logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

Зачем человеку нужен скелет.

Автор: Борисова Мария Михайловна, воспитатель, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение N 22 Санкт-Петербург, г.Павловск.

Чтоб на кисель не походить,
На скользкую медузу,
Скелет у всех нас должен быть,
И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,
Какой-нибудь амебы,
У стрекозы и мотылька,
А нам он нужен, чтобы

Играть в футбол, ходить в кино
И плавать в речке летом.
Мы не смогли бы ничего,
Не будь у нас скелета.

Суставы гибкие согнем,
Пробежку начинаем…
Скелет опорой служит днем,
А ночью отдыхает!
Н. Кнушевицкая

 

Давайте посмотрим, что у нас внутри. Потрогайте себя, что вы чувствуете? Человек мягкий или твердый? Даже в тех местах, где он кажется мягким, если хорошо нажать, можно почувствовать твердость – это  кости. У каждого человека есть кости. Все косточки вместе составляют скелет человека. Теперь посмотрим, как он изображен на картинке. Вот это скелет, а на нем мышцы, они-то мягкие. Зачем человеку скелет? Внутри скелета расположены внутренние органы: легкие, сердце. Они очень нежные и ранимые. Скелет защищает их от ударов и травм. Благодаря скелету тело стройное, а не похоже на бесформенную массу.
Кости очень прочные, но при резком ударе, неудачном прыжке или сильном падении они могут сломаться. Поэтому следует осторожно вести себя, чтобы не повредить их.

 

Почему мы не груши с ватными ногами? (Разговор отца с сыном)

- Пап, я у тебя книжку смотрел, и там такое страшное нарисовано!
- А что именно?
- Там скелет с косой по городу бегает. Ребята говорят, что во мне тоже такой скелет сидит.
- Верно, сидит. Только без косы.
- А что этот скелет во мне делает? Мне страшно. Пускай он из меня вылезает и бегает в своих книжках.
- Да если он из тебя вылезет, ты без него стоять не сможешь, шага не ступишь, руки не поднимешь, как мешок будешь без движений лежать.
- Почему это?
- Это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. Видишь этот воздушный шарик. Попробуй его поставить, он падает. А теперь вставим в него основу из проволоки, видишь, стоит, держится. А в человеке вместо проволоки вставлен скелет. Если бы его внутри нас не было, наше тело стало бы похожим на бесформенный студенистый мешок с болтающейся головой на тонкой шее.
- Фу, какой противный! Ладно уж, пускай скелет во мне живет, раз он такой нужный.
- Пап, а у кого костей больше, у взрослых или у детей?
- Поровну, более двухсот костей, больших и совсем крохотных.
- Так много? А как они соединяются? Винтиками прикручиваются или склеиваются?
- Нет, соединяются они получше всяких винтиков, гвоздиков и самого крепкого клея. Как ты думаешь, если склеить между собой две палки, можно будет потом  их согнуть в этом месте, так же, как руку в локте?
- Можно, но все сразу отклеится и отломается.
- Правильно. А вот посмотри, как все устроено у человека. Попробуй обхватить пальцами левой руки правый кулак и поверти его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней, а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками. И чтобы кости не терлись друг о друга, выделяется специальная межсуставная жидкость, такая смазка в суставах, благодаря которой кости мягко скользят и не разрушаются.

 

Эксперименты
«Почему  сгибается позвоночник?»
Цель: Выяснить, что придает гибкость позвоночнику.
Материалы: 6 деревянных катушек с нитками, картонка 10 на 12,5см, карандаш,
        ножницы, дырокол, нитка 30см, скотч, линейка.
Процесс:

  • Поставь катушку плоской стороной на картонку.
  • Нарисуй на картонке 5 кружков, обводя контур катушки.
  • Вырежи 5 кружков и дыроколом сделай дырки в центре каждого круга.
  • Продень один конец нитки через отверстие в одной из катушек и прикрепи его скотчем к катушке.
  • Продень свободный конец нитки через отверстие в одном из кружочков. По очереди нанизывай на нитку катушки и кружки. Затем прикрепи конец нитки к верхней стороне последней катушки.
  • Держи нижнюю катушку, прижимая ее к столу, а верхнюю наклони в сторону. 

