logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Методические разработки

Использование Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Северо-Востока России.

Автор: Пастюк Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования и дошкольного воспитания (ПиПНОиДВ) Северного международного университета в г.Магадане, заведующая Центра развития ребенка-детского сада высшей квалификационной категории с 1991 по 2005 гг.

В настоящее время в дошкольных учреждениях России внедряется целый спектр разнообразных программ воспитания и обучения дошкольников. Невозможно определить какая из них может стоять на первом месте - для каждого авторского коллектива наиболее значима именно своя программа. Много поездив по России (и естественно посещая при этом детские сады), я могу сказать, что в разных регионах различные подходы к программному обеспечению ДОУ - в одном городе применяют одновременно несколько программ ("Радуга", "Истоки", "Детство" и т.п.), в другом - большинство дошкольных учреждений работают по одной-двум программам, где-то внедряют одну программу, используя при этом элементы многих.

Вот это использование элементов той или иной программы очень настораживает. По моему мнению - такого быть не должно! Это методически безграмотно! Во всех программах разные подходы к тому или иному вопросу. И, например, обучение детей грамоте по программе "Истоки" ("Центр дошкольное детство" им.А.В.Запорожца), а математике по программе "Детство" (РГГУ им.Герцена г.Санкт-Петербурга) - не может привести к тем результатам, на которые ориентируются авторы. Обучение грамоте в программе "Истоки" основано на работе с таблицей "Аквариум" (автор Е.Е.Шулешко), которая предполагает одновременное (на одном занятии) обучение и грамоте, и математике - можно сказать, что происходит матемизация словесной работы на занятии по обучению дошкольников грамоте. В программе "Детство", главный акцент в которой ставится на введение ребенка в основные формы бытия, к разделу по обучению дошкольников математике даны подробные конспекты занятий (чего не предлагает программа "Истоки"), где определены четкие параметры, на которые необходимо опираться.

Недавно увидела программно-методическое обеспечение одного из детских садов и с ужасом (!!!!) узнала, что, например, в подготовительной группе (подчеркиваю, что все пять программ в одной группе детского сада) одновременно используются элементы пяти (!!!!) программ! Причем программ, которые различны по своему содержанию и своим подходам (региональная программа "Северячок", программа "Детство", программа "Наш дом - природа", Программа воспитания и обучения в детском саду, программа "Радуга"). И как бы не убеждали меня педагоги-практики - я никогда не соглашусь с тем, что такой симбиоз может помочь дать детям достойное образование!

Другое дело, что воспитателям гораздо удобнее, если имеются конспекты занятий, ведь в этом случае подготовка к самому занятию занимает гораздо меньше времени, т.к. в календарном плане можно написать: "Математика. Книга "::", стр:.." и не переписывать план самого занятия. А удобно ли это детям? Учитывает ли в этом случае воспитатель индивидуальные особенности детей ( ведь конспект, как правило, рассчитан на среднего ребенка! ); региональные особенности ( уровень развития пятилетнего москвича значительно отличается от уровня развития пятилетнего магаданца ); погодные условия ( в период магнитных бурь многие дети ведут себя не совсем адекватно)?

Конечно, любой практик понимает, что педагоги дошкольных учреждений загружены написанием различных бумаг (частенько просто не нужных ни детям, ни педагогам, но необходимых для управленцев различных уровней). Мне до настоящего времени (а проработала я в дошкольном образовании 23 года) непонятно, как воспитатель 16 марта может написать календарный план на 25 марта и вписать туда: индивидуальную и словарную работу с Машей и Сашей, которые, возможно, в этот день в детский сад и не придут!

То есть, несмотря на то, что живем мы в 21 веке, многие подходы в дошкольную педагогику перенесли из века 20. Хотя не все было так уж плохо в прошлом. Возможно, я выскажу субъективное мнение, и многие дошкольные работники со мной не согласятся, но я за то, чтобы в дошкольном образовании России была одна государственная программа , в которую бы вносились коррективы каждые 2-3 года. Для практиков это бы было более удобно, а уж для детей тем более!!!

Назову лишь две причины.

•  Работая в ДОУ, где внедряется та или иная программа педагог изучает литературу, ищет свои подходы к ее внедрению, получает какие-то свои результаты в обучении и воспитании детей именно по этой программе, но: Завтра он переезжает в другой район, город или просто переходит в другой детский сад, а там работают по другой программе: Вновь изучение литературы и опять несколько лет на получение новых результатов работы с детьми. Целесообразно ли это? А если другую программу он не может принять душой? Вот и начинается составление компота - основа одной программы, а элементы другой!

•  Дошкольник, посещает детский сад, работающий по определенной программе, он усваивает необходимые знания, усваивает те подходы, которые заложены именно в этой программе, но в подготовительной группе неожиданно оказывается в другом детском саду. И: И в голове у ребенка получается полная каша из полученных в двух ДОУ знаний. А ведь с этой кашей он придет в школу!

Можно назвать еще много причин, но это уже другая тема для разговора. Я же хотела рассказать о подходах к внедрению Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Многое из того, о чем написано в этой статье внедряется не в Магадане, а в других регионах России, но мне это показалось интересным для использования в ДОУ, и именно поэтому все было систематизировано, в чем-то переработано, дополнено и предлагается вашему вниманию.

"Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста" под редакцией доктора педагогических наук, академика Л.А.Парамоновой (М.Карапуз-Дидактика.2004) была создана по заказу Министерства образования РФ в рамках Федеральной программы развития образования (письмо Минобразования РФ от 09.12.2003 N03-51-212ин/14-03) ГОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) Центр "Дошкольное детство" им.А.В.Запорожца.

Основная цель программы - разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до семи лет, сохранение их физического и психического здоровья.

Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития и взаимосвязи всех его сторон.

Примерная общеобразовательная программа состоит из четырех основных взаимосвязанных блоков (таблица 1).

   
  Rambler's Top100