logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

«… Словно сердце Родины – реченька бежит»

Конспект занятия.

Автор: Берёзкина Светлана Владимировна, Воспитатель логопедической группы МБДОУ детский сад N 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников г. Гусь-Хрустальный Владимирской области.

Цели и задачи:

  • Установить, что человек своей деятельностью загрязняет реки.
  • Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистеме.
  • Создавать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Интеграция образовательных областей:

  • познание;
  • экспериментальная;
  • коммуникативная;
  • социализация;
  • чтение художественной литературы.

Развивающая среда:

  • грязная вода в емкостях;
  • воронки;
  • ткань;
  • бумажные салфетки;
  • марля;
  • вата;
  • тряпочки, клеенки;
  • картинки-схемы;
  • взаимосвязи в экосистеме;
  • географическая карта России, глобус;
  • сказка – быль «Речка Варварка»;
  • стихотворение Прокофьева «Ночью в лесу».

Воспитатель:
- Дети, сегодня мы будем говорить о нашей планете. Как называется наша планета на которой мы живем? Как она выглядит из космоса, когда на нее смотрят космонавты, летящие на ракете?
(ответы детей)
- Почему большая часть шара окрашена в голубой цвет?
(ответы детей)
Большая часть Земли покрыта водой – это моря и океаны, реки и озера. Среди океанов есть большие участки твердой земли – это суша.
- А где же на земном шаре живем мы с вами?
(ответы детей)
Воспитатель:
Посмотрите на карту. Это большая фотография нашей страны. Много ли рек в России?
(ответы детей)
Какие реки вы знаете?
(ответы детей)
Воспитатель:
Много в России рек больших и малых.
А сейчас я расскажу сказку про одну совсем незаметную речушку, которую не разглядеть на нашей карте.
Читает сказку-быль «Варварка»
- Что случится если пересохнет речка?
(дети выстраивают логическую цепочку исчезновения растений, насекомых, животных, птиц с помощью картинок)
Воспитатель:
- А как пострадает от этого человек?
- Что же нужно сделать, чтобы сохранить большие и малые реки планеты?
(ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что без воды не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Экспериментальная деятельность.
Воспитатель:
- В моей банке вода из речки. Смотрите сколько грязи в этой воде.
(начинает лить по наклонной плоскости ванночки воду)
- А с помощью чего мы можем очистить воду?
Дети предлагают взять баночки с водой, взять различные фильтры: вату, бумагу, марлю, ткань. Самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: емкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки и клеенки, уточняют последовательность выполнения работы и приступают к очистке.
По окончании работы ребята делают вывод, что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но ее можно использовать только для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить можно только кипяченую воду.
Воспитатель выясняет какое настроение у детей после проделанной работы и почему.
Вода играет огромную роль в жизнедеятельности и росте всего живого на земле. Поэтому воду надо беречь и охранять от загрязнения. Это надо понять и запомнить каждому.

Беречь воду – это, значит, беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Как над заводью зеленой поднялась звезда.
Пил из заводи лосенок – вкусная вода!
И река волной звенела только для него.
И была лосиха рада, стоя под сосной…
Вольно веяло прохладой с заводи речной.
П. Прокофьев

Сказка – быль
«Речка Варварка»
Отзвенело знойное лето, отшуршала своими листьями золотая осень. Наступила зима.
Ходит Зима по полям и лесам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Тонким льдом покрылись реки и уснули, как в сказке.

Сняться рекам большим и малым сны, каждой свой: о далеком прошлом, о трудовых буднях, о своих проблемах.
Снится свой сон и небольшой речушке «Варварке». Когда-то, очень давно была она безымянной, брала свое начало в болотах Мещеры. Тихо несла свои воды, подпитывая их лесными ручейками, талой, ключевой и родниковой водой. Весной разливалась, затопляя низкие участки, бежала с шумом и плеском, а вода то была чистая, прохладная. Летом после жары русло речки становилось уже, и только в глубоких заводях сохраняла она воду до осени.
А еще припомнилось речке те времена, когда она служила людям во благо. Жители близлежащих домов разрабатывали огороды, в которых росли картофель и капуста. В засушливое лето они носили ведрами из речки воду и поливали свое незатейливое хозяйство. А уж как радовались речушка, когда ребятишки летом плескались в ее баклужах. Слушала она визг и веселый ребячий смех и сама молодела.
По берегам реки в молодом ельничке росла брусника и земляника. Накупавшись в речке, ребятишки гурьбой возвращались домой, неся горсть спелых ягод или лесные цветы: фиалки, колокольчики или пролеску.
А еще припомнилось речке, когда по весне она была полноводной. Приходили к речке хозяйки из ближних домов полоскать белье и стирать половики. Вздумает речка пошутить с горе-хозяйкой, ускорит течение и вырвет у нее из рук рубашку, и плывет эта рубашка пока не зацепится за корягу у берега. А хозяйка бежит следом и пытается поймать ее. Догонит она свою рубашку и облегченно вздохнет. А речка ей в ответ: «Держи крепче».
«Да, как это было давно» - вздыхает речка.
«А когда же люди мне имя дали?» - задумалась речушка.

Несколько веков тому назад (1765 г.) на одном из родников произошло явление иконы святой великомученицы Варвары, казненной за веру. В честь этого события на месте свершения чуда была возведена деревянная часовенка, в которую торжественно внесли явившеюся икону, а небольшая речушка стала называться «Варваркой».
«Сколько лет прошло с той поры, сколько воды утекло» - подумала речка.
«Воды, воды…» - заволновалась вдруг реченька. Люди перестали оберегать меня: частично изменили мое русло, на берегу поставили мусорные контейнеры и ветер разносит его повсюду, устраивают рядом свалку мусора.
«А берега? Берега зарастают кустарником. Летом я стала пересыхать, только и остается вода что в небольших заводях» - с горечью подумала речушка.
А зимушка – зима ходит в больших мягких валенках и поглядывает по сторонам – то тут, то там исправляет свою волшебную картину. Наряжает в белые шапки ели и сосны, на землю белое теплое покрывало расстилает. Живет зимний лес, живет и покрытая льдом и снегом речка «Варварка», набирается сил, чтобы весной нести свои малые воды в речку Гусь.
Список литературы

  • Архивные справки г. Гусь-Хрустальный Владимирской области.
  • Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» - М.: Новая школа, 1995.
Rambler's Top100