logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми.

«Путешествие в зимний лес»

Доминантное занятие в подготовительной к школе группе.

Автор: Кочанова М.В., музыкальный руководитель, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 4», структурное подразделение – детский сад, г. Тверь.

Принцип построения занятия: построено на упражнениях, способствующих развитию вокально-хоровых навыков детей.
     Цель: включив детей в разные формы творческой деятельности (пение, движение, мимика, импровизация, «пластическое интонирование»), помочь эмоционально освоить особенности музыкальной выразительности в произведениях с текстом через развитие вокально-хоровых навыков.
Программное содержание
     1.Вход «Вальс» Свиридова
         Организационный момент (музыкальное приветствие «Здравствуйте!»).
      2.   Артикуляционно-дыхательная гимнастика
а) упражнения на развитие речевой мускулатуры «Улыбка» на «и», «Трубочка» на «у», «Орешек», «Лошадки», «Покусай язычок»
б) упражнения на дыхание по методике Стрельниковой , на развитие объема легких скороговорка «Егорка», «Носом вдох» на укрепление дыхания

3. Распевка и массаж биологических активных зон «Наступили холода» (модель М. Картушиной). Подготовка голосового аппарата к пению.

4.  Игра-импровизация «Песенка снежинки» (повторить, а потом придумать свою мелодию песенки). Развивать музыкальную память и чистоту интонирования.

5.   Пластическое интонирование «Злая вьюга» и «Звенящая тишина» (пение «глиссандо», выстраивание «унисона»). Обогащать словарь эпитетами (вьюга - злая, колючая, завывающая, тишина - «звенит», спокойствие, умиротворение, одиночество).

6. Упражнение «Эхо» Тиличеевой (чистота интонирования)

7.   Загадка про сороку. Развивать эмоциональность и творческое воображение.

Обогащать словарь «верещунья», «белобока».

Упражнение «Сорока»  (исполнение попевки, прохлопывая ритм, далее повышая по полутону). Развивать чувство ритма, подготовка голосового аппарата к пению.

8. Скороговорка «Яшка». Развивать дикцию, способствовать обогащению голоса

выразительными интонациями, меняя звуковую окраску (тембр). 
а) произносим шепотом
б) громко
в) медленно, в умеренном темпе, быстро
г) менять звуковую окраску (тембр) лениво, сердито, смеясь, добрым голосом
д) пропевание на низком звуке, среднем и высоком звуке
    
 9.  Знакомство с песней «Солнечная капель» С.Соснина
а) определение характера песни
б) беседа по содержанию
в) разучивание припева
г) исполнение припева с аккомпанементом
 Развивать художественный вкус. Воспитывать умение работать в коллективе.       Воспитывать любовь и интерес к хоровому пению.

10.  Инсценировка песни «Ням-ням» Варламова солистами
      Закреплять умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Развивать эмоциональность и творческое воображение. Развивать художественный     вкус.

11.  Общий песня-танец «Делай, как я!» (сочетание пения с движениями по тексту)
Развивать эмоциональность и творческое воображение. Воспитывать умение        работать в коллективе. Закреплять умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях. Добиваться эмоциональной раскрепощенности в песне-танце.
   
      12. Заключительная часть занятия. Подведение итога занятия: оценка работы детей,
          (попевка «До свидания»).

Методы обучения на занятии

  1. Репродуктивный.
  2. Творческий, игровой.
  3. Эвристический.
  4. Объяснительно-иллюстративный.

Методы организации обучения на занятии.

  1. Объяснительный.
  2. Словесный.
  3. Практический.
  4. Игровой.

Режимы обучения

  1. Интрактивный.
  2. Интерактивный.

Оборудование: зал оформлен под зимнюю лесную полянку, искусственные елочки, на одной елочке висит снежинка, сделанная из картона и фольги, на другой плоскостная ворона; маска волка и мешок для него, маска медведя, бутафорская шоколадка большого размера.

Музыкальное оформление: «Вальс» Свиридов, «Завывание вьюги» //Аудиокассета «Природа, птицы и животные» вып.3,минусовка к песне «Ням-ням» А. Варламов // Аудиокассета «Раз, два, три» песни и танцы для детей, песня-танец «Делай, как я» // комплект CD Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей».
 

