logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Занятия с детьми

«Путешествие  в  мир лекарственных  растений  Ямала»

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности с  детьми  старшего  дошкольного  возраста

Авторы: Макаренко Элла Тагизовна, Короткова Татьяна Александровна, воспитатели, Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение центр  развития  ребёнка – детский  сад «Золотая  рыбка» муниципального  образования  город Ноябрьск.

 

Задачи: 

  • Закреплять   умение  правильно  узнавать  и  называть  лекарственные  травы (5-6  видов);
  • Расширять  знания  о  пользе  и  применении  лекарственных  растений;
  • Закрепить  правила  поведения  при  сборе  лекарственных  трав.

Словарная  работа: настои, отвары, лекарственные  растения.

Предварительная  работа:

  • Экскурсия  по  улицам  города, вокруг  детского  сада, по  экологической  трапе  детского сада;
  • Сбор  лекарственных  растений, подготовка  их  к  употреблению;
  • Разучивание  стихов, загадок;
  • Выставка  рисунков.
  •  

Материал  и  оборудование:

  • Засушенные  пучки  лекарственных  растений, брикеты;
  • Пакеты  с  травами;
  • Настойка  календулы.

Ход  занятия:
Дети  располагаются  полукругом. Перед  ними – доска  с  картинками  лекарственных  растений. На  столах  лежат  сухие  веточки, пучки, брикеты, коробки  и  пакеты  с  лекарственными  травами.
Воспитатель  просит  детей  помочь  разобрать  в  корзинке  лекарственные  растения.
Поочередно  педагог  берет  из корзинки  растения, показывает  их  детям, они  называют: ромашка, тысячелистник, мать-и –мачеха, мята, пижма, крапива.
Ребята, давайте  вспомним  стихотворение, которое  мы  с   вами  учили « Что  растёт?»:               На  лугу  растут  ромашка,
                  Лютик  едкий, клевер – кашка.
                  Что  ещё?
                  Гвоздика, смолка, колокольчик,
                  Хвощ – как  ёлка. А  ещё?
                  Подорожник, васильки,
                  Граммофончики – вьюнки,
                  Ещё  много  разных  травок
                  У  тропинок, у канавок.
                  И  красивых, и  пушистых!
                  Разноцветных  и  душистых!   (автор Г. Лаздынь)
Кто  знает, как  хранятся  травы? ( в  брикетах, пакетах  и  коробочках  в  сухом   виде.)
Что  можно  приготовить  из  сухих  растений? (настойки  и  отвары)
Правильно, засушенные  растения  упаковывают  в  пакеты, коробочки  или  прессуют  в  брикеты. Потом  их  помещают  на   склады, в  аптеки, где  они  хранятся  в  хорошо  проветриваемом  помещении. Дома  их  нужно   держать  в  сухом  месте, оберегая  от  прямых  солнечных  лучей.
Педагог  предлагает  детям  поиграть  в игру «Назови  и  расскажи».
Перед  детьми  лежат  лекарственные  растения (сухие  и  нарисованные  на  картинках).
Дети выбирают  растение  и  рассказывают  о  нём всё, что знают:

  • место  произрастания (на  обочине дорог, на тропинке, в  полях,  лугах,  оврагах, у ручейков);
  • время  сбора  для  заготовки  и  употребления  в  медицинских  целях, например, ромашку (цветы)  собирают  летом, подорожник  (только  листики  без  ножек) – весной  и  в  начале  лета, одуванчики (все  части  растения) – когда  они  цветут, крапиву – весной, когда  она  только вырастет, лопух (корни) – на  протяжении  всего  лета, мяту  и  тысячелистник (верх  стебля  с  цветами) – тоже  в течение лета.
  • Можно  рассказать, при  каких  заболеваниях  используется  то   или  иное  растение  и  в  каком  виде, например, отваром  ромашки  или  календулы  полощут  горло  при  ангине; листья  подорожника  прикладывают  к  ране; из мяты  заваривают  успокоительный  чай; для  улучшения  аппетита  пьют  отвар  тысячелистника; весной, когда  организму  не  хватает  витаминов, рекомендуется  пить  отвар  шиповника и т.д.

Педагог  выслушивает  рассказы  детей  (три – четыре  рассказа).
Проводиться  физкультминутка.
          Дождик  поливает, солнышко  пригревает,        (Дети  встают)
          Одуванчики  на  полянке  растут, становятся  всё  больше.
Вдруг  налетел  ветер, стал  дуть  на  одуванчики.  (Дети  раскачивают  поднятыми  вверх  руками)
Ветер  подул  сильнее. (дети  разбегаются  в  разные  стороны  и  бегают  на  носочках).
Вдруг  с  головок  одуванчиков  полетели  белые  лёгкие  парашютики, снова  будут  расти  одуванчики. (дети  встают).
Кто  знает  стихотворение  об  одуванчике?
                                 Носит  одуванчик  желтый  сарафанчик.
                                 Вырастет, нарядится
                                 В  беленькое  платьице,
                                 белое, воздушное, ветерку  послушное.

А  теперь  отгадайте  загадку:  Рос  шар  бел,
                                                     Дунул  ветер – шар  улетел. (автор О.Высотская)

А  кто  из  вас  напомнит  правила  поведения  при  сборе  лекарственных  трав?
Дети:

  • нельзя  рвать  много  растений;
  • нельзя  пробовать  плоды, корневища;
  • после  сбора  лекарственных  трав  следует  тщательно  вымыть  руки.

После  педагог  предлагает  детям  поиграть  в игру «Угадай  лекарственное  растение» ( дети называют  растение  и  находят  его  среди  картинок):

  • Листья  узорные, головка  белая. Используют  в  виде  отвара, когда  болит  горло. (Ромашка)
  • Растёт  у  дороги, семена  идут  в  стрелку, применяют  для  остановки  кровотечения  из  ран. (Подорожник)
  • Растет  на  клумбах. Цветочки  оранжевые  или  желтые. Применяют  при ангине  и  для  промывания  ран. (Календула).

В  заключении  занятия  педагог  предлагает  детям  вспомнить  названия  лекарственных  растений, которые  были  у нас  в  корзинке и  почему  они  называются  лекарственными. (Употребляются  для  лечения  различных  болезней).
Педагог  благодарит  детей  и  приглашает  выпить  напиток  «Здоровье». Дети  стараются  определить, какие  травы  здесь  использованы.

Список использованной литературы

1. Ильчук Н. П. , Гербова В. В. , Елисеева Л. Н. Хрестоматия для детей среднего дошкольного возраста: Про все на свете. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Издательство Москва:АСТ-ЛТД, 1996.
2. Каменева Л.А., «Как знакомить дошкольников с природой» / Под редакцией П.Г. Саморуковой М., 1983.
3. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Изд.: «Феникс». Ростов н/Д., 2002.

 

Использованные Интернет-ресурсы
1. http://www.dityachi-zagadky.org.ua/category/rastiteln/travy/лекарственные-травы/

Rambler's Top100