logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Методические разработки

Леонтьева Е.А. Зам.зав. по УВР МДОУ "Д/с N112 О.В." Г. Магнитогорска

Развитие этновосприятия цвета у детей среднего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность, как вид художественно-творческой деятельности, направлена не столько на отражение впечатлений, полученных человеком в процессе восприятия окружающего, сколько на выражение его отношения к изображаемому.

То есть наша задача помочь маленькому человеку выразить свое отношение к миру, через его творчество.

Для этого необходимо, на сколько возможно ранее погружение ребенка в ту среду, окружение его той системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность.

Именно такой средой, для нас каждый малыш - это яркая индивидуальность, для которой с учетом пожеланий пап и мам составляется личностная программа развития.

В МДОУ образовательный процесс реализуется на основе сквозного интегрирования базового компонента программ:

•  "Радуга" Т.Н. Дороновой

с дополнительным компонентом парциальных программ, одной из которых является программа - "Наш дом - Южный Урал" составитель Бабунова Е.С.

Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Данная концепция "Этновосприятие цвета", направлена на решение задач поставленных программой "Наш дом - Южный Урал", так как:

•  способствует расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории народов Южного Урала;

• формирует эмоционально-положительное отношение к этнокультурному населению региона;

•  развивает умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (главным образом в изобразительной деятельности)

Проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей 4-5 лет в работе с цветом: в этом возрасте у ребенка достаточно хорошо развит анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки, кроме того, в это же время наиболее ярко проявляется способность к цветовосприятию; дети в состоянии выражать при помощи цвета свое отношение к предметам и осознано использовать цвет при создании интересных, эмоционально значимых для них образов.

"Развитие цветовосприятия - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является, на наш взгляд, одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству".

Снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом.

Именно эти две идеи и способствовали появлению моей авторской концепции. С одной стороны она согласуется с идеями народной педагогики, предложенных в программе Наш дом - Южный Урал, с другой способствует развитию эмоционального восприятия насыщенности цвета, именно в том возрасте (4-5лет), когда ребенок более готов к восприятию различных оттенков цвета, и способен выразить свое отношение к окружающей его действительности, которая так ярко проявляется в региональном компоненте образовательной системе дошкольника.

 

Целью концепции "Этновосприятие цвета" является:

- помочь детям войти в мир народной культуры при помощи особенностей цветовосприятия различных народностей населяющих Южный Урал.

Основными задачами данной концепции является:

  1. Приобщение детей к народному искусству; к духовно-художественным ценностям, созданным народом, к определенному образу мира.
  2. Создание условий, способствующих погружению детей в мир художественных образов народного искусства; накоплению, обогащению и активизации эмоционально-эстетических переживаний вызванных цветом.
  3. Формирование представлений детей об использовании цвета, в народном изобразительно-пластическом искусстве больших этнических групп проживающих на Южном Урале (русских, башкир, татар и т.д.) умение понимать символику цвета
  4. Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации; выражать собственное эмоционально-целостное отношение к искусству, действительности, жизни.

Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого человека и у ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности, создаваемым взрослым и маленьким художником образа.

Есть такая детская игра - смотреть сквозь цветные стекла. Вот синее стекло - и мир становится серьезным, строгим, даже печальным. Желтое - хочется улыбнуться, засмеяться, как будто наступил праздник. Несерьезное, бессмысленное занятие?

Со времени И. Ньютона цвет почти утратил в наших глазах свою магию. А когда-то цвета считались, чуть ли не равными богам и стихиям. А сейчас, согласно современным научным воззрениям на природу цвета и цветового восприятия, цвет - это ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитного излучения определенной длины.

Еще издревле люди выражали свое субъективное отношение к цвету, для первобытных народов цвет выражал мировые силы и начала "высшего" уровня. Цвет и есть самая высшая сила или божество, которая тем самым визуально являла к людям. Просто так, случайно или исходя из эстетических соображений свет не применялся. Только посвященные знали священную тайну цвета, а остальные соблюдали ритуал.

