logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

Игры и упражнения для коррекции лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.

Авторы. учителя-логопеды:  Кириллова Екатерина Лазаревна, г. Воркута, Морозова Ольга Лазаревна, г. Москва.

Нарушения грамматического строя речи (аграмматизмы) нередко занимают ведущее место, делая речь ребёнка малопонятной. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя является типичным проявлением.
  Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребёнка, так и для коммуникации.У детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения, направленные на расширение уточнение словаря, способности обобщения в сфере языковых функций
   При обучении следует использовать те приёмы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов, использовать приготовленный словарь и предложения определённой конструкции в самостоятельной речи.
Нами разработана серия игр и упражнений, способствующих развитию лексико-граммати-
ческих  средств речи у детей с общим недоразвитием речи.  Данные игры и упражнения могут использоваться при проведении индивидуальных, подгрупповых,  фронтальных логопедических занятиях, а также в процессе домашней работы родителей с детьми при условии соответствующего их обучения логопедом.
   1-этап   Обогащение и систематизация словарного запаса у детей.
Все слова в русском языке организованы в строгую систему, без которой было бы невозможно ориентироваться и свободно пользоваться ими.
*имена существительные, обозначающие предметы и явления;
*имена прилагательные, обозначающие признаки предметов;
*глаголы, обозначающие действия и состояния предметов,
*наречия, обозначающие признаки действий;
*имена числительные, обозначающие количество предметов или их порядок при счёте;
*служебные части речи(предлоги, союзы).
Игры: 1» САД, ОГОРОД». ( Предложить ребёнку собрать в корзину овощи, затем фрукты и правильно их назвать).»ЛЕС- ГРИБЫ, ЯГОДЫ»; «ДОМ- МЕБЕЛЬ, ПОСУДА»; и т. д.

2 Падежи: а)   именительный падеж  «ТЕЛЕВИЗОР» ( Выкладываются предметы  на фланелеграф, ребёнок называет предметы, которые видит, отвечает на вопрос: «Что это?»
б) родительный падеж:» БЕЗ ЧЕГО?» (Выкладываются картинки с изображением предметов с недостающей деталью,  ребёнок отвечает на вопросы: «Машина без чего?»- Без колеса.
в) дательный падеж:»ПОКОРМИ ЖИВОТНЫХ».Выкладываются картинки с изображением домашних, диких животных(корова, собака, кошка, заяц, белка ). На столе картинки (сено, морковка, косточка, молоко, орехи). »Кому дашь сено?».
г)  винительный  падеж: «Цирк» Выкладываются картинки по теме цирк, ребёнок называет : «Кого, что видишь?»,
д) творительный падеж:« Папа смастерил стул». Выкладываются на стол инструменты:»Чем папа смастерил стул?»
г) предложный падеж: « О чём думает девочка?» Выкладываются игрушки и картинка с изображением девочки. « О чём мечтает девочка?»
                  2 этап – имена прилагательные.
1Имена прилагательные группируются: по цвету, форме, величине, вкусовым ощущениям, температуре, материалу, фактуре, принадлежности.
Игры: 1По цвету: »МАГАЗИН игрушек». выбрать предметы одинакого цвета:«Какого цвета предмет?».
2По форме: « МЕБЕЛЬ», выбери  круглые, квадратные,  прямоугольные, овальные предметы. Какой формы предмет?
3По величине:»ДОМА», выбери высокие, низкие, длинные, короткие, тонкие, толстые предметы.
4По вкусовым ощущениям: »Столовая», выбери кислые, сладкие, солёные, горькие продукты, правильно их  назови.
5По температуре: »Времена года», в какое время года холодно, жарко, тепло, прохладно, правильно назови.
6 По материалу: »Магазин одежды», Выбери меховые, кожаные, бархатные, шёлковые, шерстяные,
 7По фактуре:  «Угадай на ощупь, правильно назови». (гладкая, шероховатая, колючая).
                    3 Глаголы подразделённые на тематические группы.

  Игры:1 Действия людей: «ТРУД ЛЮДЕЙ НА ПОЛЯХ», (Кто , что делает?)
   2 По способу передвижения животных, насекомых. «Кто как передвигается?»
( кошка, собака, корова, жук, паук, медведь, волк и др.)

  • Звуки, издаваемые животными, птицами, насекомыми.

« Кто, как кричит?

  • Явления природы:  «Что, где  и когда происходит?  «(солнце заходит, всходит луна).

4Антонимы- слова противоположным смысловым значением.

Они могут принадлежать к разным частям речи:

  • к именам существительным (зима- лето);
  •  к именам прилагательным (белый- чёрный);
  • К глаголам (приходить- уходить);
  • К наречиям (далеко- близко).

Игры:1»Скажи наоборот». Логопед называет слова, ребёнок противоположное значение.
2 «Высоко-низко»; « Тихо-громко», «Вперёд-назад».

                                 5Синонимы.-\слова, имеющие общее смысловое значение.
Игры: «У тропинки , у дорожки»; «Холод, стужа и мороз». Логопед называет слова, если это слова- синонимы, то ребёнок поднимает флажок. (игры для детей подготовительной группы.
 Это только часть  представленных нами  игр по устранению лексико- грамматических нарушений у детей  с речевой патологией.
С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. У детей с ОНР задерживается формирование каждого из компонента языка: фонетики, лексики, грамматики, звукопроизношения.
Очень важно, чтобы малыш к моменту поступления в школу научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный азпас, грамматически правильно строил предложения, связно высказывался.

Rambler's Top100