logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

Сложносочиненное предложение с союзом а.

Конспект НОД логопеда по формированию лексико- грамматических категорий у дошкольников подготовительной группы для детей с  ФФН.

Автор: Хисамова Г. Р. учитель-логопед, МБДОУ N5  РТ город Лениногорск.

Цель: Познакомить детей со структурой сложносочиненного предложения, учить составлять сложные предложения  с опорой на зрительные символы.
Задачи: Закреплять умение составлять схемы простых предложений, учить  составлять схему сложносочиненного предложения с союзом  а. Упражнять детей в составлении сложносочиненных предложений с союзом а, опираясь на схемы и картинки. Развивать умение сравнивать предметы. Закреплять активизировать словарь по теме: «Виды спорта. Скоро универсиада!». Закреплять правильное произношение звуков, развивать мелкую моторику, чувства ритма, слуховое и зрительное внимание.  Воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: Картинки схемы этапов работы на занятии; предметные картинки на каждого ребенка, на тему «виды спорта»; карточки символы слов и картинки для составления предложений.
Ход занятий:

  1. Организационный момент. Программирование этапов деятельности.

Рассказ логопеда.
Ребята, мы живем в Республике где скоро произойдет замечательное событие Универсиада. А сегодня к нам пришел в гости Юни-талисман и символ Универсиады. Ведь Универсиада это соревнование молодых.  Юни полон сил, любит спорт, его старший брат-большой крылатый снежный барс с гордостью смотрит на него с герба нашего Татарстана.

(показ слайдов)
Ребята а вы знаете по каким видам спорта будут соревноваться спортсмены со всего мира на универсиаде? (Ответы детей) А вы любите спорт?  (Ответы детей).
Я предлагаю вам рассказать по схеме, чем вы будите заниматься сегодня.

Дети отвечают, составляя предложения по схеме. Примерные предложения:
-Мы сегодня будем составлять предложения и их схемы.
-Поиграем в игру.

-Будем сравнивать предметы.
II Основная часть.
1)Знакомство с темой.
Логопед предлагает  детям назвать виды спорта на картинках (у каждого ребенка на столе лежит картинка).  Дети называют виды спорта(футбол, волейбол, плавание…), затем обобщают и называют тему занятия. Объясняют понятие-спорт.

2) Объяснение нового материала.
Педагог дает детям задания: девочкам-раскрасить ленточки, мальчикам-нарисовать (обвести через кальку) мячи. Предлагает составить предложения о том, чем они занимаются.
Дети составляют предложения.
-Девочки раскрашивают ленточки.
-Мальчики рисуют мячи.
Затем составляются на наборном полотне схемы этих предложений.

Далее педагог объясняет, что если мы хотим сказать о девочках и мальчиках одним предложением, для этого надо соединить оба предложения с маленьким словом «а» (показывает на схеме) и обе полученные части разделить запятой. Затем просит детей составить предложения по схеме:

Логопед обращает внимание на то, что в каждой части предложения называются разные слова-предметы.  Сообщает, что желательно употреблять и разные действия.
Дети составляют предложение:
Девочки раскрашивают ленточки, а мальчики  рисуют мячи.
3. Составление сложного предложения по двум  сюжетным картинкам.
Логопед дает задание: используя составленную схему, придумать по картинкам предложение. Предлагаются картинки: «баскетболисты играют в баскетбол», «теннисисты играют в теннис».
Составляется предложение:
Баскетболисты играют в баскетбол, а теннисисты играют в теннис.
4. Пальчиковая гимнастика.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.)
По коленкам — шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
5. Составление предложения по комбинированным схемам, с использованием картинок.  Дошкольникам предлагается задание  составить предложение  по схеме. 
на , 
а на .
Петя       катается   НА      лыжах,
а   Таня   катается     НА   коньках.
6. Упражнение в образовании новых слов на тему «Спортсмены»
Играет в хоккей-хоккеист.
Играет в футбол-футболист.
Играет  в волейбол-волейболист.
Играет в баскетбол-баскетболист.
Играет в теннис- теннисист.
Едет на велосипеде-велосипедист.
Занимается гимнастикой-гимнаст.
Плавает-пловец.
III. Динамическая пауза.
Логопед делит детей на гимнастов и пловцов (чтобы дети не путались, к одежде пристегиваются значки с изображением спортсменов).  Предлагает детям придумать задания для спортсменов с маленьким словом « а» и дает образец:
«Гимнасты приседают, а пловцы ныряют». Далее дети сами составляют предложение, например:
Гимнасты прыгают, а пловцы плывут.
Гимнасты кружатся, а пловцы задерживают дыхание.
Гимнасты делают наклоны в стороны, а пловцы «звездочку».
6. Объяснить смысл пословиц.
Пешком ходить - долго жить.
В здоровом теле, здоровый дух.
Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья.
Двигайся больше, проживешь дольше.
7.Лото  «Закончи предложение»
У каждого ребенка по большой карте игры лото и отдельные картинки. Логопед предлагает прочитать под рисунками на картах начало предложений и закончить их, подобрав соответствующую картину с подходящим по смыслу продолжением и положив ее на пустое  поле рядом.
Зимой играют в хоккей, а… летом  в футбол.
Зимой катаются на лыжах, а…  летом   на велосипеде.
Зимой  катаются на коньках, а … летом  плавают.
В теннис играют ракеткой, а …в баскетбол мячом.
Дети  подбирают соответствующие картинки и читают предложения.
IV  Подведение итогов.

Педагог предлагает детям, используя алгоритм деятельности, вспомнить, что они делали на занятии: играли, составляли предложения, сравнивали,   каким  видом спорта занимаются летом, каким зимой. Выясняют, какие игры им понравились, в какие они хотели бы поиграть на следующих занятиях.

Rambler's Top100