Организация занятия
1. Организационная часть – 2мин
    Артикуляционная и дыхательная гимнастика (стоя в кругу) – 5 мин
2. Подготовка голосового аппарата к пению (стоя в кругу) – 5 мин
3. Пение (сидя на стульях, стоя около стульев) -15 мин
4. Музыкально-ритмические движения (стоя в кругу) – 5 мин
    Заключительная часть. Итог занятия - 3 мин

 

Ход занятия
Вход друг за другом по кругу под «Вальс» Свиридова.
Муз. рук. Здравствуйте, ребята, давайте поздороваемся песенкой.
Муз. приветствие «Здравствуйте» (основное трезвучие С)
Муз.рук. Наше занятие открыл прекрасный  вальс, сочиненный Георгием Свиридовым (портрет композитора) к драме  Пушкина «Метель». Сейчас какой зимний месяц длится?
Дети: Февраль.
Муз. рук. Это самый вьюжный, ветреный месяц и, чтобы нам не замерзнуть, давайте сделаем зарядку для наших губ, языка, нашего дыхания.
1.«Улыбка» на «и», «Трубочка» на «у», «Орешек», «Лошадки», «Покусай язычок»
2. упражнения на дыхание по методике Стрельниковой:
а) погладить нос от кончика к переносице и сделать вдох, на выдох постукивать по ноздрям (5 раз);
б) на вдох оказывать сопротивление (по ноздрям), выдох – свободный;
в) закрыть левую ноздрю – вдох, выдох – в правую и наоборот;
г) упр. на развитие объема легких скороговорка «Егорка», произносится на одном выдохе: Как на горке, на пригорке
Жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка… Чем больше «Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких;
д) упр.«Носом вдох» на укрепление дыхания
одна фраза – вдох                       Носом вдох,
вторая фраза – выдох                 А выдох ртом,
                                                     Дышим глубже, а потом
                                                     Повернемся мы кругом.
Воспитатель выполняет все упражнения вместе с детьми, помогая муз. рук. следить за  правильностью выполнения упражнений детьми, помогая тем, у кого не получается.
Муз.рук: Никто не замерз? Тогда продолжаем. Давайте споем песенку «Наступили холода» М. Картушиной и сделаем массаж (биологических активных зон).
ДА-ДА-ДА, наступили холода (потереть ладошки друг о друга)
ДА-ДА-ДА, превратилась в лед вода. (мягко провести большими пальцами по шее          сверху вниз)
ДУ-ДУ-ДУ, поскользнулась я на льду.(указательными пальцами помассировать крылья носа)
ДУ-ДУ-ДУ- я на лыжах иду. (растереть ладонями уши)
ДЫ-ДЫ-ДЫ, на снегу есть следы (Приставить ладони ко лбу «козырьком», энергично растереть)
Ди-ДИ-ДИ, ну, заяц, погоди! (погрозить пальцем)
Муз.рук: Молодцы, вы любите чудеса?
Дети: Да!.
Муз. рук:  Тогда, как снежинки закружитесь, в зимнем лесе очутитесь.
                  Как прекрасен зимний лес, он полон сказок и чудес.- дети один раз кружатся вокруг себя, звучит волшебная музыка. Вот мы и в зимнем лесу. 
Муз. рук.: Посмотрите, какие елочки блестят в снежном серебре, а одна снежинка хочет с нами поиграть.(Воспитатель снимает с елочки снежинку).
Игра-импровизация «Песенка снежинки» (повторить, а потом придумать свою мелодию песенки). В центре круга со снежинкой ходит воспитатель, с окончанием песни воспитатель отдает снежинку ребенку, стоящему перед ним.
дети поют:
Эй, снежинка - холодинка,
Звонко песенку нам спой,
Ты внимательно послушай,
У нее мотив такой. (У кого в руках снежинка, тот старается повторить голосом сыгранную муз. рук. мелодию; 2 вариант: дети придумывают свои мелодии песенки снежинки)