Результат: Получилась гибкая конструкция, которая легко наклоняется в разные
          стороны.
Вывод: Позвоночник состоит из отдельных косточек, которые называются позвонки.
     Когда ты наклоняешься, позвонки немного отделяются друг от друга, и таким образом спина сгибается. В каждом позвонке имеется отверстие, через которое проходит спинной мозг. Между каждым позвонком находится прокладка, похожая на кружок, которая называется диском. Диски не дают позвонкам тереться друг о друга.

«Почему кости твердые?»
Цель: Выяснить, почему необходимо употреблять продукты, богатые кальцием.
Материалы: Куриная голень, средство для мытья посуды, литровая банка с крышкой, 750мл столового уксуса, щипцы.
Процесс:

  • Вымыть кость в мыльной воде и ополоснуть водой.
  • Попробовать согнуть кость пальцами.
  • Положить кость в банку, налить в нее уксус, закрыть крышкой.
  • Через сутки открыть крышку, щипцами вытащить кость из банки
  • Смыть уксус водой, снова попробовать согнуть кость
  • Повторять эти процедуры в течение недели.

Результат: С каждым днем кость будет все легче сгибаться.
Вывод: Кости твердые, потому что содержат кальций. Уксус забирает кальций из кости, делая ее гибкой. Если бы у нас в костях не было кальция, мы бы не могли стоять и передвигаться.

Как сохранить кости здоровыми и крепкими?

  • Избегай травм!
  • Будь внимателен, катаясь на коньках, роликах, велосипеде.
  • Не прыгай с большой высоты.
  • Ешь продукты, богатые кальцием (творог, молоко…) и витаминами.
  • Занимайся физкультурой и спортом, чтобы твои суставы были гибкие.
  •  Не поднимай тяжести.
  • Держи прямо спину, сидя на стуле.

Что умеют руки?

Ручки могут все достать,
Можно в ручках подержать
И игрушку, и травинку,
И тяжелый стул за спинку.
Можно ручками махать,

Можно в кубики играть,
Рисовать, копать песочек,
Хлеба отломить кусочек,
Кошку гладить, обнимать
Или маме помогать.
С. Волков

                                              Золотые руки
                                   Говорят у мамы руки не простые:
                                   Говорят, у мамы руки золотые.
                                   Я гляжу внимательно, подношу поближе,
                                   Трогаю и глажу – ничего не вижу.
                                   Почему же люди наши заводские
                                   Говорят – у мамы руки золотые?
                                   Спорить я не буду: им видней –
                                   Ведь они работают с мамою моей.
                                   Т. Снежина

                                                  Бабушкины руки

Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною за одно.

Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней,
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней

Ах, сколько  руки эти
Чудесного готовят:
То рвут, то шьют, то лепет,
То что-то мастерят,

Ко сну ночник завесят
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете,
И нет добрее рук.
Л. Квитки

Загадки

Пятерка братьев неразлучна.
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой топором
            (Пальцы рук)

Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не бояться.
И как хороший мальчик,
Послушен каждый … (пальчик)

                    Как живут люди с ограниченными возможностями?

       Знаешь ли ты, что есть люди, у которых в результате травмы отсутствует одна рука или даже обе руки, или руки теряют подвижность в результате болезни. Это люди с ограниченными возможностями (инвалиды). Они не могут сделать то, что здоровые люди сделают легко, не задумываясь. Такие люди нуждаются в нашем внимании и поддержке.
      Чтобы дать детям возможность почувствовать трудности, которые испытывают эти люди, воспитатель предлагает детям поиграть в следующие игры:

     «Кто быстрее оденется?»
     Упражнение выполняется в парах. Один ребенок надевает вещь при помощи обеих рук, а другой – при помощи одной руки. Затем дети меняются местами: кто надевал одной рукой – надевает двумя. Результаты сравниваются.

