logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

Правила безопасного поведения в природе.

Автор: Акимова Татьяна Владимировна, воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад N2573" г. Москва.

(Занятие проводится на территории детского сада).
Цель: Развитие охранительного самосознания.
Задачи:
Формировать у детей умения предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, умения предупреждать результаты возможного развития данных ситуаций.
Закреплять правила безопасного поведения в различных ситуациях при отдыхе на природе.
Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению.

Оборудование: карта территории детского сада, набор предметов для похода (фонарик, спрей от насекомых, йод и зелёнка, пластиковая бутылка с чистой водой, компас, карта путешествия), макет осиного гнезда, фигурки пчелы и осы, муляжи грибов, иллюстрации лесных ягод, корзинки для сбора, запрещающие знаки («Опасайся укусов насекомых», «Нельзя трогать незнакомые растения», «Не знаешь грибок – не бери в кузовок» и т.д.); дидактическое пособие «Береги Землю», образцы поведения в окружающей среде запретительного характера: «НЕ РВИ!», «НЕ ШУМИ!», «НЕ ВРЕДИ!», «НЕ ЛОМАЙ!», «НЕ ТОПЧИ!» и т.д.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на наш адрес пришло письмо из леса. Как вы думаете, кто из наших знакомых, живущих в лесу, мог его прислать?
Ответы детей.
Воспитатель: (Если дети называют диких животных или сказочных персонажей). Нет, все они неграмотные и не умеют писать и читать. А, чтобы написать письмо, нужно быть очень мудрым. Догадались, кто автор этого письма?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну что же, проверим ваши догадки (открывает письмо).
«Здравствуйте, деточки! Пишет вам Тётушка Сова из Учёного дупла. Я научила вас «Правилам осторожности», и теперь вы многое знаете и умеете. Поэтому обращаюсь к вам с просьбой – помогите Непослухе. Его пригласил на день рождения Домовёнок Кузя. Если Непослуха один отправится в путь, то его ждёт много неприятностей. Пожалуйста, проводите его до ВОЛШЕБНЫХ ВОРОТ».
Воспитатель: Дети, поможем Непослухе? А вы не испугаетесь?
Ответы детей.
Воспитатель: Ой! Чуть не забыла, нам же и посылка пришла из Учёного Дупла. А что же прислала наша Тётушка Сова? (Открывает посылку). Здесь ещё одна записка: «Я собрала вам всё, что может понадобиться в походе. Но хочу проверить вас, знаете ли вы предметы первой необходимости для путешествия. Каждый из вас может взять только одну необходимую для всех вещь. Ваша Тётушка Сова».
Воспитатель: Ну, что справимся с заданием? Давайте переложим в рюкзак необходимые для путешествия вещи, но помните условие, что одному ребёнку можно взять только одну вещь.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А я возьму из этих предметов план-карту нашего путешествия. А где же наш Непослуха? Что-то он опаздывает. Не случилось ли с ним чего?
Вбегает Непослуха (в руках держит две корзинки).
Непослуха: Здравствуйте, ребята. Я не опоздал?
Воспитатель: Здравствуй, непослуха. Опаздываешь. Где же ты задержался? Мы за тебя волновались.
Непослуха: Я искал подарок для Кузи, но так и не придумал, что ему подарить.
Воспитатель: Природа богата подарками, мы поможем тебе их найти. Ну, что, в путь!
Возьмёмся за руки, друзья,
И по тропе чудес
Отправимся на испытания
В волшебный чудный лес.
Выходим на крыльцо детского сада.
Воспитатель: Давайте посмотрим по карте, куда нам идти? (Открывает карту). Здесь отмечены пункты, где мы должны побывать, и знаки осторожности там, где нас могут подстерегать опасности. (Рассматривает с детьми карту). Первый пункт, где мы должны побывать – огород. И здесь Тётушка Сова поставила для нас знак «Осторожно!» Интересно, какие опасности нас могут поджидать? Проверим!
Непослуха: А я догадался. Ведь на огороде можно набрать много вкусных подарков для Кузи.
Воспитатель: Ну сто ж, посмотрим.
(Подходят к огороду).
Непослуха: Что-то я ничего не вижу на вашем огороде. А где подарки?
Воспитатель: Дети, а почему Непослуха не видит урожая на грядках? Когда мы будем собирать урожай с огорода?
Ответы детей.
Воспитатель: Поторопился ты, Непослуха.
Непослуха (размахивает руками и кричит): Ой-ой-ой! Пчела!спасите! помогите!
Воспитатель: Непослуха, остановись! Замри! Не двигайся! Послушай, что расскажут тебе дети про встречу с кусающимися насекомыми.
Дети, что надо делать, если вокруг вас кружится пчела? Что нельзя делать ни в коем случае при встрече с пчелой? Как поступать, если вас всё-таки ужалила пчела?
Воспитатель: Непослуха, наши дети знают стихотворение о встрече с пчелой. Сейчас они тебе его расскажут.
Стихотворение.
Меня ужалила пчела,
Я закричал: «Как ты могла?»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мог цветок?
Он для меня уж-ж-ж-жасно нуж-ж-ж-жен,
Я берегла его на уж-ж-ж-жин».
Непослуха: А вот мне интересно, может ли ужалить шмель?
Дети: Шмель может ужалить, только если взять его в руки.
Непослуха: Спасибо, ребята, вы меня спасли. Только подарка я так и не нашёл. А что это там, на дереве висит? Похоже на воздушный шарик. (Подбегает к дереву, на котором висит макет осиного гнезда). Сейчас я его палочкой достану (поднимает лежащую рядом палку).