Звучит «Вой ветра» (аудиозапись)
Воспитатель: Какой ветер поднялся, настоящая вьюга.
Муз. рук: Я предлагаю рукой и голосом показать, как воет вьюга.
   Пластическое интонирование «Злая вьюга» и «Звенящая тишина» (пение «глиссандо» на звуке «у» с показом руки, выстраивание «унисона» на звуке «у», медленно двигаем рукой горизонтально  слева направо.)
Муз.рук: Ну, вот метель успокоилась, и зазвенела тишина.
Давайте пройдем на наши лесные пенечки-стульчики и продолжим  приключения, (дети садятся на стулья).
Муз.рук.: Тихо стало в лесу. Даже слышно эхо. Давайте с ним поиграем.
ПОПЕВКА «ЭХО» Тиличеевой (чистота интонирования)
Муз.рук: А это что за птица прилетела на нас посмотреть.(Воспитатель снимает с елочки сороку).
Загадку читает воспитатель: Верещунья, белобока,
               А зовут ее …Дети: Сорока.
Муз.рук: И про тебя мы песню знаем.
ПОПЕВКА «Сорока-сорока» р.н.п.
Сорока, сорока, Где была? Далеко!
Кашку варила, деток кормила. – исполнение попевки с хлопками и по полутонам.
Муз. рук. А теперь покажем сороке, что мы не хуже ее можем трещать языком.
Скороговорка «Яшка»
а)произносим шепотом
б)громко
в)медленно, в умеренном темпе, быстро
г)менять звуковую окраску (тембр) лениво, сердито, смеясь, добрым голосом
д)пропевание на низком звуке, среднем и высоком звуке
Воспитатель подносит сороку к уху, как бы ее слушая, и говорит: Мне сорока рассказала, как по лесу та летала, все летала, все летала, и сосульки уж видала.
Муз.рук: Скоро солнышко пригреет, и начнут сосульки таять и звенеть, вот так.
«Солнечная капель» Соснина (знакомство с песней)
Муз.рук: Ребята, про кого я спела песенку?
(Ответы детей: мы услышали, как звенят сосульки, скоро придет весна и т.д.)
Муз.рук: Какая песенка по характеру?
(Ответы детей: Веселая, звонкая, нежная  и т.д.)
Муз.рук.: А еще про нее можно сказать хрустальная, прозрачная, как капелька, озорная.
Сегодня мы разучим припев этой песенки.
Работа над припевом песни «Солнечная капель» С.Соснина
а) разучивание мелодии (пение в медленном темпе, по руке, по подгруппам девочки-мальчики, хором)
б) исполнение припева хором  стоя около стульев с аккомпанементом
Пока муз. рук. дает оценку исполнения детьми песни, воспитатель заранее подготовленному ребенку подг.гр. одевает на голову маску волка и дает в руки пустой мешок.
Воспитатель: А это кто рычит, на лесную полянку спешит?
Под муз. «Волка» заходит волк с пустым мешком и встает по середине зала.
Волк (реб. подг. гр): Ох, и злой я с голодухи, 3-ий день, как пусто в брюхе,
Очень хочется мне кушать, никого не буду слушать.
Воспитатель: Подожди, волк, не рычи, лучше спой нам от души.
Волк: Петь я песенки люблю, ладно, так и быть, спою!
           Со мной случай был в лесу, вот об этом и спою.
ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «НЯМ-НЯМ»  солисты: Волк и медведь (реб. подг.гр. в маске, бутафорская большая шоколадка)
(Эта песня была разучена ранее, как концертный номер).
Волк: Я еще люблю играть, выходи, как я плясать.
Воспитатель следит за ровностью круга, если требуется, словом направляет детей.
Дети встают в круг (волк в середине)
 ОБЩИЙ ПЕСНЯ-ТАНЕЦ «ДЕЛАЙ, КАК Я!» Т. Суворова

Ребенок: Развеселил ты нас, волчок, убери теперь мешок,
Пойдем с нами в детский сад,
Тебе там каждый будет рад.
Мы дадим тебе котлет,
Манной каши на обед,
Борщ, лапшу, компот с ватрушкой,
А волчатам по игрушке.
Волк: Вот спасибо, как я рад, что пойду я в детский сад.
М.Р: Ну вот и хорошо. Заканчивается наше интересное путешествие. Сегодня все постарались и сделали еще один шажок к тому, чтобы научиться петь правильно, красиво, выразительно.
Теперь осталось нам только попрощаться с зимним лесом и со мной песенкой.
Все  поют: До-сви-да-ни-я!
Под «Вальс» Свиридова покидают зал.

 

   
  Rambler's Top100