logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

«Прощание с Осенью»

Конспект разноуровневого логопедического занятия в подготовительной группе.

Автор: Кадетова Ольга Ивановна, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников «Детский сад N3» города Дзержинск Нижегородской области.

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка через использование специально подобранных наглядных моделей.

Образовательные задачи:

- Актуализация предметного, глагольного и качественного словаря по теме: «ранняя и поздняя осень».
- Упражнять в употреблении временных понятий в названии времен года с предлогами «до» и «после».
- Упражнять в усвоении навыков словоизменения существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.
- Упражнять в практическом употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -к, - ик, - ек .
- Упражнять в практическом употреблении существительных с увеличительным суффиксом –ищ.
- Упражнять в практическом употреблении относительных прилагательных с существительными.
- Продолжать обучать детей использовать в речи сложносочиненные предложения с союзом «а» в значении противопоставления.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Способствовать усвоению дифференцированных понятий: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие».
- Способствовать развитию вербально-логического мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, умения переключаться с одного вида упражнений на другой.
- Автоматизировать в речи детей навыки правильного произношения.
- Развивать речевое дыхание, координацию речи с движением, умение образно и осмысленно имитировать и импровизировать под музыку.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать наблюдательность, умение замечать сезонные изменения в природе.
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей, дополнять или уточнять их.
- Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

Методы и приемы работы:

- сюжет, пояснение, словесно-дидактические игры и упражнения с использованием технологии наглядного моделирования;
- проблемные ситуации,
- знаково-символическое моделирование высказываний,
- поощрение,
- музыкальное сопровождение,
- моделирование пространства,
- художественное слово, мелодекламация,
- элементы логоритмики и пластико-ритмической гимнастики.

Пропедевтическая работа:

- наработка воспитателями словаря по темам «Ранняя осень» и «Поздняя осень»;
- составление описательных рассказов с использованием наглядно-графических схем по теме;
- заучивание стихов русских поэтов об осени (А.Пушкин, И.Бунин, А.Плещеев);
- рассматривание картин русских художников (И.И. Левитан «Золотая осень», И. И.Шишкин «Рожь», И.С. Остроухов «Золотая осень») и иллюстраций по теме;
- чтение художественной литературы: К.Д.Ушинский «Четыре желания», И.Соколов-Микитов «Улетают журавли», рассказы-загадки об осени;
- проведение «Осенней викторины», «Праздника Осени»;
- оформление выставки «Творчество А.С.Пушкина»;
- изготовление наглядных макетов по теме;
- выполнение творческих работ: аппликация на тему «Осенний ковер», рисование на тему: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Нарисуй, что хочешь про осень», коллективная лепка «Осень»;
- дидактические игры и упражнения по темам «Лес. Деревья. Грибы и ягоды. Перелетные птицы. Осень».
- оформление выставок «Осенние мотивы», «Осенний вернисаж».

Наглядный материал:

- карточки-схемы, наглядные модели, «пиктограммы»;
- фигурный маркер «Чудо-дерево»;
- иллюстрации «ранняя осень» и «поздняя осень»;
- рисунки детей;
- аудиозаписи: Вивальди «Времена года», «Осень» 1 ч.; П.И.Чайковский «Времена года», «Октябрь»; Грибоедов «Вальс».

Характеристика группы:

Занятие проводится с детьми 7-ого года жизни с ОНР ( второй год обучения). В составе группы можно условно выделить высокий, средний и низкий уровни речевого и общего развития.

Высокий уровень – условное обозначение :

Миша А. имеет 3 уровень развития речи, легкую степень заикания. Отличается повышенной тревожностью, зажат, неуверен в себе. Из-за эмоционального перенапряжения иногда допускает неверные, необдуманные ответы. Испытывает трудности в координации речи с движениями, в заданиях, связанных со зрительно-пространственными ориентировками. Наблюдается у невролога.
Антон Ш.- ОНР, 3 речевой уровень, - спокойный, уравновешенный мальчик. На первом году обучения отмечалось снижение познавательной активности. В настоящее время отмечаются «остаточные» явления недоразвития речи: немногочисленные аграмматизмы, трудности в использовании слов сложного слогового состава, в дифференциации сонорных звуков.
Лиза Б. – ОНР, 3 уровень речевого развития, послеоперационная ринолалия. Девочка эмоциональная, импульсивная, с повышенным интересом к обучению, хочет всегда сохранять за собой лидирующие позиции. Форсированная постановка звуков на первом году обучения позволяет успешно продолжать работу по их дифференциации, но эмоциональная неустойчивость, слезливость, появившиеся «спотыкания» в речи вызывают опасения за нерно-психическое состояние девочки. Наблюдается у невролога.