«Попробуй выполнить»

  •  Воспитатель при помощи бинта или ленты обеспечивает ребенку неподвижность большого пальца руки. Предложить выполнить какие-либо действия: застегнуть пуговицы, завязать шнурки, нарисовать или вырезать что-либо.
  •  Предложить детям, не сгибая рук в локте, застегнуть пуговицу, почесать нос, причесаться и т. д. можно это сделать или нет? Почему?

Пословицы и поговорки

  •   Не сиди сложа руки, не будет скуки.
  •   Ноги носят, а руки кормят.
  •   С руками нигде не пропадешь.
  •   Языком болтай, а рукам волю не давай.
  •   Все есть, да не к чему рук приложить.
  •   Не взяв в руки, не сделаешь.
  •   Не замочив рук, не сделаешь.
  •   У кого руки длиннее, тот и правее.
  •   Связан по рукам.
  •   Из рук вон плохо.
  •   С руками оторвать.
  •   Не все сходит с рук.
  •   Подвернуться под руку.
  •   Как рукой сняло.
  •   Дело валится из рук.
  •   Рука дороже подноса.
  •   Разводить руками.
  •   Живут рука в руку, душа в душу.
  •   Чужими руками жар загребать. 

Наши ноги

Хоть мы с тобой не осьминожки,
Но нам необходимы ножки.
Всего лишь две, не надо много,
Нас заждалась уже дорога.
Коньки – два серебристых братца –
Нас приглашают покататься.

И лестница на наш чердак
Все не дождется нас никак.
И пусть устали  мы немножко,
Но вновь зовут куда-то ножки!

          Н. Кнушевицкая

             Для чего всем людям ножки?
             Чтобы бегать по дорожкам,
             Чтобы в парке погулять,
             Через прыгалку скакать,
             На коньках по льду скользить,
             За покупками ходить.
                                             С. Волков

 

Загадки

Мы на них стоим и пляшем,
Ну а если им прикажем,
Нас бегом они несут.
Подскажи, как их зовут?  (Ноги)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

 

Задания для детей

  1. Рассмотри строение кисти и стопы. Найди сходство и отличия между ними. Объясни разницу в их строении
  2. Подумай и ответь:

- Где находятся ноги?
- Почему ноги такие крепкие?
- Зачем человеку ступни?
- Что было бы, если бы у человека не было ног?

Тренируй свои ноги!
Пусть твои ноги станут сильными и крепкими. Что для этого нужно делать? Массу приятных вещей: и танцевать, и играть, и ходить по бревну, бегать босиком, кататься на велосипеде, и много чего еще. Главное, больше двигаться.

Можно ли ходить босиком?
Ходить босиком необходимо любому человеку. А как это приятно! Но где именно надо ходить?  Догадайся, какие места безопасны, а какие грозят бедой для твоих ног, где можно ходить, а где нельзя:
-по холодному полу,
-по снегу,
-по битому стеклу,
-по мусору,
-по траве,
-по чистому песку,
-по асфальту.

                                     Давайте поиграем!
Эстафеты:
-«Кто быстрее пробежит на прямых ногах»;
-«Гигантские шаги»: Кто пройдет большее расстояние, сделав 10 больших шагов.  Участвуют дети одинакового роста.

Игры-упражнения:
- Удерживать воздушный шарик только стопой, только локтем, только коленом…
- Определить, какие упражнения можно выполнить только руками, какие только ногами, а какие и руками, и ногами: (взять ложку, подойти к окну, залезть на дерево…)
- «Можно - нельзя»: Разложить картинки на те, в которых действия детей могут привести к травмам и те, на которых изображены полезные действия для укрепления ног.

Rambler's Top100