logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

«Путешествие в царство часов»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы («Домовёнок Кузя и часы»).

Автор: Якубжанова Г.Г. воспитатель ГБДОУN67 Калининского района СПб.

Программное содержание

1.Задачи на развитие познавательной способности.
а) Расширять и углублять представления детей об истории создания разных видов часов.: песочные, водные, солнечные, часы-петух, часы-цветы, механические(башенные, будильник, карманные, часы с кукушкой)
б) Учить устанавливать причинно-следственные связи между знанием и строением разных видов часов.
в) Развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.

2. Задачи на развитие связной речи.
1. Активировать словарь: циферблат, башенные, карманные, механические, будильник, сундук, куранты.
2. Упражнять в словообразовании названии видов часов: на-стенные, на-польные, на-ручные, на-стольные.
3. Развивать умение ясно и чётко излагать свои мысли и аргументировать свой ответ; не перебивать других детей.

3. Воспитательные задачи.
а) Воспитывать интерес к прошлому предметов.
б) Воспитывать положительные эмоции, любознательность.
в) Развивать культуру речевого общения.
г) Вызывать у детей желание получать новые знания о часах.

         Предварительная работа

  1. Разучивание загадок, пословиц о времени.
  2. Рассматривание и беседы о разных видов часов.
  3. Чтение глав о часах из книг «Моя первая книга о технике», «Почемучка», «Всё обо всём»

Материалы к занятию

  1. Старинный сундук и в нём: макет солнечных часов, песочные часы, игрушка-петух, открытки с изображением одуванчика и мака(из набора часы-цветы), механический будильник, часы с кукушкой, карманные часы, часы свеча.
  2. На столах: два картонных циферблата со стрелками и два набора цифр от 1 до 12, набор картинок с изображением часов прошлого и современности.
  3. В стороне на столе закрытым платком выставка разных видов часов старинных и современных(необычных форм) .
  4. Декорации деревянного домика.
  5. Костюм Домовёнка для воспитателя или игрушка-домовёнок.
  6. Фонограмма песни «Тик-Так», слова З.Петровой, музыка А.Островского, исполнение О.Анофриев.

Ход непосредственно образовательной деятельности
(Дети садятся на ковер или скамейку. И домика раздается шум и грохот. Выходит Домовенок, отряхивается)

Домовёнок: Ой, запылился я весь на своё чердаке.
(Домовёнок подходит к детям и удивляется)
Домовёнок: А-А-А! Ко мне оказывается, гости пришли! Как я люблю гостей! А вы знаете кто я?
Дети: Нет.
Домовёнок:
Я Домовёнок сказочный,
Весёлый и загадочный,
Тот будет благодарен
Кому меня подарят,
Уютно и в сохранности
Всё будет в доме к радости.
-Знаете ребята, я тут у себя на чердаке нашёл старый сундук и мне очень хочется узнать, что в нём лежит, но он такой тяжёлый. Ребята, вы поможете мне его дотащить?
Дети: Да, поможем!
(Дети с Домовёнком из домика притаскивают сундук и рассматривают его)
Домовёнок: Мне кажется, что там, что-то живое, давайте вместе посмотрим!
(Открывается сундук)
Домовёнок: Ой! Что это за странные предметы? Интересно.
Дети: Это часы!
Домовёнок: Часы мне пригодятся самому, буду всё делать вовремя, никуда не опаздывать.
(Закрывает сундук и задумывается)
Домовёнок: Только часы там какие-то странные, непонятные, как же я в них разберусь? Ребята, а давайте вы мне про них расскажете, только по одному.
(Открывает сундук)
Домвенок: Ну, кто будет выбирать первый?
(Дети по одному достают часы и рассказывают о них, в случае затруднения другие дети дополняют ответ)
Ребёнок: Это солнечные часы.
Домовёнок: Я думал,  что это зонтик такой, а как же они работают?
(Ребёнок берёт фонарик и показывает, как действуют солнечные часы.)
Ребёнок: Когда солнце светит, от палки падает тень, и она движется по кругу стрелочкой, как по циферблату.
Домовёнок: Нравятся мне такие часы! Возьму-ка я их себе.
Ребёнок: Нет, эти часы только для улицы, дома солнце не светит, время по этим часам можно определить только в солнечную погоду.
Домовёнок: Да, это не очень удобно.
(Ребёнок достаёт песочные часы)
Домовёнок: А это что за чудо-юдо?
Ребёнок: Это песочные часы. Песочек пересыпается из одной части в другую и так узнают сколько времени прошло.
Домовёнок: А что сейчас 10 часов, я могу по ним узнать?
Ребёнок: Нет, эти часы показывают что прошло, например: две минуты или пять минут. Когда песочек пересыпится их надо переворачивать.
Домовёнок: А сейчас такими часами пользуются?
Ребёнок: Да, например можно смотреть, сколько времени нужно чистить зубы или одеваться на прогулку.
Домовёнок: Такие часы мне тоже пригодятся, например, буду смотреть, сколько времени надо варить яйцо.
(Ребёнок достаёт игрушку-петушок)
Домовёнок: Это же петух! У меня во дворе такой бегает, а он что, время кукарекает?
Ребёнок: Это живые часы. Петух по утрам кукарекает в определённое время и будит людей в деревнях на работу.
Домовёнок: Хлопотно с такими «часами», петуха ещё ведь кормить надо.
Ребёнок: В городе по нему время не определить.
Домовёнок: Ну, меня то петушок по утрам исправно будет.
(Ребёнок достаёт открытку с цветами)