Надевая сейчас на новорожденных ленточки определенного цвета (чаще красного или синего в зависимости от пола), м отличаемся от древних людей лишь тем, что не знаем зачем это делаем. Знаем лишь, что "так принято". Продолжаем избегать черных кошек, подбираем соответствующий знаку зодиака камни и т.д.

Но вмести с тем наша эпоха изобрела много нового в восприятии цвета. Что мы подразумеваем, говоря "красные", "белые", "зеленые", а теперь еще и "оранжевые", если вспомнить события на Украине? В данном случае, мы продолжаем цветом, как символом обозначать идеи.

Так поступали и наши предки, считая его приятным или неприятным, подходящим для одежды (интерьера, украшений и т.д.) или нет. Каждый цвет, каждый символ носил определенный смысл, выполнял роль оберега, амулета или просто рассказывал об окружающей действительности.

Цвет - красный, желтый, зеленый, черный. Цвет, как живое существо имеет возраст и родину. История человечества - это и история сопутствующих факторов его развития, в том числе и цвета. Это можно заметить на примере изделий декоративно прикладного искусства любого народа, изделий народных промыслов, которые имеют свои глубинные корни.

Одна из задач концепции "этновосприятие цвета" это не только познакомить с народной символикой цвета, но и приблизить ребенка к культуре его народа, сделать его носителем этнокультуры.

Методы и приемы организации занятий по развитию этновосприятия цвета

Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Анализ занятий с детьми, их совместной деятельности с взрослыми показывает, что среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал и этновосприятие цвета, более конкретно, требует создания специальных педагогических условий. По этому начинать работать с детьми для развития этновосприятия цвета, необходимо организовать в группе ту среду, в которой ребенок мог бы легко погрузиться в быт народов Южного Урала (русские, башкиры, татары и др.).

В основу предлагаемой нами системы работы по развитию этновосприятия цвета мы положили принцип "центрального звена", проявляющийся в том, что начинать знакомить детей с основными народными цветами необходимо с жилища, дома. Дом в этнокультуре это наиболее организованная часть мира, имеющий пространственный смысл, принимая, и передовая по своей структуре особенности миропорядка.

В доме проходил весь цикл жизни людей здесь они рождались, жили и умирали. Вместе с ними свою жизнь проживали и предметы быта, одежда. Именно здесь окружали людей те цвета, которые были для них наиболее "приятны", значимы в их жизни.

По этому в групповой комнате необходимо организовать народное жилище. В нашем случаи жилище является мобильным, то есть если необходимо познакомить с русским вариантом этновосприятия цвета, то в специально выделенном месте организовывается мини музей - русская изба, с характерными элементами убранства, посуды, одежды, орудиями труда и т.п.

После знакомства изба разбирается, и на ее месте располагается жилище другого народа.

Так как, основной задачей при развитии этновосприятия цвета у дошкольников (4-5лет), стоит приобщение к декоративно-прикладному искусству; то начала необходимо познакомить детей с видом искусства, рассмотреть предметы, отметить их особенности, обогатив представления детей о взаимосвязи народного промысла и природы.

Следующий шаг предполагает проведение познавательного занятия о конкретных предметах данного промысла. Детям эмоционально, в доступной для них форме необходимо рассказать об истории возникновения промысла, его этнопроисхождении, специфике цвета и формы. Затем необходимо посвятить ряд занятий по ознакомлению со средствами выразительности, с основными элементами художественного языка, одной из которых является - цветовая гамма, при этом особое внимание следует обращать на развитие воображения и восприятия. Далее необходимо обучение детей созданию декоративного образа, освоение ими элементов узора данного промысла сначала на репродуктивных, затем на исполнительско-творческих занятиях и позднее на поисково-творческих.

В средней группе продолжается работа по развитию у детей эстетического восприятия путем развития перцептивных действий - действий восприятия, выделения, различения названия цвета предметов, а затем и передачи основного цвета в рисунке и аппликации. Эти задачи решаются путем приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству, каждый вид которого обладает своей цветовой гаммой.

