logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

Занятие по рассматриванию картин Кораблина Василия Степановича «Весна» и Щебланова Анатолия Павловича «Весна наступает».

Автор: Логинова Ирина Викторовна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад N1 «Колокольчик», Алтайский край, г.Новоалтайск.

Образовательные цели. Обобщение представлений о весне. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование грамматического строя речи (подбор определений). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).
Развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, слухового внимания, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.
Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.
Оборудование. записи голосов природы, мольберт, репродукции картин сосуд с питьевой водой, пластиковые одноразовые стаканчики, поднос с тающим снегом, землей и растением.
Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке, сравнение происходящего в природе ранней весной и в разгар весны. Разучивание стихов алтайских поэтов. Разучивание физминутки «Веснянка».
Ход занятия:
1.Орг.момент
Дети проходят к мольберту и садятся на стульчики. На мольберте закреплены репродукции картин
Воспитатель: Сегодня я принесла на занятие картину Кораблина Василия Степановича «Весна» и картину Щебланова Анатолия Павловича «Весна наступает» . Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, рассмотрим картины алтайских художников и составим по ним рассказы, почитаем стихи алтайских поэтов.
2. Рассказывание стихов алтайских поэтов о весне.
Чтобы создать настроение для занятия, давайте прочитаем стихи. Посмотрите на картины, которые стоят перед вами, и вспомните стихи, которые как будто специально написаны к этим картинам.
Кузнецова Татьяна
Ещё весна несёт в ладонях лето,
Баюкая, как малого ребёнка,
И паучок на паутинке тонкой
Завис в преддверьи нового рассвета.
Не стёрта грань между теплом и стужей
Но радуги уже стоят на страже.
День зеленью пропах и воздух влажен,
И этот мир мне бесконечно нужен.

ПРОТАЛИНЫ
Растаял снег.
Вода блестит в проталинах,
Как будто слёзы на лице земли,
А сердце рассмеялось и оттаяло
И запросило ласки и любви.

Мордовин Иван Федорович
НАЧАЛО МАРТА
Начало марта. Солнце светит,
Как будто нам с тобою льстит.
Поэт какой-нибудь заметит,
Что речка подо льдом блестит,

Б.Братов «Весна»
Весна спешит. Весна не ждет.
Весна напрасно дней не тратит.
В ней все ликует и цветет,
И каждый радостью ей платит.
Лучами отогреет день,
Раздарит зелень всей округе,
Разбудит жизнь, отбросит лень.
И запоют скворцы, пичуги.
И сотни тысяч голосов
Подхватят эту песню хором.
Запахнет свежестью лесов.
Наполнится весь мир задором.
Не нужно на весну смотреть
Из-под недвижной, хмурой, маски,
Вступай в тот хор, нам вместе петь
Под яркий цвет весенней краски.

Ю.Першин
Весною ранней,
Если снег крупинчат,
Мелодия звучит под такт ноги.
Возможно, славит снег –
Весны Величье,
А не ворчит на наши сапоги.
Мы по нему шагаем.
Нет нам дела,
Что музыка звучит во всех шагах,
А тут еще сосулька прозвенела
Да треснул лед,
Осевши в берегах.
Весь Белый Свет озвучен,
Музыкален,
В лесу носами дятлы дроби бьют.
А певчие?
Своими голосами
Они свивают песенный уют.

Воспитатель: (задает вопросы после прочтения каждого стихотворения) К какой картине мы отнесем это стихотворение? Почему? Дайте полный ответ.
Дети: К картине «…», потому что в нем говорится о ….
Воспитатель:Какие запахи вы почувствовали в стихотворении? Какие звуки весны можно услышать в стихотворении?
Воспитатель:Вы очень выразительно прочитали стихи, которые иллюстрируют эти картины. Молодцы!

3. Чтение описания весны Б.Братовым Беседа по тексту.
Воспитатель: Послушайте, как описывает природу весной знакомый нам поэт Борис Братов
Весна – это всплеск в мире. Весна будит красками, кистью живой высвечивает. Весной многозвучье: бурлят потоки тающего снега, звенят переливы капели, день становится длиннее. Весна – пробуждение жизни. Весенний день звучит музыкой множества журчащих ручьев и ручейков, стремящихся к реке, озерцам и просто лужам. Кажется, что солнечные лучи, коснувшись серебряных ручьев и ручейков, зеркальной поверхности реки, озер и луж, алмазных россыпей остатков снега, лежащего в логах, оврагах и на северных склонах холмов, отражают музыку звенящей воды и наполняют ею всю округу. Симфония да и только!
Воспитатель:С чем сравнивает весну Братов? Что такое симфония? А может быть симфония в природе? Как здесь изображена симфония? Как звучит весна? Какие «инструменты» в природе создают симфонию? Слышали ли вы весеннюю симфонию?

4. Упражнение «Картина оживает».
Воспитатель:Могут ли картины звучать? Давайте представим, что картины оживают, и мы слышим, что происходит там на картинах
включает запись журчащего ручья. Дети слушают запись 1 минуту.
Воспитатель:Что вы услышали? К какой картине подходит этот звуковой фон?
Дети: Мы слышали, как журчит ручей. Подходит к первой картине.