Воспитатель: Непослуха, остановись. Прислушайся, там внутри что-то жужжит. Это не шарик.
Дети, кто из вас догадался, что это?
Что делать, если вы обнаружили осиное гнездо?
Что нельзя делать ни в коем случае, если вы нашли осиное гнездо?
Что делать, если вас всё-таки покусали осы?
Непослуха: Так вот о какой опасности нас предупреждала Тётушка Сова.
Воспитатель: Давайте обратимся к нашей карте и посмотрим, куда нам путь держать дальше. Найдите цифру два на карте. Что здесь нарисовано? Правильно, грибы. Пойдёмте на «Грибную полянку».
Непослуха: Сколько грибов! Какой из них суп получится! Чудесный подарок для Кузи и его гостей!
Воспитатель: Опять ты торопишься, Непослуха. А ты умеешь собирать грибы?
Непослуха: А что тут уметь? Рви да и собирай в корзинку.
Воспитатель: Дети, подскажите Непослухе, а все ли грибы можно собирать в лесу?
Какие бывают грибы по полезности?
С кем лучше всего собирать грибы в лесу?
Какой гриб смертельно опасный?
Воспитатель: Давайте поможем Непослухе и соберём в корзинку только съедобные грибы.
Дети собирают муляжи грибов в корзину.
(Непослуха достаёт несколько грибов и спрашивает у детей, как они называются).
Непослуха (показывает на мухомор): А этот красивый гриб, почему не взяли? (После ответов детей).Давайте его раздавим, чтобы никто больше не сорвал его и не отравился.
Воспитатель: Нет, Непослуха, этого делать не надо.
Непослуха: Это ещё почему?
Воспитатель: Дети, расскажите, почему нельзя трогать мухомор?
Непослуха: Я всё понял. Значит у меня в корзинке только съедобные грибы? Спасибо! Пойдёмте дальше.
Воспитатель: Давайте посмотрим по карте, что нас ждёт впереди? Ищем цифру три. (Рассматривает с детьми карту) здесь у нас «Ягодная полянка».
Подходят к «Ягодной полянке» (на кустах развешаны изображения кустовых лесных ягод, на траве – изображения травяных ягод).
Непослуха: А вот и ещё подарки для моего друга Кузи. Здесь я и сам справлюсь.
Воспитатель: Не торпись, Непослуха. Ягоды собирать надо тоже с осторожностью.
Непослуха: Это ещё почему?
Воспитатель: Дети, подскажите, какая опасность есть при сборе ягод? Помогите Непослухе собрать в корзинку только съедобные, полезные ягоды.
Дети выполняют задание.
Непослуха (показывает на Вороний глаз): А эту большую ягоду почему не взяли?
Ответы детей.
Непослуха: А вот ещё ягодки какие-то остались. Они тоже ядовитые?
Воспитатель: нет, Непослуха. Просто наши дети помнят главное правило в лесу.
Непослуха: Это что ещё за правило?
Хоровой ответ детей: «Не знаешь – не бери!»
Непослуха: Запомню! Подарков у меня много- пойдёмте дпльше. Открывайте карту – смотрите следующую цифру.
Воспитатель достаёт карту и вместе с детьми ищет пункт четыре.
Воспитатель: А дальше мы должны попасть в «Уголок леса». Пойдёмте!
Приходят в «Уголок леса».
Непослуха (подходит к ландышам): Какие красивые цветы! Сорву их для Кузи!
Воспитатель: Остановись! Этот цветок очень нужен лесу и людям!
Непослуха: Что это за цветок такой?
Ответы детей: Это ландыш.
Воспитатель: Он занесён в красную книгу.
Непослуха: Это что ещё за книга?
Ответы детей: Книга, в которую заносят все исчезающие виды растений, животных, насекомых.
Непослуха: И чем же он полезен для людей?
Ответы детей: Это лекарственное растение. Из ландыша делают настойку для сердца и успокоительное.
Воспитатель: Но ландыш может быть и опасным для таких, как ты. Какая опасность скрывается в ландыше?
Ответы детей: Ландыш может быть ядовитым. Его ягоды, красно-оранжевые горошины, очень ядовитые.
(Вместе делают вывод: ландыш рвать нельзя. И оставляют запрещающий знак).
Воспитатель: Есть и другие ядовитые растения, котрые не трогать и даже нюхать нельзя.
Непослуха: Это что же за растения?
Ответы детей: Это борщевик, волчье лыко, вороний глаз, белладонна.
Непослуха: А если я дотронусь, что будет?
Ответы детейПоявися ожог кожи и рана, которая трудно заживает.
Воспитатель: А что делать, если вы всё-таки коснулись ядовитого растения и чувствуете, что кожу жжёт?
Ответы детей: Нужно немедленно промыть это место большим количеством воды. Сказать обязательно взрослым о том, что случилось. Может понадобиться помощь врача.
Непослуха: Я запомнил. Что-то я устал.
Воспитатель: Давайте отдохнём. Присядем на пенёчки на нашей «Полянке ПОЧЕМУЧЕК». Все удобно устроились?
Непослуха: Как хорошо, чт я пошёл не один, а вами, мои друзья. Один я бы сразу заблудился.
Воспитатель: Одному нельзя ходить в лес – это опасно! Нужно, чтобы с тобой обязательно были взрослые. А если ты вдруг заблудишься в лесу, что будешь делать?
Непослуха: Побегу, куда глаза глядят. Буду долго-долго бегать и когда-нибудь выберусь из лесаю
Воспитатель: Вот как раз этого делать нельзя. Дети, расскажите, что делать, если ты заблудился в лесу.
Ответы детей.