Для привития интереса к народному декоративно-прикладному искусству, для развития этновосприятия цвета, необходимо использовать различные игровые приемы. Например, в гости приходят народные игрушки, или "хозяюшка" демонстрирует свой наряд, они поют знакомые песенки, рассказывают сказки, загадывают загадки. Затем детям предлагают нарисовать несколько несложных узоров, при этом педагог особое внимание уделяет на цветовую гамму узора и его значение в народной символике.

Игрушки, иллюстрации на некоторое время расставляются в групповой комнате, а именно в импровизированном жилище народа-творца данных изделий. В процессе знакомства с искусством определенного народа дети начинают узнавать образы (барыня, баран:), учатся оценивать красоту и неповторимость узора, цвета и его значение. Сформировав интерес к данному произведению народного искусства, воспитатель знакомит с их названием (дымковская игрушка, урало-сибирская роспись).

Необходимо уточнять, делать акцент на цветовой гамме произведений народного искусства, тем самым, развивая этновосприятие цвета.

Мы побуждаем детей использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращая внимание на многоцветие в народном декоративно-прикладном искусстве.

Важным умением, от которого зависит получение чистого цвета при рисовании красками, является хорошее промывание кисти. Этот навык необходимо формировать у детей младшей и средней группы и продолжать в старшей.

Нами разработано тематическое планирование по развитию этновосприятия цвета в блоке интегрированных занятий каждая заданная тема (Филимоновская игрушка, Гжель, Дымковская игрушка, Урало-сибирская роспись и т.п.) основным стержнем переходит в занятия по аппликации лепке, отражается в познавательной деятельности и в подвижных играх.

Кроме того, предполагается закрепление каждой темы в блоке в совместной деятельности с детьми в группе или дома с родителями и свободной самостоятельной деятельности детей. Для этого сделана подборка дидактических игр:

•  Народные узоры - Короткоских Л.Н., Месеренко Л.К., Москвина Л.А., Рудоменкина Н.П.

- "Русский узор"

- "Укрась ичиги, тюбетейку"

- "Укрась юрту, ковер"

•  Авторские игры

- "Курдины" - выложить узор, используя шнурки

- " Зернышко" - выложить узор, используя различные виды

круп

•  Компьютерные игры

- "На что похоже" (авторская игра)

- "Подбери по цвету"

Задачи этих видов деятельности - выделять признаки, по которым можно соотносить цвет, колорит, расположение узора с определенным видом народно-художественного промысла, развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику, художественный вкус, творчество.

 

Тематическое планирование по развитию этновосприятия цвета в блоке интегрированных занятий для средней группы.

Русская крестьянская изба

Жилище русского человека отличается единым принципом построения внутреннего пространства избы. Ее внутреннюю, жилую часть разделяла на две половины матрица - особое обтесанное бревно на которое укладывались потолочные бревна.

В одной части дома находились входная дверь, печь, в другой "красный угол".

В первой зоне священным местом является печь, по этому ее называют еще и печной зоной. Печь и кормит, и обогревает семью, дает возможность устроить самое уютное, теплое место для сна.

По диагонали от печи располагалась обрядовая зона - "красный угол". В "красный угол" приглашали сесть самых почетных гостей. Здесь находились иконы. В целом "красный угол" оформлялся по принципу пирамиды, высокого терема: ниже иконостаса стоял стол, еще ниже лавки расположенные по периметру пола.

В более просторной избе отдельно выделялась "белая горница", где была спальня хозяев.

Помимо стен жилища расписывались и домашняя утварь (посуда, шкафы, припечные доски и др.), а так же игрушки.

Филимоновская игрушка

Яркая веселая игрушка-свистулька, которую на забаву делали женщины в дерене Филимонова. В отличие от других глиняных игрушек имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой. Красные, зеленые, желтые полосы украшают эти игрушки. Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии штрихи разной толщены и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Роспись яркая звучная, узор пишут как бы в шутку. Игрушки так и светятся солнечным цветом.

Познавательная деятельность. Познакомить детей с филимоновской игрушкой, учить рассматривать глиняные игрушки, определять и называть цвет, элементы росписи (полоски, точки, елочки и т.п.).

Рисование. Рисование узора на полосе "Кайма". Учить составлять узор из линий одного цвета, узор на полосе "елочка". Роспись коня-свистульки.

