logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

«Зимой и летом одним цветом»

Конспект конкурсного интегрированногоитогово-проверочного занятия в подготовительной группе (ребенок и окружающий мир/экологическое воспитание и развитие речи)

Автор: Надыршина Ю.В., МБДОУ «Детский сад N27» г.Озерск Челябинской области.

Тот свой край не любит,
кто его природу губит.
Поговорка.

Задачи:

образовательные:

    • обобщить и расширить знания и представления детей о характерных особенностях строения ели и сосны, признаках, отличающих их от других деревьев;
    • формировать умение различать и называть ель и сосну;
    • уточнить знания о правильном поведении в природной среде;
    • закрепить умение отличать игрушечную ель от настоящей;

развивающие:

    • учить устанавливать причинно-следственные связи;
    • активизировать внимание, память детей;
    • способствовать развитию наблюдательности, познавательного интереса к миру природы;

речевые:

    • обогащать и активизировать словарь: искусственная, хвойные деревья, исчезающий вид, хвоя, крона; ветви ели – еловые лапы; замшелый, шершавый; серо-коричневый, золотисто-оранжевый, серо-зеленый  цвета; питомник.
    • грамматический строй речи: отвечать на поставленные вопросы полными ответами, помогать составлять сложноподчиненные предложения;

воспитательные:

    • воспитывать желание наблюдать за красотой деревьев;
    • воспитывать чувство любви к родной природе;
    • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру.

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей; активных детей привлекать к самоанализу и анализу ответов других детей.
Дидактический материал:
Искусственная елка, конверт с письмом от хвойных деревьев с текстом «Помогите! Исчезаем…»; изображения настоящих ели и сосны и их веток для сравнения, шишки ели и сосны в корзинке; иллюстрация ели Глена; 2 картинки, разрезанные каждая на 5 частей, с изображением ели и сосны; фланелеграф; 2 торфяных горшочка; 2 лейки; семена ели и сосны; музыкальный диск с песенкой «В лесу родилась елочка…»; магнитная доска, столик журнальный – 2 штуки, 1 стол учебный, детские стульчики

 

Ход занятия.

  • Мотивация – игра «Разрезные картинки» (3')

Звучит песенка «В лесу родилась елочка…». Дети занимают свои места. Музыка стихает.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас занятие немного необычное: в группе присутствует много гостей. Давайте поздороваемся с ними, как гостеприимные хозяева.
         Дети здороваются.
- Ребята, я желаю вам хорошего настроения на занятии, активно поработать: поделиться своими знаниями и узнать много нового и интересного.
- Предлагаю вам для начала поиграть, чтобы узнать тему занятия. На этом столе разложены элементы картинок. Пожалуйста, подойдите и возьмите себе по одному элементу. Теперь посмотрите на обратную сторону: изнанка у картинок разного цвета.
- У кого изнаночная сторона синего цвета?
- У кого изнаночная сторона желтого цвета?
- У нас получились 2 команды. Задание каждой команде – собрать свою картинку на фланелеграфе.
        Звучит песенка «В лесу родилась елочка…». Дети собирают разрезные картинки.
- Внимательно посмотрите на свои картинки, прислушайтесь к звучащей музыке. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии, и почему вы так считаете? Кто хочет сказать полным ответом? (Сегодня на занятии мы будем говорить о елке и сосне, потому что они получились на наших картинках, и звучит песенка о елочке.)
- Все верно.

  • Сравнительная беседа «Как различить ель и сосну?» (5')

- Что объединяет эти 2 дерева, чем они похожи? (у ели и у сосны вместо листьев иголочки, обе они очень высокие, с прямыми ровными стволами.)
- Вы сказали, что вместо листьев у сосны и елки иголки. Значит, ель и сосна – иголочные деревья? ( Нет. Ель и сосна  –  хвойные деревья, потому что иголочки у них называются хвоей.)
- Данил, повтори, пожалуйста: хвойные деревья.
- А чем же тогда отличаются эти деревья? (У сосны иголки длинные, мягкие и светлые, а у ели короткие, твердые и более темные. У сосны ветви наверху образуют крону, а у ели они расположены по всему стволу. У сосны ствол внизу серо-коричневый, грубый и шершавый, вверху – золотисто-оранжевый. А у ели ствол замшелый, серо-зеленого цвета.)
- Вот какие они разные – не спутаешь!

- Подойдите к столику и рассмотрите теперь шишки ели и сосны. Что можете о них сказать?  (Шишки у сосны  короткие, округлые, твёрдые, а у ели узкие, длинные и светлее, чем у сосны.)
- Очень хорошо, точно сравнили. А зачем сосне и ели нужны шишки? (В них семена. Из семян вырастут новые деревья.)
- А еще эти семена очень любят звери лесные и птицы:
Скачет шалунишка-белка:
Не страшна и ей зима.
Сосны, ели дарят белке
Золотые семена.

