logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми.

Выращивание картофеля.

Автор: воспитатель первой квалификационной категории Атаева Наталья Евгеньевна, Детский сад N16 г.Уфа.

Этап I.
Конспект занятия
«Здравствуй милая картошка!»
(начало апреля)
       Программные задачи:

  • Познакомить детей с происхождением и историей выращивания картофеля, появлением его в России. Расширить представления о значении этого овоща в жизни человека: в питании «второй хлеб»; используется в лечебных целях.
  • Познакомить с различными способами выращивания картофеля: клубнями, глазками, ростками, рассадой (показать преимущество последнего способа.
  • Воспитывать у детей любознательность, желание экспериментировать, участвовать в опытнической деятельности.

       Активизация словаря: клубень, глазки, росток, рассада.
       Материал и оборудование: глобус (географическая карта), поднос, пульверизаторы, полиэтиленовые пакеты, клубни картофеля по количеству детей, клубень с ростками, клубень с четко выраженными глазками, нож.
Ход занятия
       Воспитатель. Сегодня я хочу угостить вас диковинным овощем. Закройте глаза (дает каждому ребенку кусочек печеного картофеля). Что вы съели? Какой на вкус этот овощ? (Ответы детей). Конечно, это хорошо знакомая всем вкусная, рассыпчатая картошка. Но были времена, когда русские люди, не знали вкуса этого овощного растения. Откуда же взялась картошка? Это растение родом из Южной Америки (показывает на глобусе или карте). Испанские мореплаватели почти 400 лет назад привезли несколько клубней в Европу. Но европейцы не сразу стали использовать картофель в пищу – не пришелся он им по вкусу, их привлекли цветы этого растения. Знатные дамы украшали цветами картофеля платья и шляпы. А вот клубни в те времена были невелики, так как сажали их очень густо, и от этого они еще больше мельчали.
       300 лет назад царь Петр I привез клубни картофеля в Россию. Но и русским людям поначалу не понравился этот овощ. Крестьяне отказывались его сажать, даже бунтовали. Теперь же мы на представляем себе жизни без картошки. Зовем ее «вторым хлебом». В ней есть витамины, необходимые для человека.
       Часто ли вы едите этот овощ? Какие знаете блюда из картофеля? (Ответы детей).
              Знают о картошке все на свете:
              Богачи и те, кто не богат.
              Всяк ее по-своему готовит:
              Варит кто, кто жарит, кто печет.
              Но едят ее повсюду, и повсюду ей за это слава и почет!
       Издавна известны и целебные свойства картофеля. Вас лечили когда – нибудь картошкой? Как? При каких болезнях? (Ответы детей).
       Педагог рассказывает, что кашицу из сырого протертого картофеля прикладывают при ожогах. При простуде рекомендуют вдыхать горячий пар от сваренного картофеля. Если болит желудок, пьют картофельный сок.
       Воспитатель. У кого есть огороды, дачи? Сажают ли ваши родители картофель на огороде? Как это они делают? (Ответы детей). Картофель можно сажать не только традиционным способом (клубнями), но и глазками. (Показывает, как вырезать глазок для посадки). Из одного клубня таким образом можно вырастить несколько растений.
       Еще можно сажать в землю только ростки картошки. (Демонстрируется клубень с крупными ростками).
       Затем педагог предлагает вниманию детей загадку:
              Закопали в землю в мае
              И 100 дней не вынимали,
              А когда копать пошли,
              Сразу 10 вдруг нашли!
              Неказиста, шишковата,
              А придет на стол она,
              Скажут весело ребята:
              «Ну рассыпчата, вкусна!»
       Что мы узнали о картошке из этой загадки? Верно, кладем в землю один клубень, а выкапываем несколько. Сажаем в мае, выращиваем 90-100 дней, урожай собираем осенью, в сентябре – в начале октября. А сегодня я расскажу вам, как можно за такой же срок получить два урожая картофеля, если его выращивать рассадой. Что такое рассада? (Ответы детей). Верно, для того чтобы растение раньше принесло плоды, надо сеять семена заранее в домашних условиях, когда на улице еще снег, холодно. А когда на улице потеплеет, рассаду высаживают в грунт. В мае большинство огородников будут сажать клубни картофеля, а мы с вами в это же время посадим уже сформировавшееся растение (рассаду). Урожай получим намного раньше не осень а в июне. Чтобы уберечь растение от болезней, огородники сначала выдерживают клубни картофеля на солнечном свету. Клубень становится зеленым, появляются ростки. Мы также сегодня начнем проращивать картофель.
       Воспитатель предлагает каждому ребенку положить клубень в полиэтиленовый пакет и сбрызнуть его водой из пульверизатора. Все пакеты размещаются на подносе, который выставляется на окне (желательно смотрящем на юг, восток или запад).педагог говорит о необходимости каждый день сбрызгивать и переворачивать клубни, чтобы равномерно их озеленить. Предлагает дома рассказать, что интересного дети узнали о картошке и о способе ее выращивания.