Ребёнок: А это тоже живые цветы часы-цветы. Люди заметили, что разные цветы открываются и закрываются в определённое время. Вот, например мак открывается в пять часов утра, а закрывается в три дня, одуванчик, открывается в шесть утра, а закрывается в восемь вечера.
Домоёнок: Здорово! У меня на полянке много цветов, вот найду сейчас себе букет, поставлю дома в вазу и буду наблюдать, сколько сейчас времени.
Ребёнок: Нет. Дома цветы быстро завянут и смотреть по ним время можно только на улице.
Домовёнок: Да и зимой цветы не цветут, это не очень удобно.
(Домовёнок притихает и прислушиватся)
Домовёнок: Тихо ребята! Слышите, там кто-то шуршит? Это наверное у меня мыши на чердаке хозяйничают. Давайте их напугаем?
(Проводится физ-пауза «Часы»)
И.п. сидя на коленяк. Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки.

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали:«Бом!Бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы  сказали: «Бом! Бом! Бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Домовёнок: Давайте ребятки рассказывается дальше про часики, это так интересно!
(Ребёнок достаёт часы свеча).
Домовёнок: Это что за палка полосатая?
Ребёнок: Это часы-свеча. Сгорает свеча до одной полосочки, значит прошёл один час.
Домовёнок: Такие часы пригодятся мне на чердаке, и свет даёт, и время показывает.
Ребёнок: Такими часами пользовались раньше, когда не было механических часов, но они очень опасные, если свечка упадёт, может случиться пожар, и ещё она быстро сгорит и её нельзя взять с собой на улицу, т.к. можно обжечься и она быстро потухает.

Домовёнок: Да. Это не очень удобно и опасно.
( Ребёнок достаёт карманные часы).

Домовёнок: О! Этим наверное можно орехи колоть.

Ребёнок: Нет, это карманные часы. Они механические и их надо заводить. Часы прикрепляются к карману цепочкой, чтобы они не потерялись. А чтобы посмотреть время надо открыть, крышечку.
(Домовёнок ищет у себя карман).
Домовёнок: У меня нет кармана, но я обязательно себе его пришью. Такие часы мне тоже пригодятся.
(Ребёнок достает часы с кукушкой)
Домовенок: Ой, а это что за домик, да еще и с шишечками, наверное, здесь живет белочка?
Ребенок: Это часы с кукушкой. Вот здесь маленькие дверцы  и из нее выскакивает кукушка.
Домовенок: Настоящая?
Ребенок: Нет, игрушечная. Она кукует каждый час, столько раз, сколько сейчас времени. А чтобы часы завести, надо тянуть вниз шишечку на цепочке.
Домовенок: Да, не очень удобно, надо не забывать их постоянно заводить, но они мне очень понравились и кукушечка в них живет веселая, каждый час сообщает сколько сейчас времени.
Ребенок:А это будильник. Он показывает время. Большая стрелочка  минутная, а маленькая часовая. Стрелки двигаются по циферблату с цифрами. А тоненькая стрелочка показывает когда будильник должен зазвонить. Будильник будит людей.
Домовенок: Давайте послушаем как он звенит (Домовенок заводит звонок)
Домовенок: Ой, как звенят колокольчики на будильнике и очень громко. С такими часами точно проснешься.
Ребенок: Но он не очень удобен, его надо заводить и в карман его не положишь.
Домовенок: Значит, это настольные часы. Буду пользоваться ими дома.
(Ребенок достает картинку с изображением Кремлевских курантов)
Ребенок: Это башенные часы. Кремлевские куранты. Они находятся в Москве на Красной площади.
Домовенок: Где-то я уже видел эти часы.
Ребенок: Наверное, по телевизор. Эти часы всегда показывают по телевизору когда наступает новый год, потому что это главные часы нашей страны. Это самые точные часы.
Домовенок: Хотел бы я такие же часы иметь у себя.
Ребенок: Нет, не получится, они очень большие и находятся на высокой башне.
Их можно увидеть только в Москве. У них очень громкий бой и их далеко слышно, но если ты живешь в деревне, ты их не услышишь.
(Домовенок заглядывает в сундук)
Домовенок: Все, закончились часики, но зато у меня есть для вас песенка про часы «Тик-Так». Давайте под нее потанцуем.
(Проводится музыкальная пауза под фонограмму.)
(вступление)
1.Есть часы во всех домах (И.п.  О.с.: стоя, руки опущены вдоль тела, руки вибрируя как стрелки через стороны поднимаются вверх.)
Тик- Так. Тик-Так. (Хлопки над головой вытянутыми руками)
Стрелки ходят на часах
Тик-Так. Тик-Так.(Хлопки перед собой вытянутыми руками)
Мы их слушатся должны (Руки на поясе, наклоны головы право-лево)
Только так…(Развести руки в стороны и поставить на пояс)

