logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

ПАМЯТКИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК

  1. "Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей культуры общения"

  2. "Организация двигательной активности детей"

  3. "Изодеятельностъ - условие развития творческих способностей детей"

  4. "Организация наблюдений в природе"

  5. "Руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей"

Тема - "Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей культуры общения"

  1. Сроки проведения.
  2. Возрастная группа.
  3. Ф. И. О. воспитателей.
  4. Цели - контроль за воспитательно-образовательным процессом; определение эффективности работы воспитателей по данной проблеме.

Вопросы, подлежащие проверке.

1) Условия, созданные в группе для общения детей:

  • обстановка;
  • время общения;
  • учет характера общения;
  • состояние ребенка;
  • наличие партнеров по общению;
  • набор средств, способов действия, определяющих предметное содержание общения (картины, игрушки, книги и т. д.);
  • склонность ребенка к общению.

2) Работа воспитателя по формированию культуры общения:

  • диагностика коммуникативных способностей;
  • формы общения: эмоциональная (ласковое прикосновение, улыбка), деловая (поощрение игровой активности), речевая (беседы с детьми, развитие умения задавать вопросы и т. д.);
  • специально организованные игры, беседы с детьми (система планирования):

3) Отличительные особенности общения детей в данной группе.

4) Определяющий стиль общения взрослых с детьми: демократический, либеральный, авторитарный.

5) Соответствие содержания общения выбранным формам и средствам общения.

6) Уровень развития навыков общения (перечень качеств, обеспечивающих успешность общения со сверстниками):

  • умение дружно играть, придумывать интересные игры;
  • доброжелательность, уступчивость;
  • чуткость, заботливость;
  • отсутствие агрессивности;
  • справедливость, умение считаться с мнением, желанием товарища.

7) Признаки, проявляемые ребенком, стремящимся к общению со взрослыми и сверстниками:

  • внимание и интерес к другому человеку;
  • эмоциональный отклик на появление другого человека;
  • желание ребенка привлечь к себе внимание другого человека.

Вывод. Ожидаемые в результате коммуникативных связей изменения в культуре общения ребенка (изменения психологического характера; изменения в поведении).

Основные формы и методы проверки

  1. Наблюдения за общением, ребенка со взрослым, и в коллективе сверстников.
  2. Анализ календарного плана воспитательно-образовательного процесса.
  3. Собеседование с воспитателем, по данной проблеме.

Наверх

Тема - "Организация двигательной активности детей".

  1. Сроки проведения.
  2. Возрастная группа.
  3. Ф. И. О. воспитателей, инструктора по физкультуре.
  4. Цели проверки - контроль за воспитательно-образовательным процессом; анализ системы работы по обеспечению двигательной активности детей.

Вопросы, подлежащие проверке.

1) Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня:

  • содержание спортивных и подвижных игр;
  • формы организации двигательной деятельности: занятия, утренняя зарядка, гимнастика после сна, физкультурные минутки;
  • виды гимнастики: дыхательная, сюжетная, спортивная минитренировка, музыкально-ритмические движения, подражательные движения, лечебно-восстановительная или коррекционная, подвижные игры, длительный оздоровительный бег;
  • планирование активного отдыха: физкультурные развлечения, праздники, дни здоровья;
  • нетрадиционные формы работы: спортивные секции, кружковая работа (хореография, ритмическая гимнастика);
  • индивидуальная работа с детьми, которые имеют различного рода отклонения в состоянии здоровья;
  • использование в штанах специальной литературы.

2) Условия для самостоятельной двигательной деятельности детей:

  • физкультурные уголки (спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, наглядные пособия);
  • спортивный инвентарь на участке и соответствие его времени года;
  • рациональное расположение мебели в группе для высвобождения игрового пространства;
  • использование спортивного зала.

3) Знание воспитателем вариативных и альтернативных программ физического воспитания и использование их на практике.

4) Связь между различными видами двигательной деятельности детей.

