logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Конспекты занятий с детьми

"Счёт до 5. Число и цифра 5"

Конспект образовательной деятельности по курсу математики в средней группе (от 4 до 5 лет).

Автор: Шарафетдинова Танзиля Миннулловна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные челны «Детский сад комбинированного вида N32 «Чайка»

 

Образовательные задачи: Развивать у детей познавательные интересы и речевую активность, сформировать представление о числе и цифре 5, умение соотносить цифру 5 с количеством, закрепить счётные умения, умение сравнивать свойства предметов.

Развивающие задачи: Тренировать мыслительные операции сравнение, обобщение, развивать внимание и память; речь, воображение.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию, активность, организованность.

 Материалы к занятию:

Демонстрационный: игрушечные медвежонок и зайчонок, изображение земляники и черники, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 предметов, карточки с цифрами 1-7.

Раздаточный: по 6 кругов красного и синего цвета, карточки с цифрой 5 по одной на каждого.

 

Структура НОД.

1. Вводный организационный момент.

 

Введение в игровую ситуацию «Медвежонок и зайчонок зовут нас по ягоды». 
а) Игра «Билет на поезд».
Воспитатель. – Как вы думаете, где живут медвежонок и зайчонок? (В лесу.)
 –  Медвежонок и зайчонок зовут нас по ягоды. Поедем? (Да.)
 – На чём можно добраться до леса?
Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается поезд.

2. Актуализация знаний.

 

а) Игра «Билет на поезд».
Воспитатель. – Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Купить билет)
 – Где покупают билеты? (В кассе.)
 – Как называется человек, который продаёт билеты? (Кассир.)
 – Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же , сколько детей.)
Дети подходят к столу-кассе, на котором находятся карточки-билеты с нарисованными предметами.
Воспитатель говорит, что билетом на поезд будет служить карточка, на которой нарисовано 4 предмета. Дети самостоятельно покупают билеты. Воспитатель-проводник проверяет билеты около поезда.
Все пассажиры на местах, билеты проверены – можно ехать.
–  Посмотрите направо (налево). Дети поворачивают головы направо (налево).
Приехали в лес.

б) Игра «Отдых в лесу».
Дети встают со стульев – выходят из поезда – и идут в лес.
–  Как надо вести себя в лесу?   (Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес – это дом зверей и птиц, а в доме должно быть чисто и т.п.)
Воспитатель предлагает детям полежать на мягкой травке, рассмотреть в траве маленького красивого жука. Дети ложатся на ковёр на живот, раздвигают траву.
–  Кого ты видишь в траве?

3. Затруднение в игровой ситуации.

 

Игра «По ягоды».
Дети садятся за столы по 4 человека. На середине каждого стола вперемешку лежат красные и синие круги по 6 на каждого ребёнка.
–  Мы пришли на полянку с ягодами. На какие ягоды похожи красные (синие) круги?
–  Медвежонок собрал 4 землянички.
Дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой.
– Зайчонок забрал столько же ягод черники.
Дети под красными кругами выкладывают синие.
– Сколько ягод черники вы выложили? (Четыре.)
– Почему вы выложили 4 синие ягодки? (Потому что каждая ягодка земляники имеет пару – ягодку черники; либо:  ягод земляники – 4, ягод черники – тоже 4, а 4 и 4 – поровну.)
Вдруг медвежонок нашел ещё одну ягодку земляники. Дети берут один красный круг и кладут его рядом с остальными.
- Сколько теперь ягод земляники?
Дети хором считают, дотрагиваясь до каждой ягодки: один, два, три, четыре… После этого некоторые дети могут сбиться, так как ещё не знают счёта до пяти. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?
– Сумели ли вы сосчитать ягоды земляники? (Нет.)
– Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше.)

4. Открытие нового знания.

 

– Кто знает, какое число следует  при счёте за числом четыре?
– Молодцы! Вы нам очень помогли!
Затем он просит всех детей посчитать до пяти. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными: одна ягода, две, три, четыре, пять.
Воспитатель подводит итог: при счёте после 4 идёт 5.
– Как получилось 5 ягод? (Было 4, добавили ещё одну, и получилось 5.)
– Каких теперь ягод больше? (Больше земляничек.)
­–  Как сделать поровну?
Делается вывод: 5 и 5 поровну.

5. Затруднение в игровой ситуации. Игра «По ягоды» (продолжение).

 

Воспитатель кладёт на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.
Воспитатель говорит, что зверушки хотят написать письмо своему другу лисёнку и рассказать, сколько ягод они собрали.
– Выберите на столе карточку, которую надо послать лисёнку для того, чтобы он понял, что его друзья собрали по 5 ягод.
Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 5.
Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 5, воспитатель задаёт детям вопросы:
– Сумели ли вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.)
– Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число 5)

6. Продолжение затруднения. Игра «По ягоды» (окончание).

 

После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 5.
Воспитатель делает вывод: число 5 записывается с помощью цифры 5.
Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных ягод.

7.  Включение нового знания в систему знаний.

г) Игра «Ягодка для мамы».
Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались в лесу на земляничной поляне. Дети ходят по группе, изображая сбор ягод.
– Хотите отнести ягод маме? После ответов детей воспитатель рассказывает, что у детей нет с собой корзинки.
– Как вы донесете ягоды? (В ладошке, на листочке, на травинке.)
Дети изображают свой способ в движении.

г) Игра «Вкусные ягоды».
Дети садятся за столы, и воспитатель предлагает им съесть вот столько (1) ягод земляники. Дети должны взять в пуку один красный круг.

г) Игра «Ягодка для мамы».
 Съешьте вот столько (5) ягод земляники.
Дети выполнить задание не могут.
– Почему вы не можете выполнить просьбу? (Потому что ягод земляники осталось всего 4, а нужно съесть 5.)
– Съешьте вот столько ягод (5) ягод черники.
Дети берут  5 ягод черники, пересчитывая их по одной.
– Сколько ягод у вас осталось? (4.)
– Какие это ягоды? (Земляника.)
Воспитатель говорит детям, что от черники у них испачкались губы, и предлагает губы облизать. Дети несколько раз проводят языком по губам слева направо и справа налево.

8. Итог занятия.

 

Дети собираются около воспитателя.
– Где вы сегодня побывали?
– Что интересного сделали?
Воспитатель хвалит детей, что ребята научились считать до 5 и узнали как записывается число 5.
–  Молодцы ребята.

Rambler's Top100