logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

«Откуда хлеб пришел»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающей средой и развитию речи в подготовительной группе.

Автор: Надыршина Ю.В., МБДОУ «Детский сад N27» г.Озерск Челябинской области.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
  • Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.
  • Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.

Развивающие (речевые):

  • Словообразование: хлеб – хлебороб, трактор – тракторист, комбайн – комбайнер, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной.
  • Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  • Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнер, агроном, взбороновать, серп,  сеялка, сеятель, страда, гумно, снопы, молотилка, пекарь, мукомол, хлебокомбинат, хлебобулочные изделия
  • Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложений.

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб.

Индивидуальная работа:

  • добиваться полных ответов от Остапа Е., Даши В.,
  • активизировать интерес, включать в работу Мишу С., Сашу М.

Предварительная работа:
- рассматривание картин,
- разучивание стихотворений,
- отгадывание загадок;
- чтение пословиц о хлебе, разъяснение их смысла,
- сюжетно-ролевые игры «Булочная», «Транспорт»,
- дидактические игры «Что нам осень принесла», «Четвертый лишний», «Что за чем?» и др.,
- чтение художественной литературы: Ю.Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную», РНС «Вершки и корешки», «Сказки бабушки Яги»; энциклопедии «Мир профессий»,
- беседы на темы: «Осень в деревне», «Машины-помощники», «Профессия агронома», «Весенние работы в поле», «Осенние работы в поле», «Полезные и вредители насекомые» и др.
Дидактический материал:

  • Иллюстрации с изображением посева, уборки урожая, пекарного цеха.
  • Рисунок с изображением агронома.
  • Рисунок с изображением серпа.
  • Колосья пшеницы.
  • 20 жетонов (на 20 детей): 5 черных, 5 зеленых, 5 желтых, 5 белых.
  • Жетоны за правильные ответы.
  • Аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронцовой.
  • Зерно пшеницы и корзина с хлебом.
  • Поднос с хлебобулочными изделиями, самовар, кружки, салфетки, блюдца.

Перед занятием дети берут жетоны разных цветов: черный – пахота, вспаханная земля; зеленый – рост посевов, всходы на полях; желтый – сбор урожая, созревшие колосья и зерно; белый – мука, пекарня.
Звучит песня «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронцовой.

    • Мотивация. (0,5 мин)

- Вы послушали куплет из песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронцовой. Сегодня мы с вами будем говорить о самом основном продукте на нашем столе. Он утром на нашем столе и в обед, и вечером. Как вы думаете, о каком продукте идет речь? (Сегодня на занятии пойдет речь о хлебе.)
- Правильно, о хлебе. Недаром говорится: «Плох обед, когда хлеба нет». Какие еще пословицы о хлебе вы знаете? (Хлеб – всему голова. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Без хлеба и медом сыт не будешь. Не хлебом единым сыт человек. Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Хлеб-соль и во сне хорошо. Без соли, без хлеба худая беседа. Пот на спине – так и хлеб на столе. Не оставляй на завтра дело, а оставляй хлеба.)

На стол выложить зернышко и поставить корзину с хлебобулочными изделиями.
- Как хлеб на стол приходит? Как маленькое зернышко превращается в ароматный хлеб? Сегодня будем мы говорить о долгом пути зернышка к нашему столу, и о труде людей, вырастивших его.
- У вас в руках жетоны разных цветов.
- Что означает черный цвет? (Черный цвет означает вспаханное поле, пашню.)

    • Вспашка земли. (3 мин)

- Кто начнет рассказ о путешествии зернышка на наш стол?
Показ иллюстрации «трактор пашет».
- С чего начинается путешествие зернышка? Кто первым появляется в поле? (Весной выехали в поле трактора.)
- Кто управляет тракторами? (Ими управляют трактористы.)
- Верно. А чтобы трактора исправно работали, за ними следит, ремонтирует их механизатор.
- А как в далекие времена пахали? (Раньше пахали на лошади.)
Показ иллюстрации «Пахарь».
- А сейчас тоже на лошади пашут? (Нет. Трактора пашут землю: к трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его.)
- Правильно. Плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. В такую землю зерно бросать можно? (Нет. Нужно сначала ее разрыхлить или, еще говорят взбороновать.)
- Конечно. Бороновать – старинное слово, оно происходит от слова борона – сельскохозяйственное орудие, похожее на большие грабли, у нее острые стальные зубья.
Показ иллюстрации «борона».
- Трактор тянет борону за собой, она рыхлит пашню. Теперь земля готова к посеву, можно бросать в нее семена.
- Как это делали в старину? (Раньше это делали вручную: по полю шел человек - сеятель, брал зерно из мешочка и рассыпал его.)
Показ иллюстрации.
- А теперь? (Сейчас зерно сеют машины. И называются они сеялки.)
За правильные ответы выдаются жетоны.