5) Контроль за нагрузкой, связанной с двигательной деятельностью детей.

6) Организация двигательной деятельности на прогулке.

7) Соответствие задач двигательной активности уровню развития двигательных умений и навыков детей.

8) Учет интересов детей и склонностей к различным видам двигательной деятельности.

9) Взаимосвязь работы воспитателя и инструктора по физкультуре.

10) Работа с семьей:

  • индивидуальные беседы об уровне двигательной подготовленности ребенка;
  • консультации об организации двигательной активности дома;
  • выставка литературы;
  • участие родителей в спортивных мероприятиях.

Вывод. Удовлетворяется ли естественная потребность ребенка в движении; прослеживается ли система в работе?

Основные формы и методы проверки

  1. Беседа с воспитателем (инструктором, по физкультуре).
  2. Наблюдения за детьми во время занятий, прогулки, режимных, моментов,
  3. Анализ календарных, планов.

Наверх

Тема - "Изодеятельностъ - условие развития творческих способностей детей".

  1. Сроки проведения.
  2. Возрастная группа.
  3. Ф. И. О. воспитателей.
  4. Цели - контроль за воспитательно-образовательным процессом; определение уровня развития творческих способностей детей; анализ эффективности использования нетрадиционных приемов работы с детьми.

Вопросы, подлежащие проверке.

1) Условия, созданные для развития творческих способностей детей в группе:

  • содержание уголка изодеятельности в группе и на участке (развивающие игры, предметы искусства, шаблоны, бумага разного качества и формата, лекала, изобразительный материал: мелки, карандаши, краски, уголь, гуашь, тушь, раскраски);
  • соответствие содержания уголка изодеятельности возрасту и уровню развития детей;
  • наличие изостудии;
  • участие детей в оформлении группы (для детей старшего возраста);
  • оформление и хранение детских работ (специально организованная выставка детских работ).

2) Планирование:

  • различные формы организации развития творческих способностей детей (игры, занятия и т. д.);
  • нетрадиционные формы работы по изодеятельности: организация праздников, развлечений, конкурсов детского рисунка, выставок предметов искусства (минивернисаж), приобщение к культуре родного края;
  • специально организованные игры: ознакомление с цветом, оттенками цвета, композицией, видами живописи;
  • индивидуальная работа с детьми, учет их склонностей и интересов;
  • использование специальной литературы.

3) Занятие - основная форма работы по развитию творческих способностей детей:

  • наличие перспективных планов занятий с детьми;
  • тематика занятий;
  • систематичность;
  • форма организации занятий (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная);
  • место проведения занятий;
  • использование различных нетрадиционных приемов рисования ("печать", "по сырому", "коллаж", "монотипия" и т. д.);
  • знакомство с детскими художниками-иллюстраторами, различными видами и жанрами живописи.

4) Знание воспитателем инновационных программ, применение их на практике.

5) Связь изодеятельности с другими видами деятельности детей.

6) Взаимосвязь работы воспитателя и преподавателя изостудии.

7) Кружковая работа, ее эффективность.

8) Работа с семьей:

  • индивидуальные консультации по организации изодеятельности в домашних условиях с учетом возрастных и личностных особенностей детей;
  • выставки детских рисунков для родителей.

Вывод. Является ли изодеятельность условием развития творческих способностей детей в данной возрастной группе? Реализуются ли задачи по развитию творческих способностей на занятиях по изодеятельности, вне занятий, в свободной деятельности? Какова эффективность использования нетрадиционных форм работы с детьми?

Основные формы и методы, проверки

  1. Тестирование детей - изучение оригинальности детского рисунка, диагностика творческого воображения ("На что похож, предмет?").
  2. Анализ календарного плана воспитателей.
  3. Анализ детских, рисунков.
  4. Посещение занятий по изодеятельности и просмотр других форм работы с детьми по развитию творческих способностей.
  5. Беседа с воспитателем, (руководителем кружка, изостудии) по данной проблеме.