включает запись птичьего щебета. Она звучит 1 минуту.
Воспитатель:Что вы услышали теперь? К какой картине подходит этот звуковой фон?
Дети: Мы услышали пение птичек в лесу. Подходит ко второй картине

5. Упражнение «Расскажи, какая».
Воспитатель:Сегодня на нашем занятии картины действительно оживают. Хотите попробовать воду из весеннего ручейка? Закройте глаза.
Берет кувшин.
Воспитатель:Откройте глаза. Эту воду я зачерпнула из ручейка.
Раздает детям стаканчики и наливает в них воду. Дети пьют ее.
Воспитатель:Расскажите, какая вода в весеннем ручейке.
Дети: Вода холодная, свежая, вкусная.
Воспитатель: Верно. Только запомните, что пить воду можно только из такого волшебного ручья, как на нашей картине. В лесу воду из ручья нужно сначала кипятить.
Воспитатель: Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?
предлагает детям закрыть глаза, достает и подносит к лицу каждого ребенка поднос с тающим снегом, влажной землей, цветущим растением (листочками). Дети нюхают снег, землю, цветы. Педагог ставит поднос на стол, предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях.
Воспитатель: Вы почувствовали, чем пахнет весна.
Дети: Мы почувствовали запах тающего снега, мокрой земли, свежести.

6. Сравнение картин
Воспитатель: Посмотрите на картины и опишите настроение, возникающее у вас при рассматривании.
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
Воспитатель: Все вы отмечаете, что вам радостно, когда смотрите на эти картины. Почему? В каких тонах они написаны? Что навевает на вас радость?
Дети: Картины написаны яркими красками
Воспитатель: А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его.
Воспитатель: На первой картине изображена ранняя весна,
Дети: а на второй картине — поздняя..
Воспитатель:На первой картине на земле еще лежит снег...
Дети: А на второй картине снега уже нет.
Воспитатель: На первой картине еще только появиляются проталины на снегу
Дети: а на второй картине земля покрыта свежей зеленью трав
Воспитатель:На первой картине художник изобразил маленький ручеек...
Дети: А на второй картине ручеек превратился в полноводную реку
Воспитатель:А теперь попробуйте рассказать о траве и самостоятельно составьте предложение..
Дети: На первой картине еще нет травы, а на второй уже появилась первая зеленая травка.
Воспитатель:Сравните ветки деревьев на картине и расскажите о них.
Дети: На первой картине ветки деревьев голые ,кажутся сухими, а на второй на них уже появились почки, и клейкие зеленые листочки .
Воспитатель: Сравните небо на картинах и расскажите о нем.
Дети: На первой картине небо ярко-голубое, а на второй — голубое с облаками.
Воспитатель:А теперь скажите, какая из картин вам нравится больше и почему.
Дети рассказывают о своих впечатлениях.

7. Физминутка «Веснянка».
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно поднимают руки.
И повсюду золото Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно опускают руки.
Разлило, разлило.
Ручейки по улице Бегут на носочках в противоположную сторону.

Все журчат, журчат. Руки на поясе.
Журавли курлыкают Меняют направление дви-жения.
И летят, летят. Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками

8. Составление рассказов по картинам с использованием предложенного плана

Воспитатель: А сейчас вы составите рассказы по картинам Кораблина Василия Степановича «Весна» и Щебланова Анатолия Павловича «Весна наступает». Используйте такой план:
Какой период весны изображен на картине?
Как выглядят деревья,
земля,
небо?
Как светит солнышко?
Какой ручей?
Какие звуки можно услышать в уголке, изображенном художником?
какие запахи можно ощутить?
Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрите картины и добавите в рассказы что-то от себя.
вызывают двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану.
Дети: На первой картине изображена ранняя весна. В лесу только что начал таять снег. Бежит веселый ,синий, прохладный и еще очень маленький звонкий ручеек. . На его берегах еще лежит снег. На проталинках еще не появилась травка. Среди деревьев стоит туман, потому что в лесу тепло и сыро. Деревья еще голые. Небо над деревьями голубое. Светит солнце. От деревьев на земле лежат тени. Около ручья стоят большие деревья. На них еще нет листьев. Их ветки кажутся сухими.
На второй картине изображена поздняя весна. Снег растаял. Ручеек превратился в широкую полноводную реку. Вода в ней грязная и мутная. Вдоль берега уже появилась первая зеленая весенняя травка. Деревья покрыты клейкими , нежными, светло-зелеными зелеными листочками. Вдали мы видим деревья с распускающимися листочками. Светит солнце и кажется что поют птицы. Небо голубое с плывущими облаками.
предлагает детям определить лучшего рассказчика.

9. Окончание занятия.
чем мы сегодня занимались?
что вам понравилось на занятии?
что было интересно делать?
какая из картин вам понравилась больше и почему?
оценивает деятельность каждого ребенка.

Rambler's Top100