    • Как растут посевы. (3 мин)

- На этом весенние работы закончены. Наступает черед лета. Солнышко пригревает, дождик поливает, зернышки начинают прорастать. Все поле становится зеленым. У кого зеленые жетоны? Расскажите, как растут посевы.
- Кто смотрит за их ростом? (За ростом едва проклюнувшихся из земли росточков наблюдает агроном.)
- Что это за профессия? Чем занимается этот человек? (Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать ему.)
- Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки-вредители – нужно их уничтожить, иначе погибнет весь урожай.
- Как агроном может помочь росткам? (Звонит агроном летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля, уничтожающее вредителей. Летит самолет над полем и разбрызгивает сверху это лекарство.)
Показ иллюстрации из книги Ю.Крутогорова «Про булку белую и кашу пшенную», стр.15.
- Кто дополнит? (А иногда угрожают посевам сорняки. Тогда агроном снова вызывает летчиков. Они с самолета посыпают поля порошком, от которого гибнут сорнячные травы, а пшеничка растет здоровой и сильной.)

    • Физминутка (2 мин)

- Поможем расти пшеничке? Позовем солнышко для тепла.
Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На синюю водицу.
Слова закличек сопровождаются движениями.
- Теперь надо дождик позвать, а то засохнут все посевы.
Дождик, дождик, поливай:
Будет хлеба каравай!
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!
- Убежим от дождика! (дети рассаживаются на места)

    • Уборка урожая. (3 мин)

- Вот вышел агроном в поле, смотрит: высокими стали колосья, а цветом стали золотистым.
Дорого-любо, кормилица-нива,
Видеть, как ты золотишься красиво!
(Н.Некрасов)
-Зернышки в колосьях потяжелели, и наклонились  к земле. Надо вовремя хлеб убрать с полей, иначе всё зерно высыпется на землю, и растащут его мышки-полевки да птицы. Чтобы этого не случилось, необходимо собрать урожай.
- У кого желтые жетоны? Кто начнет рассказ об уборке урожая?
-Начни с того, как убирали урожай в давние времена, когда не было машин-помощников. (Раньше это делали вручную – серпом жали пшеницу.)
Рисунок с изображением серпа
- Выходили косцы в поле и с утра до ночи косили хлебные колосья. А женщины вязали снопы. Потом везли пшеницу на гумно и там обмолачивали  ее – били палками, чтобы зернышки высыпались.
- Правильно. Кстати, это время уборки хлеба называется страда.
- А как сейчас убирают урожай? (Урожай убирают машины. Это комбайны.)
- Как называется человек, который управляет комбайном? (Человек, который управляет комбайном называется  комбайнер.)
- Какие работы выполняет комбайн? (Комбайн выполняет сразу много видов работ: большими острыми ножами он срезает колосья, косит их. Внутри комбайна есть молотилка. Она освобождает зерна от колосьев.)
- И вот зерно сыплется в кузов грузовой машины, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.
- Зачем? ( Потом и ее уберут – на корм домашним животным).
- А кто из вас знает, куда отвозит зерно водитель? (В большие зернохранилища, они называются элеваторами.)
Иллюстрация из книги Ю.Крутогорова «Про булку белую и кашу пшенную», стр.23)
- Зачем нужны элеваторы? (В них зерно хранится всю зиму. Его там сушат, проветривают, чтобы оно не заболело от сырости.)

