logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

«Веселый Городец. Обучение рисованию элементов городецкой росписи (купавка)»

Конспект образовательной деятельности в области художественно-эстетического воспитания.

Составила и подготовила воспитатель высшей категории ГБОУ детский сад N 1076 Приходченко С.В.

Цели и задачи: 1. Образовательные:
1.)Знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле;
2.) Учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки;
3.) Познакомить с основными элементами городецкой росписи;
4.) Учить рисовать городецкие – купавки голубого и розового цвета, составлять узор на полосе, чередуя купавки и листья;
5.) Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета;
6.) Учить оживлять цветы белым, синим и темно- красным цветом с помощью кисти;
7.) Обогатить словарь детей новыми словами Донце, прялка, кудель, купавка, розан, оживка.
2. Развивающие:
1.) Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
2.) Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме(полосе);
3.) Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
4.) Формировать практические умения и навыки рисования с образца;
3. Воспитательные:
1.)Воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
2.)Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ; 3.) Воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Материалы: для воспитателя - выставка изделий городецких мастеров(разделочные доски, блюда, настенные панно, посуда с городецкой росписью); образцы узоров и последовательности рисования купавки;
ЭОРы: ноутбук, медиапроектор, экран;
для детей – тонированные под дерево листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра для смешивания красок;

Предварительная работа:

  1. Беседы на тему: «Какие виды народных промыслов ты знаешь?»; «Нравятся ли тебе изделия с декоративно-прикладной росписью?»;
  2. Экскурсия в музей дет.сада «Русская изба» с организованной выставкой изделий народных промыслов;
  3. Чтение глав из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». Заучивание стихов о Городце.
  4. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Сюжет «Семья мастера-ремесленника из Городца».
  5. Подготовка родителями выставки изделий с Городецкой росписью.

План образовательной деятельности (35-40 мин.)

  1. Организационный момент «Письмо». 1-2 мин.
  2. Беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентация. Объяснение последовательности росписи. 15 мин.
  3. Самостоятельная роспись детьми15мин.
  4. Подведение итогов. 3 мин.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, придя в группу, я увидела на своем столе вот этот конверт. На нем написано: «Детям группы N1». Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе, позавтракаем. Хотите узнать, что в этом конверте? Здесь приглашение на выставку изделий со сказочной росписью. Вы хотите посетить эту выставку? Тогда пойдемте.

-Сегодня на выставке выставляются изделия старинного народного промысла-Городецкого промысла.

-А вы знаете какие-нибудь народные промыслы?(Дети вспоминают название видов народных промыслов: Филлимоновская игрушка, Каргопольская игрушка, Дымковская роспись Гжель, Хохлома , Городец и др.).

-Сегодня мы познакомимся с Городецким промыслом.

Показ слайда с изображением современного вида г. Городца N1.

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\музей в Городце.jpg

Музей-мастерская по росписи в г. Городец

Название его пошло от имени города Городец-маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего городка в Нижегородской области. Он был основан очень давно, в 1152 году, князем Юрием Долгоруким. Старинный городок был сплошь усеян небольшими деревянными домами, одетыми в тонкую резьбу. В этой резьбе были и Жар-птицы, и цветы с травами, и русалки-берегини, и сказочные животные. Поэтому, все дома были похожи на сказочные терема. Когда – то там строили для всей Волги корабли. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими разными фигурами и узорами. Городецкая резьба принесла славу городку.

Показ слайда старинного вида г.Городца N 2.

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\Городец-вид с Волги.jpg

Вид с Волги

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\старый городец.JPG

Улица старого Городца
Ребенок: Есть на Волге город древний,
По названью Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо -птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Особой известностью пользовались городецкие прялки.Вот здесь вы можете увидеть старинную прялку. Раньше такие прялки стояли в каждой избе. Долгими зимними вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть. А городецкие умельцы придумали разрисовывать прялки красивым узором, украсить их тонкой резьбой, чтобы веселее было прясть, чтобы спорилась работа у прях.

Показ слайда с изображением работающего мастера N3.

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\мастер за работой.jpg

Мастер за резьбой по дереву

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\мастерская-музей росписи в Городце.jpg

Мастерская по городецкой росписи

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь Мир молва идет.
И. В. Кадухина

Эти прялки с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. Донце-это сидение у прялки, на котором сидела пряха во время работы. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздники, гуляния, застолья, народные нарядные костюмы. Также стали использовать и растительные орнаменты с городецкими купавками и розанами, да такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На росписи городецких мастеров есть и чудо -кони, и сказочные птицы.

Ребенок: Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем люди перестали пользоваться прялками и донцами, тогда городецкие мастера стали изготавливать и расписывать посуду, детскую мебель, разделочные доски и настенные панно.
В росписи использовали три основных краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Показ слайда с изделиями N4.

Также эти изделия вы можете увидеть и на нашей выставке (Дети рассматривают изделия).

Воспитатель: Вот вы посмотрели изделия и роспись на них.

-Какие элементы росписи вы увидели на изделиях? (Конь, птицы, цветы и травы).

Показ слайда с изображением элементов городецкой росписи N5.

Описание: D:\ФОТО\КУРСЫ\элементы росписи.jpg

-Каких элементов особенно много встречается на городецких узорах? (Цветов и листьев). Эти цветы называются Купавки и Розаны.
-Обратите внимание, какого они цвета? (Розового и голубого).
-Как получить эти цвета? (Голубой - смешать белый и синий, а розовый- смешать белый и красный).
-Давайте прежде, чем приступить к работе, получим голубой и розовый цвет путем смешивания известных нам красок. (Дети смешивают цвета на палитре). - Давайте мы с вами перед работой немного отдохнем.

Физкультминутка.

Воспитатель:

Городецкие узоры, Столько радости для глаз. Мастера и мастерицы, Может быть и среди нас.

- Сегодня, мы с вами побудем городецкими мастерами. Посмотрите на экран. Здесь изображена последовательность рисования купавки.

Показ слайда с изображением последовательности рисования купавки N6.

Описание: C:\Users\Администратор\Pictures\img020.jpg
Описание: C:\Users\Администратор\Pictures\img023.jpg

Воспитатель:1. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета.

2. Затем дорисовывается центр бутона в виде маленького кружка ( темно-красный на розовом и синий на голубом).

3.Бутон купавки дополняется тонкими линиями и дугами концом кисти.

4. Добавляется оживка (прорисовка) белым и черным цветом, используя кончик тонкой кисти.

Показ слайда с оживкой N7.

Оживка розана белым цветом
Оживка купавки и листьев черным цветом

Воспитатель предлагает детям разместить мелкие купавки голубого или розового цвета по углам и крупные цветы в центре полосы, предложенной каждому ребенку. А также дополнить листьями, используя способ бокового мазка (примакивание).

Воспитатель напоминает о необходимости чередования элементов узора.

Самостоятельная работа детей.

Ох,Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Воспитатель: Вот мы и побыли с вами мастерами и мастерицами. Посмотрите, какие красивые работы у вас получились.
-Вам понравилось расписывать нашу полоску элементом городецкой росписи - купавка? Какое настроение у вас было, когда вы занимались росписью?
-Хотели бы вы научиться рисовать еще какие-нибудь элементы городецкой росписи? Какие?
-Хорошо. На следующих наших занятиях мы с вами поучимся рисовать и другие элементы городецкой росписи. Вы все сегодня были молодцы!
Дети рассматривают все работы, отмечают удачное расположение на полосе, заполняемость полосы, сочетания цветов. Выбирают наиболее удачные работы.

Rambler's Top100