logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

Серия занятий в подготовительной группе на тему «Славься, Отечество!»

Автор: Кель Надежда Андреевна, воспитатель, дошкольные группы МОУ «Металлплощадская СОШ» Кемеровского муниципального района Кемеровской области.

N

Тема занятия

Задачи речевого развития

Задачи воспитания

1

Моя Родина

Развитие звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; обогащение словаря ребенка; развитие связной речи.

Прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к родине и ее защитникам.

2

Они сражались за Родину

3

Юные герои войны

Развитие звуковой культуры речи; обогащение словаря ребенка; развитие связной речи.

4

День Победы

Развитие звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; обогащение словаря ребенка; развитие связной речи.

При составлении плана и конспектов занятий использовались материалы пособия Т.И. Подрезовой «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание» Москва, 2007 г.

Занятие N1 «Моя Родина»
 
Задачи речевого развития: развитие звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; обогащение словаря ребенка; развитие связной речи.
Задачи воспитания: Прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к родине и ее защитникам.

Материалы к занятиям: карта России, различные пейзажи (фотографии или репродукции); запись песни «С чего начинается Родина?» (муз. В.Баснера, сл. М .Матусовского).

Ход занятия
Педагог. Ребята, какие звуки вы знаете?
Дети. Гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие.
Педагог. Как называется часть слова?
Дети. Слог.
Педагог. Что обозначает слово стол?
Дети. Предмет мебели.
Педагог. Все. Что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначают. Поэтому, мы говорим: «Что значит (или обозначает) слово...?»
Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растений.
Как мы называем друг друга?
Дети. По именам.
Педагог. Назовите имена своих родителей. (Ответы детей)
У кого в доме есть кошка? Собака? Как их зовут? (Ответы детей)
У людей имена, а у животных… (клички)
У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?
Название имеет все вокруг. Ребята, как называется наша страна?
Дети. Россия.
Педагог. Правильно, Россия. (Показывает карту России и иллюстрации.) А какая она, наша Россия?
Дети. Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Педагог. Это наша Родина. Ребята, скажите, а сколько слогов в слове Родина? (три) С какого звука начинается это слово? Какой он?(со звука [р] – согласный, твердый, звонкий) Придумайте слова, которые также начинаются с этого звука. (Россия, рысь, ручей, рак и т.д.)
Физкультминутка
Дети, повторяйте: хлопать начинайте.
Дружно наклоняйтесь, дружно покачайтесь.
Вместе покивайте, вместе поморгайте.
Руки вы потрите, бейте, колотите, ручкой помашите.
Все за мною повторяйте, танцы, танцы начинайте.
Мы попрыгаем на месте, и потянемся все вместе.
Мы покружимся немножко, а потом притопнем ножкой.
А потом промаршируем, на носочках потанцуем.
Ползать вы не забывайте – все за мною повторяйте.
Вы за мною повторите, себя крепко обхватите.
Обхватите, обнимите – все за мною повторите.

Педагог. Так что же означает слово Родина, как вы думаете? (ответы детей) Родина – страна, в которой человек родился и живет.
«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он живет. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина».
Ю.Яковлев
Педагог. Ребята, закончите предложения словом «Родина».
Приехать, прибыть (куда?) на…  Родину.
Все люди гордятся… Родиной.
Жить, работать (где?) на…  Родине.
Пролетать над…  Родиной.
Мы сегодня говорили о… Родине.
Педагог. Молодцы! Послушайте песню.
Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» (муз. В.Баснера, сл. М .Матусовского).
Педагог. С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос?
Ответы детей.
Педагог. Молодцы! Давайте уточним. Родина начинается с родного дома, где живет семья каждого из нас. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем – это тоже Родина, о своем дворе, улице, где мы встречаемся с друзьями, о своем городе. Все это – наша Родина.
Педагог. Родина – это отечество. Как вы думаете, почему Родину называют Отечеством? (ответы детей) Как вы думаете, от какого слово образовалось слово «отечество»? Правильно, от слова отец. Подберите однокоренные слова к слову «отечество».
Дети. Отечество –  отец – отчизна – отчество.
Педагог. Послушайте, что об этом говорил замечательный русский писатель К.Д. Ушинский.
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, то в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Педагог. Как ласково называют Россию русские люди? (Россия – матушка.) А почему? (Она для нас как мать. А маму все любят. Она нас кормит, поит, защищает, бережет от врагов.)
Как еще можно назвать Россию? Какая она? (Дорогая, любимая, единственная, родная…)
Подберем к слову «родная» слова, близкие по значению (синонимы). (Родимая, близкая, отеческая, кровная, своя…)
Подберите слова, противоположные по значению (антонимы) к слову «Родина». (Чужбина.) Чужбина – чужая сторона, чужая земля.

Физкультминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они сядут – покажем,
Крылья сложили назад.

Педагог. Народ придумал много фраз и пословиц о Родине. Послушайте и запомните их.
«Родина любимая – мать родная». Как вы понимаете смысл этой фразы? (Мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережем, любим, жалеем. И так же относимся к Родине.)
«Человек без Родины – что соловей без песни». (Смысл пословицы объясняют дети.)
«Одна у человека мать. Одна у него и Родина». (Смысл пословицы объясняют дети.)
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша». (Смысл пословицы объясняют дети.)
Ребята, повторите пословицы, которые вы запомнили.
Педагог. Наше занятие окончено. Вы очень хорошо работали. Что означает слово Родина? Что вам больше всего понравилось на занятие? Молодцы!
Занятие N2 «Они сражались за Родину»
 
Задачи речевого развития: развитие звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; обогащение словаря ребенка; развитие связной речи.
Задачи воспитания: прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к родине и ее защитникам.

Материалы к занятиям: картинки с изображением военного транспорта (вертолет, самолет, танк, катер); песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача); иллюстрации на тему ВОВ.

Ход занятия
Педагог. Родина… Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Что такое Родина?
Дети. Родина – это наш дом, улица, город. Родиной человек называет ту страну, в которой он родился и живет. Наша Родина – Россия.
Педагог. Правильно. За тысячелетнюю историю России много произошло событий. На нашу Родину не раз нападали враги.
Ранним утром, 22 июня 1941 года, когда все города и села нашей Родины спали, на нашу страну напали фашисты. Немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины без объявления войны. Началась Великая Отечественная война.
Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.
Педагог предлагает детям рассмотреть несколько картинок с изображением военного транспорта: вертолет, самолет, танк, катер.
Педагог. Как называется все, что изображено на картинках, одним словом? (транспорт)
Скажите, сколько слогов в этих словах? (в словах вертолет и самолет – 3 слога, в слове катер – 2 слога, в слове танк – 1 слог)
Какой звук встречается во всех этих словах в начале, середине, конце слова? (Звук [т] встречается в начале слова танк, в середине слова катер, в конце слов вертолет и самолет)
Составьте предложение с любым словом. (Самолет летит быстро)
Скажите, что летает? (самолет, вертолет)
Скажите, что ездит? (танк)
Скажите, что плывет? (катер)
Угадайте по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: С-Т (самолет), В-Т (вертолет), Т-К (танк), К-Р (катер).
Педагог. Молодцы! Вы справились с заданиями.
Физкультминутка
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
(Исходное положение – стойка: ноги врозь, руки в стороны. 1 – поворот вправо; 2 – исходное положение; 3 – поворот влево; 4 – исходное положение.)
Педагог. Фашистская Германия приступила к чудовищному плану: уничтожить нашу Родину, поработить всех наших людей.
Радио известило весь народ о начавшейся войне. Все поднялись на защиту Отчизны. В те грозные дни, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война».
Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
За долгие годы войны нашими бойцами было совершено много подвигов, героических, самоотверженных поступков. Воины не жалели своей жизни, чтобы остановить врага. Они бесстрашно сражались на земле, на море и в воздухе.
Ребята, я сейчас вам буду называть словосочетания, а вы попробуйте сказать наоборот:
Тяжелая машина - … (легкая машина)
Трудно скрыться - … (легко скрыться)
Далеко лететь - … (близко лететь)
Высоко подняться - … (низко подняться)
Сильные люди - … (слабые люди)
Смелые - … (трусливые)
Педагог. Молодцы! Продолжим.
