logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

«Путешествие животных»

Конспект интегрированного итогово-проверочного занятия по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи в подготовительной группе.

Автор: Надыршина Ю.В., МБДОУ «Детский сад N27» г.Озерск Челябинской области.

Программные задачи:
Образовательные:

  • Уточнить представление о классификации животного мира (млекопитающие, птицы, насекомые, земноводные, рыбы).
  • Закрепить и систематизировать знания о животных каждого класса, проживающих на территории РФ и конкретно –  Челябинской области, об их особенностях поведения осенью.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность к анализу, самоконтролю, самооценке.
  • Развивать творческое воображение, фантазию, память.

Речевые:

  • Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложноподчинённых предложений.
  • Поощрять попытки к слоговому анализу слов.
  • Обогащать и активизировать словарь: земноводные, пресноводные, млекопитающие, тритон, саламандра, лещ, плотва, форель, сом,  
  • Поощрять словотворчество.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе, учитывая мнение товарищей.
  • Воспитывать бережное отношение к представителям фауны, в особенности к исчезающим видам.

Индивидуальная работа:

  • Кира Гусева – добиваться полных ответов.
  • Активизировать интерес Саши М., Миши С., Кати Ш.

Предварительная работа:
- рассматривание картин,
- разучивание стихотворений,
- отгадывание загадок;
- чтение пословиц об осени, разъяснение их смысла,
- дидактические игры «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Чей детеныш?», «Что одинаковое, что разное?» и др.,
- беседы на темы: о приспособлении животных к изменениям в природе,
- туристические походы в лес в раннюю, позднюю осень и в середине сезона;
- наблюдения на прогулках за насекомыми, птицами,
- серия занятий в сентябре-октябре-ноябре по каждому классу отдельно согласно календарному планированию,
- изготовление поделок из природного материала.
Дидактический материал: Изображение электрички (поезда) с пятью вагонами; предметные картинки: звери (медведь, лиса, ёж), птицы (ласточка, грач, гусь), насекомые (муравей, муха, бабочка), земноводные (лягушка, тритон, саламандра), рыбы (карась, щука, сом); части тела всех вышеуказанных существ (голова, туловище, лапы, хвост);  костюм Незнайки; жетоны за правильные ответы

Ход занятия:

  • Мотивация. (0,5 мин)

- Ребята, поздоровайтесь с гостями.
- Давайте вспомним, какое сегодня число, день недели, месяц? (Сегодня 10 ноября, вторник.)
- Какое время года сейчас идет? (Сейчас на дворе время года – осень.)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (У осени 3 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Спасибо за ответы (жетоны).
- А это что такое?
Как бы случайно нахожу на полу конверт.
- Нам пришло письмо от Незнайки. Он пишет, что совсем не знает, какие бывают животные и на какие группы их можно разделить. Поможем Незнайке? Но для этого нужно поехать к нему в гости. Сегодня мы отправляемся путешествовать.

2. Подготовка к поездке. (5 мин)
- Вот и транспорт готов. Как он называется? (Этот вид транспорта называется поезд).
- Что можете сказать о вагонах этого поезда? (Вагоны не похожи друг на друга, потому что на них разные рисунки.).
- Чем похожи вагоны? (Они похожи тем, что имеют одинаковое строение, состоят из одинаковых деталей).
- Представьте, что вы пассажиры. Вы сидите на перроне и ждёте посадки. Но вы не обычные пассажиры, а животные. У вас на столах у каждого лежит карточка с изображением животного. Давайте их назовем.
       
Каждый по очереди называет свое животное (если помнит, читает небольшой стишок из ранее изученного).

3. Классификация животных. (5 мин)
- Теперь пришло время рассаживаться по вагонам.
- Что можете сказать об этих пассажирах? (дети высказывают свои предположения).
- Как ты думаешь, Миша?
- Верно, их можно разделить на группы по общим признакам.
- Теперь, опираясь на подсказки на вагонах, рассадите своих животных по местам.

На вагонах нарисованы схемы-подсказки – основные признаки каждого класса. Правильный вариант посадки животных: в первом вагоне - звери, во втором – птицы, в третьем – насекомые, в четвёртом – земноводные, в пятом - рыбы. Дети самостоятельно раскладывают карточки по вагонам.

- Давайте проверим, все расселись правильно? В свои ли вагоны?
- Кого мы видим в первом вагоне и почему? (В первом вагоне едут звери, потому что у всех них есть четыре лапы, тело покрыто шерстью, малышей кормят молоком).
- Правильно. Такие звери, которые кормят детенышей молоком, называются млекопитающие. Повторим хором. Миша, повтори.
- Назовите пассажиров второго вагона и укажите их главные отличительные признаки (Во втором вагоне собрались птицы, потому что у них всех две лапы, клюв, тело покрыто перьями, есть два крыла.).
- Отлично! Расскажите о пассажирах третьего вагона (Это насекомые, потому что у них шесть лапок, сами они маленькие, хрупкие; тело  состоит из 3 частей: голова, грудь, брюшко.).
- Кто разместился в четвёртом вагоне? (Их называют земноводными, потому что они могут жить и в воде, и на суше, никогда не пьют воды, истребляют вредителей насекомых).
- Саша М., ты согласен? Может, ты думаешь по-другому?
- Кто попал в пятый вагон? (В пятом вагоне разместились рыбы, потому что они без воды жить не могут, у них есть плавники, чешуя и жабры.).
- Как называются рыбы, живущие в реках и озёрах? (Рыбы, которые живут в реках и озерах, называются пресноводными.)
- Каких еще знаете пресноводных рыб? (К пресноводным рыбам относятся также лещ, плотва, форель, карась, сом, судак и др.)
- Катя, еще раз повтори, как называются все эти рыбы? (Рыбы, которые живут в реках и озерах, называются пресноводными.)
- А кто из вас догадается, что общего между всеми этими животными? (Все эти животные, кроме саламандры, обитают на территории Челябинской области. Многие из них внесены в Красную Книгу Челябинской области как исчезающие. Поэтому нам надо знать животных своего края, не обижать их, и другим не давать в обиду.)
- Обязательно расскажите об этом Незнайке.
- Спасибо за помощь. Пассажиры уже удобно расселись в вагонах.

