logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий (мультимедийной установки).

Автор: Курбанова Л.П., воспитатель – специалист по развитию речи, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N 33 «Росток», Московская область, город Серпухов.

Программные задачи.

1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.
2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.
3. Совершенствовать умения детей составлять рассказы по содержанию картины.
4. Закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.
5. Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.
6. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
7. Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.
8. Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.

Предварительная работа.

1.Чтение русских народных сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»
2.Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».
3.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.
4.Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе:
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«За правое дело стой смело»,
«Счастье Родины дороже жизни»,
«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»,
«Один в поле не воин»
5.Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»
( с объяснением незнакомых слов).

Словарная работа: Русь, имена богатырей, меч, палица, кольчуга, доспехи, отважные, былина, свиток, булатный, гнедой, свинцовые тучи.

Материал: картина В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», свиток, аудиокассета «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова».

Организация детей: дети сидят полукругом.

Ход занятия.

(Дети входят в зал, здороваются.)

Воспитатель: «Послушайте отрывок из песни.
Догадались, о ком мы с вами будем говорить?
(1 слайд – богатырь)
- Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).
- Какие они – богатыри? ( Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).
- Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
- Откуда мы с вами узнали о богатырях? ( Из сказок, былин).
- Что такое былина? ( Это быль, что было давным-давно).
- Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».)
(2 слайд – Соловей – разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеёвич_)

Но не только в былинах рассказывается о богатырях, но и в сказках,
назовите их («Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»).

(3 слайд – иллюстрации сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…» )

Воспитатель: «Отгадайте загадку».

Сказочный герой, смерть которого в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце. (Кощей Бессмертный).

(4 слайд – Кощей Бессмертный)

Воспитатель: «Рассердился Кощей Бессмертный, разбушевался, разоружил богатырей, разломал всё оружие».
Давайте поможем восстановить богатырское снаряжение.

( Игра «Восстанови богатырское снаряжение».
Цель игры: найти 2-ую половину снаряжения и встать парами)

Дети называют, что у них получилось.

Воспитатель: «Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт»

( Под музыку «Богатырская наша сила» входит богатырь»)

(5 слайд – войско богатырское)
Богатырь:

«Сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!»

Богатырь: «Здравствуйте, услышал вас, снарядили меня ловко, а принёс я вам свиток с пословицами. И прошу я у вас помощи – стёрлись слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».

(6 слайд – свиток)

Воспитатель: « Давайте поможем Богатырю, читай Богатырь, свои пословицы».

«Сам погибай, - а товарища выручай»
«Счастье Родины – дороже жизни»
«За правое дело – стой смело»
«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»
«Человек без Родины – что соловей без песни»
«Один в поле – не воин»

Богатырь: «Спасибо, помогли, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете перед тем, как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому воину?» (Им предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. Они стояли перед камнем, на котором было написано, куда идти).

(7 слайд - картина В.М.Васнецова « Витязь на распутье»)

Воспитатель: «Послушайте, что было написано на камне»

Ребёнок: «Ехать направо –
Деньги и слава,
Ехать налево –
Конь пропадёт.
Если упрямо
Движешься прямо –
Голову сложишь,
Значит, вперёд!»

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, почему богатыри выбирали самый трудный путь?» (Богатыри были уверены в победе, знали, что идут на правое дело)

Богатырь: «Молодцы, много знаете о защитниках земли русской ».
«Чтобы обладать такой могучей силой, как русские богатыри, надо уже сейчас заниматься спортом, делать зарядку, закаляться.
Вставайте заниматься.
(8 слайд – богатырь)

( Физминутка)
Богатырь, он вот каков: показывают «силача»
Он и силен и здоров,
Он из лука стрелял, имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастаем мы, смотри,
Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.

Богатырь: «А теперь пора прощаться, заждались меня уж на заставе»
( Уходит)

Воспитатель: «Ребята, а какую вы знаете картину о богатырях?» (Картина В.М.Васнецова «Богатыри»)
( 9 слайд - картина «Богатыри»)

- Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)
- Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)
- Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома),
- Что вы ещё о нём знаете?
- Какие доспехи защищают Илью Муромца? ( Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? ( В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку – щит)
- Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный, как его хозяин)
- Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).
- Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный …)
- Кто ещё дополнит?
- Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? ( Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? ( В одной руке он держит щит, в другой – меч)
- Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин, высматривая врагов)

- Кто изображён справа от вас? ( Алёша Попович)
- Почему его так прозвали?
- Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же смелый и отважный …)
- Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? ( Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? ( Луком и стрелами)
- Что у него весит с боку? (гусли).
- Как вы думаете зачем?
- Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как – будто прислушивается к топоту копыт вражеских коней)

-Что охраняют богатыри? ( Землю русскую и её границы)

- А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.
( Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки, на небе тяжёлые, свинцовые тучи.)
Воспитатель: Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки – родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа русского.

Воспитатель: «А сейчас, мы будем составлять рассказы по этой картине, а чтобы вам было легче давайте составим схему)

(10 слайд - картина «Богатыри»+ схема
по щелчку вниз спускается схема для Ильи Муромца)

Воспитатель: «Кто расскажет об Илье Муромце, используя эту схему»

Кто расскажет о Добрыне Никитиче?

(11 слайд – картина + схема (без Ильи Муромца по щелчку вниз спускается схема для Добрыни Никитича)

Кто расскажет об Алёше Поповиче?

(12 слайд – картина + схема (для Алёши Поповича)

- Кто хочет составить рассказать по всей картине, используя схему

(13 слайд - уменьшенная картина и схема).

Рассказы детей.

Анализ с использованием геометрической фигуры (круг - с одной стороны зеленого цвета, с другой коричневого).
Воспитатель:
- Почему ты выбрал зелёный цвет? (Ответы детей)
( Если кружок коричневого цвета)
- Что тебе показалось недостаточным в рассказе?
(Ответы детей)

Воспитатель: « И сейчас наши воины, как в старину зорко охраняют нашу Родину от врагов. Ребята, какой праздник скоро будет отмечать наша страна?» ( День защитника Отечества)

( Ребёнок читает стихотворение «Солдат российской Армии» М.Светлов).

( 14 слайд - 4 воина разной эпохи).

Одной большой семьёй живут народы,
Крепка Россия, как гранит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской Армии стоит.
Нам не страшны любые непогоды,
Есть у страны труда надёжный щит –
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской Армии стоит.

Rambler's Top100