Защитники Брестской крепости героически сражались, находясь в окружении. Они бились до последнего патрона.
Нечеловеческие страдания пришлись на долю этих героев. На стенах Брестской крепости до сих пор сохранились надписи: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»
Стойко и мужественно сражались защитники Родины под Москвой. Бои не затихали ни днем, ни ночью.
Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью. А какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат? Какими они были?
Дети. Смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными, неустрашимыми…
Педагог. Молодцы! Такими были наши солдаты на войне. А какими они были во время боя? Ведь во время боя качества человека становятся еще больше. Давайте попробуем переделать слова:
Смелый – еще смелее
Храбрый – еще храбрее
Отважный – еще отважнее
Мужественный – еще мужественнее
Бесстрашный – еще бесстрашнее
Неустрашимый – еще неустрашимее
Физкультминутка
Один великий генерал
Собрал десять тысяч солдат (показать 10 пальцев).
На гору отправил он их высоко (потянитесь на носочках, подняв руки вверх),
Чтоб тотчас вернуться назад (присядьте на корточки и коснитесь пола руками).
А когда мы уже на горе (снова поднимитесь вверх),
То спускаться совсем не легко (снова присядьте на корточки).
А когда ты уже под горой,
То гора от тебя далеко (снова поднимитесь вверх).
А когда ты застрял посредине (руки на пояс),
Значит ты не на самой вершине (снова поднимитесь),
Хоть ты точно уже не в долине (присядьте на корточки).
Педагог. Русские солдаты были настоящими героями. Подберем однокоренные слова к слову «герой». (Героизм, геройство, героический подвиг, героический поступок.)
Герой может быть каким? (Неизвестным, настоящим, народным, юным.)
Сколько замечательных слов вы придумали. Молодцы! Я записала их на доске и предлагаю вам придумать предложения с этими словами. Давайте разделимся на две команды и посмотрим, какая команда придумает больше предложений.
Педагог. Молодцы! Победила дружба!
Послушайте пословицу о герое: «Герой за славой не гонится». Разберем ее смысл.
Послушайте фразу: «Герой никогда не умрет – он вечно живет». Разберем ее смысл.
Педагог. Мы никогда не забудем подвиги, которые совершил наш народ во время Великой Отечественной войны. Наше занятие окончено. Что вам больше всего понравилось на занятии? Молодцы!

Занятие N3 «Юные герои войны»
 
Задачи речевого развития: развитие звуковой культуры речи; обогащение словаря ребенка; развитие связной речи.
Задачи воспитания: Прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к родине и ее защитникам.

Материалы к занятиям: иллюстрации на тему ВОВ; аудиозаписи песен о ВОВне.

Ход занятия
Педагог. Ребята, вы уже знаете, в июне 1941 года началась небывалая в истории битва за честь, свободу и независимость нашей Родины.
Идет война народная,
Священная война.
Что же такое война?
Дети. Война – это борьба. Враг нападает, а защитники освобождают свою землю.
Педагог. Война – вооруженная борьба против государства.
Воевали солдаты с помощью различного транспорта, оружия. Ребята, посмотрите на картинки.
Это … танк, а это … танки.
Здесь много … танков.
Это… пушка, а это… пушки.
Здесь много … пушек.
Это… пулемет, а это… пулеметы.
Здесь много … пулеметов.
Это… ракета, а это… ракеты.
Здесь много… ракет.
Подберите слова, сходные по звучанию со словами:
танк (банк, шланг)
пушка (кукушка, подушка)
пулемет (самолет, вертолет)
ракета (монета, конфета)
С какого звука начинаются слова танк, пушка, пулемет, ракета? ([т], [п], [п], [р])
Сколько слогов в этих словах? (танк – 1 слог, пушка – 2 слога, пулемет и ракета – 3 слога)
А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (танков, пушек, пулеметов, ракет)
Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки опускать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.