Наверх

Тема - "Организация наблюдений в природе".

  1. Сроки проведения.
  2. Возрастная группа.
  3. Ф. И. О. воспитателей.
  4. Цели - контроль за формами организации природоведческой работы с детьми; выявление и предупреждение недостатков в организации наблюдений - одной из форм природоведческой работы с детьми; оказание практической и методической помощи воспитателям в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса.

Вопросы, подлежащие проверке.

1) Структура наблюдений в природе:

  • фронтальное наблюдение;
  • самостоятельное наблюдение;
  • сбор природного материала;
  • игры с собранным материалом.

2) Содержание высказываний детей, их точность, знание фактов и связей между ними.

3) Задействованные умственные операции (анализ, синтез).

4) Приемы активизации детей: проблемная ситуация; сюрпризный момент; игровая деятельность.

5) Степень активности детей: интерес; увлеченность; активность; безразличие.

6) Логика вопросов воспитателя.

7) Приемы подведения детей к общему выводу:

  • анализ сезонных изменений;
  • художественное слово.

8) Фиксация наблюдений детей:

  • календари погоды, природы.

9) Планирование наблюдений в природе в календарном плане воспитателя:

  • содержание наблюдений (живая, неживая природа);
  • частота и систематичность наблюдений в природе;
  • соответствие наблюдений климатическим и географическим особенностям;
  • связь наблюдений в природе с другими видами деятельности.

10) Материальная база участка, наличие объектов для наблюдений в природе.

Вывод. Качество организации и проведения наблюдений в природе.

Основные формы и методы проверки

  1. Просмотр наблюдений за природой.
  2. Наблюдение за детьми.
  3. Беседа с детьми (прием "Интервью").
  4. Беседы с воспитателем.
  5. Анализ календарного плана.
  6. Анализ перспективного плана.
  7. Просмотр работ, детей по изодеятельности.

Наверх

Тема - "Руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей".

  1. Сроки проведения.
  2. Возрастная группа.
  3. Ф. И. О. воспитателей.
  4. Цели - совершенствование работы воспитателей по организации самостоятельной познавательной деятельности детей; осуществление контроля за развитием познавательной сферы детей; выявление уровня познавательной активности детей.

Вопросы, подлежащие проверке.

1) Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности детей (развивающая среда в группе и на участке).

2) Динамичность развивающей среды,

  • Происходит ли смена материала в познавательном и книжном уголке, заменяются ли дидактические и развивающие игры, как часто (каждый день, раз в неделю, раз в месяц)?
  • Замечают ли эти перемены дети?

3) Какой промежуток времени отводится на самостоятельную познавательную деятельность детей (утро, день, вечер), его целесообразность.

4) Количество времени, уделяемого самостоятельной деятельности детей.

5) Модель общения воспитателя с детьми (стиль руководства): личностно- ориентированная; учебно-дисциплинарная.

6) Основные приемы руководства:

  • поощрение;

  • совет; разъяснение;

  • указание;

  • требование;

  • гроза.

7) Уровень познавательного интереса детей:

  • задают ли вопросы, их количество, содержание;
  • стремятся ли пополнить знания об интересующем предмете: просят почитать, осуществляют опыты, рассматривают иллюстрации, самостоятельно наблюдают;
  • отражают свои наблюдения в различных видах деятельности;
  • участвуют в беседах о том, что их интересует;
  • рассказывают взрослым о своих интересах.

8) Проектирование самостоятельной деятельности в календарном плане.

Вывод. Предложения по руководству самостоятельной познавательной деятельностью детей.

Основные формы и методы проверки

  1. Наблюдения за самостоятельной познавательной деятельностью детей в группе и на участке.
  2. Оценка условий для правильной организации самостоятельной познавательной деятельности детей.
  3. Анализ календарных, планов.
  4. Беседа с воспитателем "Как я понимаю руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребенка?"

Наверх

   
  Rambler's Top100