logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Конспекты занятий с детьми

«Мир вокруг нас»

Конспект занятия по ознакомлению с природным окружением подготовительная группа.

Автор: Роговская Наталья Михайловна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N25 муниципального образования Усть-Лабинский район, Краснодарский край, ст.Тенгинская.

Цель: дать детям представление о том, что планета Земля — это громадный  шар. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Задача: воспитывать желание беречь свою планету.

Предварительная работа: знакомство детей с Красной книгой. Беседа с детьми о воде, воздухе, о поведении в лесу.

Используемый материал: для этого занятия подготавливается на большом листе ватмана (можно использовать интеррактивную доску) схема:
в центре изображение человека (для лица две маски — грустная и улыбающаяся). Далее на одинаковом расстоянии друг от друга располагаются пять окружностей. В первом круге — фигура человека. Второй круг — светло-голубого цвета, на нем аппликации, изображающие микробов различных конфигураций; они темно-серого цвета. Третий круг — неокрашенный, белый, на нем прикреплено множество спиралей и стрелок различных цветов. Четвертый круг — ярко-синего цвета. В нем фигурки — неопределенных форм темных цветов. Пятый круг — зеленого цвета. На нам прикреплены черные квадраты и круги. Под ними изображения животных и растений. Остальное пространство листа ватмана окрашено светло-фиолетовым цветом. Слева вверху изображено Солнце и по всему полю — звезды.
В начале занятия лицо человека в центре схемы грустное, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска.

Ход занятия.

Воспитатель.
- Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на рисунок (рисунокпомещают перед занятием). То, что вы видите — газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Каждый круг газеты — ее страничка, а готовил ее корреспондент. Он-то и расскажет о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изоражено?
(Дети рассказывают что изображено в центре круга)

Грустный человечек.

А почему он грустный? (Ответы детей)

Давайте теперь послушаем рассказы корреспондента о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.

Роль корреспондента предоставлена другому воспитателю.
Корреспондент.

Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не может. (Воздух)

Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?

Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.

Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей)

Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля! (Убираем аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах долно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Воспитатель:

Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля — наш человечек будет улыбаться!

Теперь следующая страничка нашей газеты — посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем корреспондента.

Корреспондент:

Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку. Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова:

Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.

Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй гражданка у окна,
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром? (Ответы детей)

Им не нравиться, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины-грузовики, самолеты и т. д. Издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очнь громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить — громко хлопнуть и крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно — резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) — звуки вокруг нас. Одни стрелки — резкие, громкие. Другие — волны музыки, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

Что могут сделать дети, чтобы дома и в детском саду у них был звуковой комфорт? (Ответы детей)

Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

Воспитатель:

Ну вот уже два поля  чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Но сначало мы с вами сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка.

    Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.

    Локти согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.

    Плавно руками помашем — это к нам птицы летят.

    Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Корреспондент:

Не умыться, ни напиться

Без воды
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могуть
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? (Ответы  детей). Снег — это вода и олака — это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В море вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится?

Водичка, водичка,
Умой мое личико
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.

Конечно,это о чистой воде.грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как, вы знаете?

Дети:
   -  Не загрязнять.

Хорошо закрывать кран.

Корреспондент:

Правильно. Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречьводу от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязни тели. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы детей).

Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов. Уберем все грязные пятна! (Корреспондент убирает с поля пятна).

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, какое красивое, чистое стало поле - чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты.

Корреспондент.

Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей).

Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существом.
          Жить в зеленом мире этом
          Хорошо зимой и летом.
          Жизнь летает мотыльком,
          Шустрым бегает зверьком,
          В облаках кружится птицей,
          Скачет по ветвям куницей.
          Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
          Человек природе друг!

Только всегда ли человек относится к природе как к другу?

Дети.

Нет. Люди посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало и они занесены в Красную книгу. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много?

Дети.

Не рвать цветы.

Не собирать большие букеты.

Корреспондент.

Правильно. Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе.

Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений).

Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами растения — природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты?

Дети.

Не пугать животных.

Не кричать в лесу.

Не обижать жучков, паучков.

Корреспондент.

Правильно. Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное — не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило?

Дети.

Да.

Корреспондент.

Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы, лягушки или жабы).
Воспитатель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.

Воспитатель.

Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается — ему хорошо. (Убирает грустную маску). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.

        Давайте скажем корреспонденту «спасибо» за его познавательную и интересную необычную живую газету.

 

Пояснительная записка

Занятие представлено по ознакомлению с природным окружением (экологическое воспитание) «Мир вокруг нас».
   На занятии присуствовало 20 детей, из них 9 мальчиков и 11 девочек, уровень развития детей — высший.
   Я работала по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования и по комплектированной «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, также я использовала в своей работе программу экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой и «Дошкольное воспитание» N 1/97.
   Занятие проходит один раз в неделю, а в год выходит 36 занятий. В занятии используются методы: показа, объяснения, вопросы.
    Дети охотно включались в оценку взрослыми обстановку, окружающих условий; радуются тишине, чистоте, свежему воздуху. Дети проявляли интерес к участию вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.

Rambler's Top100