logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

«Осень золотая»

Конспект интегрированного итогово-проверочного занятия в подготовительной группе (ознакомление с окружающей средой, развитие речи, аппликация, рисование)

Автор: Надыршина Ю.В., МБДОУ «Детский сад N27» г.Озерск Челябинской области.

Задачи:
образовательные:

    • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
    • уточнить представления детей о сезонных изменениях  в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
    • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

развивающие:

    • развивать умение по символам, значкам календаря природы описывать события природы
    • развивать внимание и память
    • улучшать общую моторику и координацию движений
    • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

речевые:

    • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
    • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, температура; астры, георгины, гладиолусы; рябина, калина, шиповник; пожухла; лиловый, золотой, багряный; перелетные, оседлые
    • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

воспитательные:

    • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
    • воспитывать чувство любви к родной природе
    • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Сашу М., Сережу А.; привлекать Жору Б., Остапа Е. к комментированию ответов других детей

Предварительная работа:
- рассматривание картин,
- разучивание стихотворений,
- отгадывание загадок;
- чтение пословиц об осени, разъяснение их смысла,
- дидактические игры «Что нам осень принесла», «Времена года», «От какого         дерева лист», «Узнай дерево по описанию», «Четвертый лишний» и др.,
- беседы на темы: «Осень в лесу», «Осень в деревне», «Осень в городе», о приспособлении животных к изменениям в природе,
- туристические походы в лес в раннюю, позднюю осень и в середине сезона;
- наблюдения на прогулках за погодой, насекомыми, птицами,
- ведение календаря погоды,
- прослушивание аудиозаписей с голосами птиц,
- праздник осени, разучивание песен,
- изготовление поделок из природного материала, составление осенних букетов.

Дидактический материал:
Костюм Незнайки; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; жетоны; предметные картинки по теме «деревья», «птицы»; календарь погоды; цветные карандаши красного, синего, зеленого цветов по количеству детей; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка; лист ватмана, краски, кисти, клей; диск классической музыки; доска, альбомный лист, маркер.

Ход занятия.

  • Мотивация (5 мин)

Звучит классическая музыка: Вивальди «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала. Дети сидят на стульчиках. Между стульчиками оставить расстояние. Незнайка садится вместе с детьми, когда поздоровается.
- Сегодня, дорогие ребята, к нам в гости снова пришел Незнайка.
- Мне у вас понравилось быть в гостях: вы очень много интересного знаете. Расскажете, что вы еще об осени знаете?
- Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Вивальди так и назвал: «Осень». Сегодня на занятии мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел чудесный праздник Осени, вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, ходили в походы в осенний лес, к озеру, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Примерные схемы-подсказки:
                 -    Неживая природа
                 -    Растительный мир
                 -    Животный мир
                     -    Труд человека осенью

Выслушиваются ответы детей, обобщаются, составляется рисуночный план (схема занятия) воспитателем на доске: неживая природа, растительный мир, животный мир, человек осенью.
План зачитывается еще раз воспитателем с акцентами и паузами.

2. Неживая природа осенью (5 мин)
 - Для начала вспомним, когда приходит осень, и какие осенние месяцы вы знаете. (Осень начинается после лета и имеет три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Хорошо. А теперь необходимо назвать признаки осени в неживой природе. Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы,  такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
- Пожалуйста, расскажите подробнее, каким становится день. (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной.)
- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди. А поздней осенью, в ноябре, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки. Иногда лужи затягивает тонкой корочкой льда.)
- Сережа, ты хочешь что-нибудь добавить? (На траве есть по утрам холодная роса. Часто бывает слякоть на улице из-за непогоды.)
- Отлично! Жора, оцени ответы ребят: чей понравился тебе больше всего, был ли полным? (Я считаю, что ответ Саши был полным и правильным, поэтому она заслужила жетон.)
- А как думаешь ты, Остап?
- Даша у нас – ответственная за ведение календаря. Мы с вами, обсудив на прогулке погоду, отмечали ее в календаре. Вчера мы с Дашей вместе просмотрели все записи, которые делали каждый день. И вот какие выводы сделали.
Дети встают со стульчиков и подходят к календарю погоды.

Выступление-заготовка (1 мин)
- Мы просмотрели погоду за  все 3 осенние месяцы. В сентябре и октябре было много солнечных сухих дней, а в ноябре – меньше. Но в сентябре температура была выше, поэтому было теплее, чем в октябре. В ноябре начались заморозки до минус 10, выпало много снега, и мы надели зимние вещи.
- Как вам понравилось сообщение Даши?
- А, может быть, кто-нибудь знает стих или загадку о каком-то явлении природы?
За прочтение стиха, загадки также выдаются жетоны в виде листочков.

  • Упражнение на координацию речи и движений (1 мин)

Дети выходят на середину группы и образуют круг, воспитатель также встает в круг вместе с детьми и выполняет все движения.

Осень в гости к нам пришла,

дети разводят руки в стороны

Дождь
И ветер принесла.

постукивают ладошками по ногам

Ветер дует, задувает

машут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой

С веточек листву сдувает.