Этап II.
Практическая работа и наблюдение в группе.
       В течение следующей недели дети ежедневно увлажняют и переворачивают клубни.

Этап III.
Практическая работа и наблюдение в группе.
       Через три-четыре недели после появления ростков дети засыпают клубень землей, наполнив пакет до половины (снизу в пакетах должны быть отверстия для стока воды). Смачивают землю (полив производят до конца первой декады мая.
Этап IV.
Конспект занятия по высадке рассады картофеля в открытый грунт.
(конец первой декады мая)
Программные задачи:

  • Закреплять знания детей о разных способах выращивания картофеля. Учит высаживать рассаду картофеля в грунт. Закрепить умение высаживать картофель традиционным способом (клубнями).
  • Опытным путем показать зависимость успешного развития растений от условий (света, воды, тепла).
  • Продолжать воспитывать интерес к опытнической работе, вдумчивое отношение к выращиванию овощных культур.

Активизация словаря: рассада, клубень, лунка, полив, перегной, зола.
Материал и оборудование: выращенная детьми в течение 1 – 1,5 месяцев рассада картофеля, перегной, зола, клубни для посадки, совки, лопатки, лейки, ножницы по количеству детей.
Ход занятия.
       (проводится на огороде).
       Воспитатель обращает внимание детей на рассаду картофеля, хвалит их: «Какую чудесную рассаду вы вырастили! Густая, ярко-зеленая ботва, замечательные растения! Даже удивительно – был неказистый, шишковатый клубень, а получилось великолепное растение».
              Убедилась я с годами:
              Чудеса-то рядом с нами!
              Только к ним мы привыкаем
              И почти не замечаем…
              Вот пример вам – чудо-крошка.
              Что в руке моей…?
       Дети. Картошка!
       Воспитатель.
              Было с ней чудес немало,
              К нам пока она попала.
              Путь был долог и далек,
              С запада и на восток…
       Вспомните, как попала картошка в Россию? Где ее родина? Сразу ли это растение понравилось, и его начали использовать в пищу? Какая часть растения съедобна? Каким способом мы сажали картофель в прошлом году? Как еще можно сажать картофель? (Ответы детей.)
       Педагог предлагает детям разделить картофельную делянку на два участка: на первом посадить картофель традиционным способом (клубнями), а на другом – рассадой. И затем сравнить, где быстрее будет урожай.
       Дети под руководством воспитателя делают делянки, на них лунки на расстоянии 30-40 см, в них добавляют перегной и золу. На первом участке сажают клубни, на втором – рассаду. Педагог показывает, как разрезать сбоку полиэтиленовый пакет, чтобы достать рассаду, не повредив ее. Затем объясняет, как опустить ком земли с рассадой в лунку и засыпать ее, оставив на поверхности небольшой кустик высотой 10 см. объясняет, что такой способ посадки дает больше клубней.
       Воспитатель. Как вы думаете, что необходимо сделать для нашей картофельной рассады, чтобы она лучше росла и развивалась? (ответы детей. Педагог уточняет, что помимо света, почвы и тепла растению необходим обильный полив. Под каждый кустик нужно вылить 3 маленькие лейки воды (3-5 литров).
       В конце июня мы вновь придем на картофельную делянку для того, чтобы на первом участке прорыхлить и прополоть картофель, посаженный клубнями, а на втором участке … собрать урожай!
       Дети убирают инвентарь. Проводят игру с мячом «Вершки – корешки».
Этап V. Практическая работа на участке.
       В конце июня сбор урожая на втором участке. Дети отмечают, что на первом участке картофель только зацвел, и окучивают его. В этот день в детском саду проводится праздник «Картофельный пир».

   
  Rambler's Top100