logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми.

«Красота народного костюма. Головные уборы».

Интегрированное занятие в старшей группе детского сада.

Автор: Шарова Анна.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с особенностями татарского национального костюма. Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку. Продолжать учить украшать узором головные уборы, используя элементы татарского орнамента.
  2. Развивать интерес к культуре народов своего края; творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
  3. Воспитывать у детей чувство гражданственности, патриотизма, гордости за свой край.

Предварительная работа:
• Беседа о традиционном комплекте в татарском национальном костюме.
• Рассматривание головных уборов и элементов узора с целью ознакомления с их значимостью.
• Гендерный подход в процессе занятия: предложить мальчикам шаблоны тюбетеек, графические портреты мужчин.
Материал: изобразительный материал на выбор детей, шаблоны татарских мужских и женских головных уборов и изображение лиц, салфетки, клей ПВА, музыкальный диск для фона. Демонстрационный материал: изображение татарского национального женского и мужского костюма, головных уборов, элементы татарского узора.
Практическое задание: украсить шаблоны головных уборов и наклеить на изображение лица.
Ход занятия:
− Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте).
− Ребята, но это еще не все гости, к нам еще кто-то пришел… Заходите. (Звучит татарская мелодия, в группу заходят мальчик и девочка, одетые в татарские национальные костюмы). Сейчас они прочитают нам отрывок из стихотворения. А мы с вами внимательно его послушаем и скажем, о чем оно.
Чтение стихотворения «Татарстан».
1.Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.
2.Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем только здесь согреться,
В объятьях родины своей.
− О чем оно? (О нашей родине, республике Татарстан). Как называется столица нашей республики? (Казань). Это красивое стихотворение написал казанский поэт Алексей Анисимов.
− Как называется город, в котором мы живем? (Альметьевск).
− Чем славится наш город? (Нефтью).
− Какие народы можно встретить в нашем городе? (Русские, татары, чуваши, мордва и т.д.)
− Мы с вами живем в Республике Татарстан, изучаем татарский язык, в нашей группе тоже есть татары. Сегодня на занятии мы поговорим об одежде, в которую одевались наши прабабушки и прадедушки, а именно об основных элементах татарского национального костюма. (Картинка с изображением мужского и женского костюма на доске)
− Посмотрите на наших гостей и скажите, можно ли встретить людей на улицах нашего города в таких костюмах? (Нет)
−Давайте закроем глаза и попробуем представить себя в этих костюмах.
− Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них? (Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде)
− Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные костюмы? (В музеях, на картинах художников, на старых фотографиях)
− Куда их можно одеть? (На праздники «Науруз», «Сабантуй», на концерты народных танцев и песен).
− Из чего состоит женский костюм? (Основу женского костюма составляет платье, затем одевают камзол или фартук в зависимости от ситуации – на праздник идут или дома, сапоги-ичиги из мягкой кожи или башмачки. Всё расшито орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).
− Из чего состоит мужской костюм? (Основу мужского костюма составляет рубаха, камзол, широкие шаровары, заправленные в сапоги-ичиги. Всё также расшито орнаментом).
− Гости наши дорогие, а где ваши головные уборы? Ребята, чтобы узнать, какие головные уборы они забыли надеть, мы поиграем в игру «Собери мозаику» (Девочки собирают калфак, мальчики – тюбетейку).
− Итак, о каком же элементе костюма мы забыли? (О головном уборе – тюбетейка и калфак)
− Правильно. Давай их рассмотрим.

ТЮБЕТЕЙКА – это небольшая, надеваемая на макушку шапочку.
КАЛФАК – девичий голо­вной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.
Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками.
− Как называется вид орнамента, которым украшались головные уборы у татарского народа? (Цветочно-растительным вид).
− Какие элементы вам знакомы? Назовите их. (волнообразные побеги (в виде виноградной лозы), цветы: тюльпан, пион, ромашка, фиалка, лотос, трилистник. (Показ на картинах, на доске мелом рисуются цветы).
Физкультминутка «Тюбетейка» (Ребята под татарскую мелодию передают друг другу тюбетейку, тот, у кого останется тюбетейка, когда остановится мелодия, выходит в круг и показывает какое-либо татарское движение).
− В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду, мужчины делали более трудную работу − шили сапоги, плели лапти, катали валенки. Интересно сможем ли мы с вами сегодня быть такими же умелицами и умельцами?
− Как сегодня называют людей, которые придумывают и украшают новые модели одежды? (Модельеры, дизайнеры).
− Цвет, узор, татарские головные уборы до сих пор вдохновляют современных художников – модельеров.
− Ребята, я принесла вам шаблоны головных уборов и очень хочу, чтобы вы сегодня, хотя бы ненадолго, стали дизайнерами и украсили головные уборы для артистов народного танца. Хотите попробовать? (Да)
− Предлагаю девочкам украсить калфак, а мальчикам – тюбетейку. Выбирайте шаблоны головных уборов и начинайте работать. На шаблонах у вас карандашом нарисованы элементы татарского узора. С помощью техники мозаики вам надо украсить свои уборы, в этом вам помогут волшебные пайетки разных цветов, которые лежат у вас на столах. А я буду старшим дизайнером и помогу вам. Чтобы нам было веселее выполнять свои работы, я включу красивую татарскую мелодию.
После окончания работы, рисунки вывешиваются на доску.
− Ребята, посмотрите какие интересные, красивые работы у нас получились! А давайте предложим гостям выбрать себе головные уборы, а остальные подарите свои уборы приглашенным гостям.
– Что вам понравилось на занятии?
– Что нового вы узнали?
− Сегодня на занятии все молодцы, очень старались, фантазировали, аккуратно выполнили свои работы. И в завершение я хочу вас всех угостить национальным татарским блюдом «Чак-чак».
Спасибо за внимание.

   
  Rambler's Top100