3 ребёнка для опыта.
Воспитатель:
Что может вода делать, когда происходит Торнадо? (Крутиться, литься)
А кто этим руководит? (Торнадо)
Что помогает ему крутить воду? (Сила)
Большая сила у этого Водного Торнадо, правда, ребята?
Рак:

Такую силу избегать надо!

А теперь, увы, пора!

Стала чистою вода.

Я прощаюсь, извините,

Плавать летом приходите.
Воспитатель:
До свидания, Господин Рак!

   
  Rambler's Top100