Педагог. Великая Отечественная война была для нашего народа освободительной.
На прошлом занятии мы с вами говорили о наших солдатах, об их героических поступках. Как называется героический самозабвенный поступок?
Дети. Подвиг.
Педагог. Как называется человек, который проявил храбрость, отвагу, бесстрашие и совершил подвиг?
Дети. Герой.
Педагог. Какие пословицы и фразы вы запомнили о героях?
Дети. «Герой за славой не гонится», «Герой никогда не умрет – он вечно живет».
Педагог. Вот еще пословица – «Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается». Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей).
Вспомните однокоренные слова к слову «герой». (Героизм, геройство, героический подвиг, героический поступок).
За освобождение своей Родины сражались не только взрослые, но и дети. Много подвигов совершили во имя Отчизны Юные герои.
Они были храбры, преданы своей Родине. Вот почему их помнят все. Многие пали смертью героев в неравном бою, а многие живут до сих пор. Ребята, что значит юный герой? (Ответы детей).
Молодой герой.А знаете ли вы, кто такой юнга на флоте? (Ответы детей).
Подросток, ребенок на судне, обучающийся морскому делу. Внимательно послушайте рассказы о подвигах юных героев.
Рассказы о подвигах юных героев
1-й рассказ
«Служил на флоте юнга. А звали его Саша. Однажды фашистский корабль открыл огонь по катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машина заработала. Катер ушел от врага. Саша Ковалев отдал свою жизнь, спасая команду.»
Педагог. Какой подвиг совершил Саша? Что такое пробоина? Перескажите рассказ.
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

2-й рассказ
«Ване было 14 лет. Это было под Москвой. Ваня увидел, что к селу идет солдаты. А село было занято фашистами, которые всюду расставили пулеметы.
Мальчик побежал навстречу нашим бойцам. Проваливаясь в глубокий снег, он падал, поднимался, опять бежал вперед и кричал: «Остановитесь, здесь пулеметы!»
Гитлеровцы открыли по нему огонь, но он бежал и кричал. Наши бойцы услышали Ваню и залегли. Добежав до бойцов, Ваня показал им безопасный путь. Наши воины обошли село с тыла и выбили из него фашистов.
За этот подвиг Ваня был награжден орденом Красной звезды».
Педагог. Перескажите этот рассказ по цепочке.
3-й рассказ
«Витя Ильин помогал солдатам разминировать поля. Одна из мин взорвалась, и в 13 лет мальчик остался без руки. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами. Пошел в школу, друзья помогали ему.
Витя Ильин окончил школу и закончил институт. А сейчас работает директором школы в родном селе».
Педагог. Что произошло с Витей? Какие черты характера проявил мальчик? Перескажите рассказ.

Педагог. Много подвигов совершили юные герои за время Великой Отечественной войны.
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою,
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
Н. Френкель
Педагог. Сегодня на занятии я вас познакомила только с некоторыми рассказами. Позже я вам прочитаю еще. На этом наше занятие окончено. Что вам понравилось больше всего? Молодцы!


Занятие N4 «День Победы»
 
Задачи речевого развития: развитие звуковой культуры речи;  формирование грамматического строя речи; обогащение словаря ребенка; развитие связной речи.
Задачи воспитания: Прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к родине и ее защитникам.

Материалы к занятиям: песня в исполнении Л. Лещенко «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова); иллюстрации М. Петрова «Парад на красной площади»; записи песен о Победе.