(вступление второй куплет)(движение как при вступлении)
2. Ночью спать часы велят
Тик-Так. Тик-Так. (Руки на голову, шаги на месте в ритм слов)
Утром будет детский сад
Тик-Так. Тик-Так (Развести напряженные руки в стороны, шаги на месте)
Значит, им нельзя стоять
Тик-Так. Тик-Так. (Руки на пояс, шаги на месте)
Не спешить, не отставать. (Повороты головы влево-вправо,руки на пояс)
Ну ни как!(Развести руки в стороны)

Домовенок: Ребята, у меня есть одна игра, я никак не могу в ней разобраться. Может вы мне поможете?
(Проводится д\и «Разложи по порядку»
Домовенок: Ребята здесь на циверблате нет цифр, помогите мне  их разложить по порядку, и посмотрим чья команда это сделает быстрее.
(Дети выполняют задание)
Домовенок: Вот молодцы какие, справились правильно.
(Домовенок передвигает часовую стрелку на цыферблате)
Домовенок: А какое время показывают часы?
Дети: Здесь три часа, а здесь 10 часов.
Домовенок: Молодцы! А вот еще игра называется «Путаница», только давайте сядем на коврик. Я буду сейчас стараться вас запутать, а вы должны сказать правильно я сказал или нет. Слушайте. В 9 часов утра я ужинаю.
Дети: Нет, ужинают вечером.
Домовенок: В 6 вечера я делаю зарядку.
Дети: Нет, зарядку делают утром.
Домовенок: В  час дня я обедаю.
Дети: Правильно.
Домовенок: В 11 часов ночи я гуляю.
Дети: Нет,  в это время должны все спать.
(Проводится речевая игра «Скажи какие»)
Домовенок: Ребята, а если часы стоят на столе, то какие это часы?
Дети: Настольные.
Домовенок: А если весят на стене?
Дети: Настенные.
Домовенок: А если на полу?
Дети: Напольные.
Домовенок: Если их носят на руке?
Дети: Наручные.
Домовенок: А если носят в кармане?
Дети: Карманные.
Домовенок:А еще я знаю что есть часы-кулон, часы-кольцо, часы-браслет. Молодцы ребята вы меня порадовали.  А еще у меня есть картинки с часами, и их надо разложить в том порядке как их создавали- какие раньше, какие позже.
(Проводится игра «Что сначала, что потом» (в комплекте 12 картинок). Дети раскладываю картинки)
Домовенок: Вот вы молодцы  какие, во всем разобрались. А у меня для вас есть сюрприз! У моего хозяина есть целая коллекция часов. Давайте ее посмотрим?
(Дети подходят к столу накрытого платком.  Домовенок снимает платок.)
Домовенок: Посмотрите какие разные бывают часы: в виде разных фигурок животных, часы-подставка, часы- игрушка, электронные часы. Про часы можно говорить бесконечно.А вам хотелось бы узнать еще что-то новое про часы?
Дети: Да!
Домовенок: Тогда в благодарность за то что вы рассказали мне так много про историю часов, я дарю вам набор открыток «Царство часов» и  вы потом сможете мне рассказать еще много нового про часы. Досвидания ребята, спасибо вам большое.
(Дети выходят из зала под последний куплет песни «Тик-Так» изображая при этом руками стрелки часов.)

Литература.

1.О. В. Дыбина « Что было до…» Игры путешествия в прошлое предметов.

2.Л. Гальнерштейн «Моя первая книга о технике»

3.Э. Д. Фокина «Познавательное речевые занятия в детском саду» (из опыта работы)

4.А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Коршурникова «Почемучка»

5.Г. Шалиева «Всё обо всем»

6.А. Н. Сорокина «Дизанти»

Rambler's Top100