    • На хлебозаводе. (3 мин)

- У кого жетоны белого цвета? Что означает белый цвет? (Это цвет муки.)
- Верно. С элеватора мы отправляемся на хлебокомбинат. Там есть несколько больших цехов. Об этом нам расскажет Ксюша.
Рассматривание иллюстрации «На хлебозаводе». Рассказывает подготовленный заранее ребенок.
-Ксюша, расскажи, какие цеха есть на хлебокомбинате, и что там делают. (На хлебокомбинате есть большой цех с мельницей, там из зерна сделают муку.)
- Скажи, Миша, кто работает на мельнице? (Мельник.)
- Верно, или по-другому – мукомол.
- Продолжи, Ксюша: куда отправится мука из мукомольного цеха? (Мука отправится в другой цех хлебозавода – в пекарню. В пекарне из муки делают тесто и пекут из него булки, плетенки, караваи, буханки.)
- А вы знаете, почему хлеб бывает разный: черный и белый, сладкий и обычный? (Потому что пекут хлеб из разной муки. Черный хлеб пекут из ржаной муки (ржаная мука получается изо ржи). А белый хлеб пекут из пшеничной муки, поэтому и хлеб называется пшеничным.)
- Конечно. И сладкие булочки тоже пекут из пшеничной муки, только в тесто добавляют побольше сахара.

    • В булочной. (3 мин)

Показ иллюстрации.
- Как же хлеб с хлебокомбината попадает к нам на стол? (Водители на грузовых автомобилях развозят хлебобулочные изделия в булочные. Мы приходим в магазин и выбирает красивую румяную булку.)
Дети читают наизусть стих С. Погореловского: (3)

1. Вот он – хлебушко душистый                Ксюша
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый!
Словно солнцем залитой!

2. В каждый дом, на каждый стол                Остап
Он пожаловал-пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

3. Ведь не сразу стали зерна                        Жора
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

4. В нем – земли родимой соки,                   Даша
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!

5. Слава тем, кто хлеб растил,                      Егор
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас,
В добрый день, счастливый час!

8. Итог (3 мин)
- Посмотрите, ребята, еще раз на картинки и вспомните, какой длинный трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол хлебом. Как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб. Вот почему, ребята, я всегда говорю вам: «Хлеб надо беречь!» Это настоящее богатство нашего народа, нашей страны. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Посчитайте свои жетоны: у кого 1? 5? 10?
- Вот кто сегодня работал лучше всех! Похлопаем ребятам.
- Хотите напоследок поиграть в игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать стихотворение И. Лопухиной. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладоши. Если же он не из муки, стойте тихо.

 

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
Ии плетенки, и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
- Вот теперь можно вволю насладиться хлебушком и всем тем, что пекари из муки испекли.

 

В группу входит младший воспитатель, или второй воспитатель-сменщица с разносом хлебобулочных изделий. Девочки накрывают на стол, помощник воспитателя разливает чай из самовара. Дети приглашают гостей к столу. Занятие заканчивается чаепитием.

 

Использованы были следующие методы: словесный, наглядный, практический, метод самоконтроля и контроля воспитателем.

Приемы, использованные на занятии:

  • Прием формирования познавательного интереса (мотивация: ситуация занимательности – зернышко и булка хлеба на одном столе, музыкальное сопровождение)
  • Прием постановки основных, дополнительных и наводящих вопросов
  • Прием обращения к художественному слову, русскому фольклору
  • Прием показа
  • Прием резюмирования
  • Прием активизации внимания
  • Прием изложения информации
  • Сюрпризный момент

 

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации \ Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Гой еси вы, добры молодцы: Русское народно-поэтическое творчество. \ Сост. П.С.Выходцев и Е.П.Холодова; - М.: Молодая гвардия, 1979. – 399 с., илл.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2007. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Круглый год: Для младшего школьного возраста \ ред. С.В.Орлеанская. – М.: Изд-во «Детская литература», 1971. – 432 с.

Крутогоров Ю. Про булку белую и кашу пшенную. – М.: Изд-во «Детская литература», 1979. – 36 с.

Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников.// Дошкольное воспитание N12, 2005.

Павлова Л. Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка. \\ Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Сказки бабушки Яги: Сборник сказок. – М.: «Детская литература», 2000. – 145 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006.  – 128 с., илл.

Rambler's Top100