Средний уровень - :
Данила А.- ОНР, 3 речевой уровень – малоактивен, мотивация к обучению снижена, говорит на занятиях очень тихо. Испытывает затруднения в актуализации словаря, в построении связного высказывания. Наблюдается у невролога.
Игорь К. - ОНР, 3 речевой уровень, предрасположенность к заиканию – медлителен, теряется,
но имеет стойкий познавательный интерес к обучению. На занятиях бывает «ложно» активен: поднимает руку, а ответ или не продуман, или потеряна инструкция. Очень исполнителен. Динамика положительная при неблагоприятных прогнозах. Наблюдается у невролога.
Кирилл М., Маша Ш., Полина П.- ОНР, 3 уровень речевого развития.
Кирилла отличает импульсивность, необдуманность ответов, слабость процесса самоконтроля. Машу и Полину характеризуют слабость процессов анализа и синтеза, у них слабая память, они испытывают большие затруднения в построении связного высказывания, в употреблении предлогов, допускают грубые аграмматизмы, страдает слоговая структура слов. Наблюдаются у невролога.

Низкий уровень - :
Саша М. – ОНР, 2-3 уровень речевого развития . Мальчика отличает астеничное состояние всех психических процессов: дефицит внимания, памяти, самоконтроля, что затрудняет формирование произносительных навыков и их автоматизацию. Лексико-грамматические категории речи усваиваются с большими трудностями. Снижение познавательной активности не позволяет осуществлять перенос усвоенных знаний, кратковременная память не способствует их закреплению. Наблюдается у невролога.
Илья К. – ОНР, 2-3 уровень речевого развития, моторная алалия. В настоящее время наблюдается положительная динамика в расширении и активизации словаря, в проявлении речевой инициативы, выросла слоговая структура слов, их звуконаполняемость. Но при этом все еще грубо страдает фонематическое восприятие, ритмико-слоговая структура, ребенок с большим трудом усваивает позицию звука и затрудняется в его закреплении. Такие же трудности встречаются в овладении звуко-слоговым анализом слов. Заучивание коротких фраз дается с трудом при многократном повторении. Очень старается при отраженном повторении слов, фраз вместе с логопедом или вслед за ним. Но самостоятельно не всегда воспроизводит, нуждается в подражании с опорой на утрированную артикуляцию логопеда. Наблюдается у невролога.
Леонид С. – ОНР, 3 уровень речевого развития, предрасположенность к заиканию. Мальчик с повышенной отвлекаемостью, не всегда адекватным поведением и ответами. На фоне медикаментозной коррекции отмечается положительная динамика в формировании правильного произношения, в преодолении лексико-грамматических трудностей. У Лени очень хорошая механическая память, что позволяет довольно легко запоминать стихи и обучаться чтению. Но в звуко-слоговом анализе и в заданиях поискового характера неуспешен. Затруднено переключение внимания. Причинно-следственные связи не устанавливает и не объясняет. . Наблюдение у невролога.
Кирилл З. – ОНР, 3уровень речевого развития на фоне соц.-пед. запущенности. Мальчик поступил в группу 01.10.2007г. с отставанием по всем разделам программы, с низким познавательным интересом и мотивацией к учебной деятельности. Общая и особенно мелкая моторика рук не развита. На занятиях усидчив, критичен, в случаях неуспеха плачет. Но полученные знания не теряет, умело использует при ответах. Грубо нарушена ритмико-слоговая структура слов, затруднения в согласовании слов в предложении, употреблении предлогов. В работе по формированию правильного произношения отмечается положительная динамика. Наблюдается у невролога.

Дифференцированный подход:

  • по степени сложности речевого материала:

- высокий уровень и - средний уровни: предлагаются слова сложной слоговой структуры, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков на уровне слов и фраз;
- низкий уровень: простые слова, доступные по слоговой структуре, и не насыщенные дефектными звуками; автоматизация поставленных звуков на уровне слов.