  • Игра-физминутка «Ветер дует нам в лицо» (0,5')

Предусмотрена на случай, если дети устанут.
Ветер дует нам в лицо.            Медленно обмахиваем лицо руками
Закачалось деревцо.                 Руки вверх, качаемся из стороны в  сторону                              
Ветерок все тише, тише.        Медленно приседаем на корточки
Деревцо все выше, выше!          Встаем, тянемся вверх


  • Отличие игрушечной ели от настоящей  (3')

Воспитатель подходит к искусственной ели, далее следует фраза, содержащая провокацию
- Посмотрите, я принесла вам сегодня настоящую живую ель, чтобы вы могли полюбоваться ею. (Нет, эта елочка искусственная.)
- Как вы определили? Чем ель живая отличается от игрушечной ёлочки? (Живая ель растет на улице, у неё в земле корень, который в тёплое время года всасывает воду и питательныe вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняется хвоя - старая выпадает, новая отрастает. Каждую весну и лето ель растёт, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее. У дерева очень приятный еловый запах.
Игрушечная ёлка маленькая и неживая, у нее пластмассовый ствол; она не может вырасти; на ней не появятся шишки; с ней можно играть.)
- Пожалуй, вы правы: это не настоящая, а искусственная елочка.

  • Мотивация N2 – сюрпризный момент (0,5')

- А что это такое в ее лапах пушистых?
        На ветке конверт.
- Да это письмо! Прочитаем?
«Помогите! Исчезаю!»

  • Экологическая беседа (5')

- Ребята, ель пришла к вам в гости не просто так: она пришла просить у вас защиты и помощи.
- Вспомните, на какой праздник приходит елочка? (Ёлочка приходит на Новый год.)
- Как она выглядит на празднике? (На празднике елочка всегда нарядная, красивая: с игрушками, шарами, мишурой, в огоньках.)
- Вот Новогодние праздники закончились, и что происходит с елочкой? (Искусственную елочку убирают в коробку до следующего Нового года, а живую ель выбрасывают – она стала ненужной.)
- Вам по сколько лет? (по 6-7.)
- Вот вы какие большие, высокие!
- А ель растёт очень медленно. Чтобы ели достигнуть вашего роста, ей нужно расти 10 лет! И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц. Ель издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий. Она помогает быть здоровым!
- Представьте. Растет елочка долгих 10 лет, старается, тянется к солнышку за своими сестрицами высокими. Видели, какими высокими могут быть ели? Выше вашего садика! И вот, как в песенке поется, приходит в лес «мужичок и срубает нашу елочку под самый корешок». А она всего только с вас ростом!
- Теперь сможет она вырасти высокой и стройной? (нет)
- Созреют на ее ветвях шишки с семенами для птиц? (нет)
- Укроются птицы и лесные звери от дождя и ветра в ее пушистых лапах? (нет)
- Сможем мы полюбоваться ее красотой? (нет)
- Мне даже страшно стало от ваших слов…
- Вот о какой помощи пришла просить вас елочка. Она боится совсем исчезнуть.  И действительно. Сегодня на территории нашей страны России четыре вида сосны и один вид ели – ель Глена (показ иллюстрации, повтор названия хором) – попали в Красную Книгу. Вы знаете, какие растения попадают в Красную Книгу? (В Красную Книгу попадают  исчезающие, редкие растения, которые нужно охранять и беречь.)
- Посмотрите, вот она – Красная Книга России. Очень большая книга, толстая, и на каждой страничке исчезающее растение или животное.
- Есть еще Красная Книга Челябинской области. Посмотрите на нее. К большой радости, на территории Челябинской области ни одна ель или сосна не являются исчезающими.
- А вы видели, в нашем городе посажена голубая ель? Это тоже исчезающий вид с голубой восковой хвоей. Растет она только в Сибири. Чтобы она совсем не исчезла с лица Земли, существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние природы, пока они растут. А потом их высаживают в городе.

  • Игра с мячом «Чем мы можем помочь ели?» (2')

Дети встают в круг, воспитатель – в центре – кидает мяч по очереди каждому ребенку со словами: «Чем мы можем помочь елочке?». Дети предлагают свои варианты (не ломать ветки, не рубить елки в лесу, купить на новый год искусственную елку, посадить новое деревце и т.п.) и возвращают мяч.

  • Посадка семян ели и сосны (1')

- Чтобы не бросать слов на ветер, а по-настоящему помочь нашему лесу, елочкам и сосенкам, я предлагаю посадить семена в торфяные горшочки. Когда деревца подрастут, их можно будет вместе с горшочком высадить в грунт.
        Дети подходят к столу с двумя горшочками, садят семена ели и сосны, поливают их, садятся на место.
- Вы будете поливать их, ухаживать за ними. Надеюсь, у вас вырастут маленькие деревца, которые потом можно будет посадить возле вашего садика. Это по-настоящему добрый поступок!

  • Итог занятия (0,5')

- Мне очень понравилось с вами заниматься. Вы интересные собеседники, очень многое знаете о природе.
- Маша, как ты считаешь, чьи ответы были самыми полными.
- Глеб, как ты оцениваешь свою работу на занятии?
- Лера, ты согласна с мнением Глеба?
- Большое спасибо за работу! Сейчас можете сесть за стол и познакомиться поближе с Красной Книгой.

Rambler's Top100