 

 

 

Воспитатель: Запомни эти правила и не теряйся. А мы отдохнули и готовы снова в путь. Что нам скажет карта? (Рассматривает карту с детьми). Цифра «ПЯТЬ» указывает на остановку около «Мудрого Дуба». Интересно, какое задание приготовил нам сегодня Дедушка Дуб?
(Подходят к дубу, около которого стоит стол с дидактическим пособием «Береги Землю!»
Восптатель: Мы с вами давно являемся «Друзьями природы». Мы совершаем хорошие поступки, помогаем природе, тогда наша Земля радуется за нас, гордится нами. Но есть и плохие поступки, которые очень огорчают Землю. Поэтому Дедушка Дуб приготовил для вас таоке задание: порадуйте нашу Землю и положите картинки с «добрыми делами» около весёлой планеты, а те поступки, которые могут огорчить нашу Землю – около грустной планеты.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Давайте пообещаем совершать только «добрые дела», чтобы наша Земля расцветала. Обещаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А наше путешествие подошло к концу. Давайте заглянем в нашу карту. Остался один пункт: «Путеводный камень».
Подходят к камню.
Воспитатель: Давайте прочитаем, какие советы даёт нам «Путеводный камень». Может быть, кто-то из вас хочет прочитать?
На камне надпись:
«Направо пойдёшь – к малышам попадёшь,
Налево пойдёшь – всё с начала начнёшь, а прямо пойдёшь – «Волшебные ворота» найдёшь…»
Непослуха: Это то, что мне нужно. Я пойду прямо. Спасибо, друзья, за помощь! До свидания!
Дети прощаются с Непослухой.
Воспитатель: Какое «Доброе дело» мы сегодня совершили! Вам понравилось наше путешествие? Что вас сегодня порадовало? Что огорчало7
Воспитатель: Нам пора в обратный путь. А чтобы дорога была веселее, давайте споём нашу любимую песенку «Про муравья».

Rambler's Top100