  • по методам и приемам:

- высокий уровень: самостоятельное построение сложносочиненного предложения с союзом «А» с однородными членами предложения; ответы на вопросы доказательного характера;
- средний уровень: ответы детей с незначительной помощью логопеда
- структурирование высказываний вслед за логопедом или более сильными детьми

Сводная таблица состояния речевого и общего развития детей

N

Ф. И. ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Миша А.

2

Данила А.

3

Лиза Б.

4

Кирилл З.

5

Игорь К.

6

Илья К.

7

Кирилл М.

8

Саша М.

9

Полина П.

10

Леонид С.

11

Маша Ш.

12

Антон Ш.

Итого

3

5

4

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Дифф. подход

Деятельность детей

  • Организационный момент.

Прослушивание стихов о золотой и поздней осени в музыкальном сопровождении. Вопросы:
- Про какую осень нам прочитала Лиза?
- Когда бывает ранняя, «золотая» осень?
- Про какую осень читал Миша?
- Когда бывает поздняя осень?
- А хотите ли вы попрощаться с осенью?

  • Основная часть.

Постановка цели занятия, мотивация, создание проблемной ситуации. Логопед
привлекает внимание детей к «Чудо-дереву», в каждом листочке которого «зашифровано» задание.

  1. Игра «Слово – слова - много слов»:


лист - листья - много листьев
дерево – деревья – много деревьев
лужа – лужи – много луж
пень – пни – много пней…
2.Игра «Большой – маленький»:





лист – листик, листочек
куст – кустик , кусточек
ветер – ветерок, ветерочек
3.Игра «Большой – огромный»:


лист – листище, ветер – ветрище,
дождь – дождище, туман – туманище,
куст – кустище, пень – пнище…
4. Игра « Подбери словечко»:

?


осенний -яя, -ее, -ие…
месяц природа небо дожди
день погода солнце туманы
лес листва ненастье пни
наряд дорога утро листья
туман роща пальто деревья
ветер
лист
дождь…

5. Упражнение «Найди слова – признаки»
(на материале стих. А.Пушкина «Унылая
пора!..)

6. Упражнение «Найди слова – действия»
( на материале стих. А.Плещеева «Осень
наступила…»)


7. Динамическая пауза «Дерево».
8. Игра «Наоборот»:


- Ранней осенью погода бывает ясная, солнечная, по-летнему теплая: вокруг все
пестрит, золотится и радует нас пышным убранством; а поздней осенью стоит хмурая, ненастная, слякотная погода, будто вся природа увядает, тускнеет и засыпает и уже бывает по-зимнему холодно.

9. Игра «Угадай, что лишнее?»:
- листопад, листва, лиственный, листочек;
- осенние, листья, разноцветные, золотые;
- вянут, желтеют, опадают, листочки…

10. Игра «Картинку собери, ДО и ПОСЛЕ назови»:


- после зимы бывает весна, после весны -лето, после лета – осень, после осени –зима;
- до зимы бывает осень, до осени – лето…;
- до лета бывает весна, а после лета – осень.

11. Пластико – ритмический этюд «Осенние листья» под музыку Грибоедова «Вальс».

  • Заключительная часть. Итог занятия:

- В какой осени мы сегодня побывали?
- А какую осень вы больше любите?
- Кто из вас любит и раннюю, и позднюю
осень? Не зря в народе говорят: «Всему свое время.»
Сюрпризный момент.

Дети слушают.

Ответы одним словом или словосочетанием.

Полные ответы распространенным предложением.

Хоровые и индивидуальные ответы.

Проговаривание грамматических конструкций различной слоговой структуры :

- самостоятельно

- с незначительной помощью логопеда

- вслед или вместе с логопедом (или за сильными детьми)

Самостоятельно подбирают слова, проговаривают словосочетания.

Выполняют задание с опорой на наглядные модели.

Дети выполняют.

Проговаривают сложносочиненные предложения с союзом а с опорой на пиктограммы:

- самостоятельно или с незначительной помощью логопеда,
- с помощью логопеда или сильных детей,
- вместе с логопедом или вслед за ним.

- ответы одним словом,
- ответы доказательного характера.

Дети дают полные ответы в зависимости от предъявленной инструкции.

Дети танцуют.

Ответы детей.


Rambler's Top100