Ход занятия
Педагог. Вот и настал долгожданный День Победы. Без малого 4 года гремела грозная война. Мы знаем, сколько совершено подвигов. Наши воины сражались смело, решительно, не жалея своей жизни ради освобождения своей Родины.
Я буду называть слова, а вы скажите наоборот одним словом (антонимы):
Оборонять – нападать
Бодрый – усталый
Восток – запад
Юг – север
Добро – зло
Враг – друг
Помнить – забывать
Легко – трудно
Начало – конец
Победа – поражение
Радость – грусть
Рождаться – умирать
Свой – чужой
Смелый – трусливый, робкий
Спасти – погубить
Война – мир
Наши солдаты дошли до Берлина (столица Германии). И над Рейхстагом (главное здание) подняли знамя победы.
Показ иллюстрации.
9 мая 1945 года – день нашей славной Победы над фашистской Германией.
Звучит песня в исполнении Л. Лещенко «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).
Педагог. Ребята, вы понимаете, что такое Победа в войне? (Это значит, что наши воины выиграли войну, победили врага, освободили нашу Родину).
Победа – успех в битве, войне, полное поражение противника. Подберем родственные слова к слову «победа». (Победить, победитель, победный, побеждать, победоносный.)

Чтение рассказа
Чтение отрывка из рассказа «Последние метры» и показ иллюстраций М. Петрова «Парад на красной площади».
«… В Москве, в столице нашей Родины, на Красной площади состоялся грандиозный парад победы. Торжественным шагом проходили по площади воины-победители. Шли-шли войска, и вдруг отделилась от общего строя колонна солдат, резко повернулась в сторону кремлевской стены и бросила к подножью Мавзолея знамена поверженной фашистской германии».
С. Алексеев
Педагог. Долго не смолкало в этот день народное ликование. А когда наступил вечер, над праздничной Москвой прогремели торжественные залпы. И взлетали, взлетели над вечерней Москвой огни салюта, словно сама радость взлетела в небо.
Показ иллюстраций М. Петрова «Парад на Красной Площади».
Физкультминутка
Самолеты в небе синем,
Белый след бежит за ними,
Полетели на парад,
Понеслись за рядом ряд.
Мы летим высоко,
Мы летим низко,
Мы летим далеко,
Мы летим близко.

Педагог. Ребята, я буду вам говорить фразы, а вы должны будете их закончить, чтобы получилось складно.
То России голова,
Наша матушка родная,
Златоглавая….(Москва)

Отстояли наши деды
Труд и счастье на земле,
Ярко светят в честь… (победы)
Звезды мира на Кремле.

Небо вспыхнуло над нами,
Засияло огоньками.
Как цветы они цветут –
Это праздничный … (салют).

На фронте воевать – славу… добывать.
Партизаны налетают – фашистов в плен… хватают.
Чтобы врагу была крышка, не давай ему…  передышки.
Фашистов повергли в прах – взяли в Берлине…  Рейхстаг.
Чем больше врага знать, тем легче его… побеждать.
Что в учении тяжелее, то на фронте… легче.
Чтоб иметь в бою удачу, крепко знай свою… задачу.
Мир строит – война… разрушает.
Педагог. Молодцы! Справились с заданием.
Физкультминутка
Мы в ладоши хлоп-хлоп, меее-дленно, меее-дленно.
Мы в ладоши хлоп-хлоп, быстро-быстро-быстро.
Ручками покрутим, меее-дленно, меее-дленно.
Ручками покрутим, быстро-быстро-быстро.
Ножками топ-топ, меее-дленно, меее-дленно.
Ножками топ-топ, быстро-быстро-быстро.
Ручками потрем, меее-дленно, меее-дленно.
Ручками потрем, быстро-быстро-быстро.

Педагог. Ребята, я вам сейчас прочитаю фразы, а вы попробуйте объяснить, что они означают:
Живота не жалеть – пожертвовать жизнью.
Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.
Внести лепту – сделать свой, пусть небольшой, посильный вклад в общее дело.
Остаться с носом – потерпеть неудачу, отступить, ничего не добившись.
Давайте поделимся на две команды. Каждая команда придумывает по одному предложению с этими словами. Например: «Русские солдаты сражались не жалея живота.»
Педагог. Вы, ребята, живёте в счастливое время, это счастье добыто в сражениях и битвах.
… Мир всем народам на свете.
Нам не нужна война!
С. Маршак
Звучит песня «День Победы».
Занятие закончено.

Rambler's Top100