проводят ладонью левой руки по вытянутой правой и наоборот

Листья по ветру кружатся

кружатся

И под ноги нам ложатся

плавно опускаются на пол

  • Растительный мир осенью (5 мин)

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
-  Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками? с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не хватает. Листья меняют свой цвет, и начинается листопад.)
- Егор, что еще интересного ты можешь добавить о листьях? (загадка о листьях.)
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света. Отцветают последние цветы: астры, георгины, гладиолусы.)
- А в лесу какие изменения вы наблюдали? (В лесу созревают грибы, шишки, орехи. На кустарниках созревают ягоды: калина, рябина, шиповник.)
- А как красива осень в своих золотых нарядах! Посмотрите на эту иллюстрацию и послушайте стихотворение русского поэта Ивана Бунина:
Выразительное чтение воспитателем
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный. (показ 3 цветных листиков)
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
- Какие впечатления у вас после прослушивания этого стихотворения? (Русская осень богата на краски, поэтому она очень красивая.)
- Незнайка, а тебе понравилась русская осень с ее пестрыми листьями?
- Давайте расскажем Незнайке, листья каких деревьев мы знаем.

Игра «Назови лист». Поиграем? Я называю дерево, а вы – его лист.
Например, береза: лист какой? – березовый. (проводится фронтально)
дуб – дубовый,                              осина – осиновый,
липа – липовый,                            яблоня – яблоневый,
тополь – тополиный,                    рябина – рябиновый,
клен – кленовый,                          ива – ивовый.  
- Отлично справились с заданием! 
     

  • Животный мир осенью (5 мин)

- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме, но каждый по-своему. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Саша, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?  (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше. Улетают от нас те птицы, которые питаются только насекомыми.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком. Поэтому, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой.

Игра «Улетают – не улетают».
Дети встают около стульчиков.
 Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны. Кто может рассказать стишок о представителе животного мира?
За прочтение стиха, загадки также выдаются жетоны в виде листочков.

После этого дети вместе с воспитателем идут в учебную зону и рассаживаются за столами. На мольберте смена картин по теме.

  • Человек осенью (5 мин)

- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Сережа? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Незнайке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в парках и скверах? (В городских парках высаживают молодые деревья и кустарники.)
- А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Катя, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дяде Диме, чтобы стало чисто.)
За правильные ответы также выдаются жетоны в виде листочков.
- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
- Незнайка, ты знаешь какое-нибудь стихотворение о дарах осени?
Пришла к нам осень с гроздьями
Огненной рябины.
Спросим мы у осени,
Что в ее корзине.
Полна корзина фруктами,
Чудо-овощами,
Очень-очень вкусными
Разными вещами.
(Л.Дымова)

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки» (2 мин)
- У вас на столах есть цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
- Начнет Катя, продолжит Саша Майор (далее Кира, Миша, Сережа).

  • Оценка устной деятельности детей. (0,5 мин)

- Ребята, посчитайте свои жетоны.
- Вот кто работал сегодня лучше всех. У кого не так много жетонов – не расстраивайтесь. Впереди целый день. Вы сможете заработать их на других занятиях. Поздравьте друг друга – пожмите руки.

  • Изобразительная деятельность: аппликация + рисование «Осень золотая» (5 мин)

- Сегодня наш гость очень много услышал интересного, познавательного, многое запомнил. Не отпустим же мы его с пустыми руками! Много у вас листочков собралось за правильные, полные ответы. Давайте сейчас наклеим их на этот лист бумаги, кое-что дорисуем красками, и получившееся панно подарим гостю. Пусть он увезет его в свою сказочную страну коротышек на цветочную улицу и покажет своим друзьям, как красива русская осень.
        Дети вместе с воспитателем подходят к отдельно стоящему столу со всеми атрибутами для коллективной работы.
На столе приготовлены 2 листа бумаги, краски, кисти, вода, клей; включается красивая мелодия. Дети с воспитателем размещаются вокруг и начинают приклеивать листья, ягоды; красками дорисовывать ветки, ствол, чтобы получилось осеннее дерево. Работу украсить рамкой также из листьев и ягод.

  • Оценка деятельности детей. (0,5 мин)

- Чудесные деревья у нас получились. Каждый постарался на славу! Незнайка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?  
- Незнайка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Занятие закончено.

Использованы были следующие методы: словесный, наглядный и практический.
Приемы, использованные на занятии:

  • Прием формирования познавательного интереса (мотивация: ситуация занимательности – присутствие сказочного героя Незнайки, музыкальное сопровождение)
  • Прием постановки основных, дополнительных и наводящих вопросов
  • Прием обращения к художественному слову
  • Прием показа
  • Прием ускорения запоминания
  • Прием опоры на личный опыт детей
  • Прием поискового метода – постановка проблемного вопроса
  • Прием резюмирования
  • Прием активизации внимания
  • Прием изложения информации
  • Метод самоконтроля и контроля воспитателем

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации \ Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2007. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Круглый год: Для младшего школьного возраста \ ред. С.В.Орлеанская. – М.: Изд-во «Детская литература», 1971. – 432 с.

Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников.// Дошкольное воспитание N12, 2005.

Павлова Л. Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка. \\ Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006.  – 128 с., илл.

Rambler's Top100