4. Творческая пятиминутка. (3 мин)
- Кто же поведёт поезд?

После некоторых рассуждений дети пришли к выводу, что необходим
машинист.
- Согласна, только необычный. Пусть сегодня всё будет сказочно. Закройте глаза, я приготовлю предметы для фантазирования.

Воспитатель выставляет стенд с заготовками частей тела животных. Затем предлагает поступить следующим образом: в первом вагоне позаимствовать туловище любого зверя, во втором вагоне – хвост, в третьем – лапы, в четвёртом – голову, и объединить все части в одно целое, наклеив на лист бумаги и дорисовав карандашами недостающие детали.
- Что получилось? Как назовём это фантастическое животное? Это и будет наш машинист.

5. Музыкальная пауза. (0,5 мин)
- Дан сигнал к отправлению.
- Чтобы веселее было ехать, предлагаю спеть любимую песню о животных (по желанию детей или «Веселые друзья» Михалкова С.В.).
Дети во главе с воспитателем, изображая поезд, проехали 1 круг с песенкой и звукоподражаниями.

6. Остановка «Сплюшкино».  (3 мин)
- Как думаете, почему так назвали станцию?
- Здесь выходят те животные, которые осенью впадают в спячку, а весной пробуждаются.
- Кто должен выйти из первого вагона? (медведь, ёж)
- Катя, как ты считаешь, кто еще должен выйти?
- Из второго вагона кто и почему? (Никто, потому что эти птицы улетают на зиму на юг)
- Из третьего вагона? (все, потому что зимой насекомые спят.)
- Из четвёртого вагона? (тоже выходят все, так как на зиму при понижении температуры они впадают в спячку).
- С пятым вагоном что решим? (Рыбы впадают в спячку, оцепенение, если температура воды станет ниже 8оС. Значит, тоже выходят.)
- Как ты думаешь, Миша, Незнайке будет интересно узнать, что рыбы иногда тоже засыпают?

7. Ф\М  (1мин)
- Давайте проводим наших друзей (поглядите друг на друга на прощание, дружески потормошите по плечу, подмигните, поднимите руки над головой, помашите, сделайте прощальный жест, крепко пожмите друг другу руки).
- Поехали дальше: чух-чух! Ту-ту!

(Остались: лиса; ласточка, грач, гусь)

8. Остановка  «Знайкино». (3 мин)
- Обратите внимание на оставшихся пассажиров.
- На доске даны схемы слов, состоящих из 1, 2, 3 слогов.  Назовите тех, чьё название состоит из 2-х слогов (лиса), из 3-х (ласточка), из 1 части (грач, гусь).
- Что объединяет пассажиров второго вагона? Какие у них особенности поведения осенью? (Эти птицы улетают на юг, поэтому называются перелётными).

9. Итог. Остановка «Понимайкино» (5 мин)
- Наше путешествие закончилось.  Я хочу спросить, на какие 5 групп мы разделили всех животных сегодня? Что вам понравилось в нашем путешествии больше всего?
- Посчитайте свои жетоны. У кого 1? 2? 3? 7? Мне очень понравилось, как работали сегодня … Погладьте себя по голове, вы молодцы!
- Но где же Незнайка? Почему он нас не встречает?

Появляется Незнайка – один из воспитанников надевает синюю шляпу с широкими полями.
- А я все время был с вами в поезде и все-все слышал, что вы рассказывали. Я все понял и запомнил. И даже составил для вас кроссворд. Его вы сможете угадать сами после занятия.
- Спасибо, Незнайка. Занятие окончено. Можете угадывать кроссворд.

 

Приемы, использованные на занятии:

  • Прием формирования познавательного интереса (мотивация: ситуация занимательности - письмо)
  • Прием постановки основных, дополнительных и наводящих вопросов
  • Прием обращения к художественному слову
  • Прием показа
  • Прием поискового метода – постановка проблемного вопроса
  • Прием резюмирования
  • Прием активизации внимания
  • Прием изложения информации
  • Метод самоконтроля и контроля воспитателем

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации \ Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2007. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Круглый год: Для младшего школьного возраста \ ред. С.В.Орлеанская. – М.: Изд-во «Детская литература», 1971. – 432 с.

Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников.// Дошкольное воспитание N12, 2005.

Павлова Л. Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка. \\ Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006.  – 128 с., илл.

Rambler's Top100