Лепка. Выкладывание элементов узора из палочек (цветной пластилин).

Аппликация. Коврик для собачки. Учить наклеивать полоски двух цветов, чередуя их.

Физминутка. Русская подвижная игра "Овечки"

Дымковские игрушки.

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, а так же необычными по яркости узорами. По белому фону расписаны они цветными кружочками, кольцами, линиями. Сверкают позолотой. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором. Такой праздничности узора дымковские мастера добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый или желтый). Остается много незаполненного пространства белого цвета, по этому узор кажется легче, светлее, наряднее. Детям очень нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том как и где их делают.

Познавательная деятельность. Дымковские игрушки. Особенности цветового колорита.

Рисование. Ткань на юбку (узор из кругов двух цветов, расположенных вертикально, и точек). Ткань на платье (узор из полос и кругов между ними). Украсим перо райской птицы.

Лепка. Посуда для игрушек (глина) с последующей росписью.

Аппликация. Узор на чашке ( узор из кругов разных цветов).

Физминутка. Игра "Волшебные фигурки" ( на тему "Замри")

Гжель

Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью - называют "гжель", по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синей. Сами Гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России небо синее-синее. Вот мастера и перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса, белый снег. По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кис точку с краской.: То сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что кисть рисует становится синим и голубым.

Познавательная деятельность. Гжельская сказка.

Рисование. "Дворец для снегурочки"

Лепка. "Дед мороз и снегурочка" (соленое тесто)

Аппликация. "Чайный сервиз" (цветная бумага)

Физминутка. Танец "Гжель", "Русский сувенир" (муз. и сл. Э.Чуриловой)

Хохломская роспись

Родина Хохломы - Лесное Заволжье. Хохлома - это крупнейшее торговое село, откуда поставляли расписную деревянную посуду. Со временем сами изделия, расписанные в оригинальной технике, характерной лишь для этих мест, стали именовать Хохломой. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в иконописной технике золочения дерева. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходит к орнаменту иконописи, а другая к ремеслам Древней Руси. В каждой из этих линий по-своему проявились народные особенности понимания орнамента, профессионально сложившиеся приемы. Фон мастера окрашивали в один или два цвета, по-разному сочетая плоскости, окрашенные черной или красной красками или красной и зеленой. При окраске фона так же применялись коричневый и желтые краски. Однако "золотой" цвет всегда в ее рисунках преобладает. Разживка дается по наружным сторонам завитушек курдин тонкими размашистыми штришками. У цветов намечаются контуры лепестков, пятна объединяющие орнамент и фон.

Познавательная деятельность. Золотая хохлома.

Рисование. Травянистый орнамент. Орнамент "Ягодки и листочки". Роспись тарелки.

Лепка. коллективное панно "Ягодки" (цветной пластилин).

Аппликация. "Ягодка"

Физминутка Танец ложкари.

Урало-Сибирская роспись

Декоративная роспись Урала - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей целостности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома. В уральской росписи предпочитали холодные тона при окраски фона преобладали синие, голубые и зеленые цвета. В том случаи, когда цвет фона был теплым, холодные цвета мотивов сводили ощущение теплоты к минимуму. Разница между хохломской и Урало-Сибирской росписью только в том, что в Хохломе мазок одноцветный, а в Урало-Сибирской росписи - разноцветный. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалевок. Затем, взяв кисть, прорисовывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья.

Познавательная деятельность Сказы. Бажова,

Рисование "Волшебные узоры"

Аппликация "Сова" (цветная бумага, нитки)

Лепка "Древо жизни" (панно с элементами уральских узоров - цветной пластилин)

Физминутка Народная игра "Арина"

Башкирское народное жилище

Башкирская юрта

Шарообразная форма видимого мира нашла воплощение в круглом жилище - юрте (тримэ). Купол юрты с круглым отверстием соотносился с небосводом, а само отверстие ассоциировалось с солнцем - через него в жилище проникал свет. Стены означали воздух. Своеобразной дополнительной стеной являлась занавесь, делившая интерьер на мужскую и женскую половины. Очаг располагался в центре под отверстием в куполе. В мужской половине юрты, напротив входа ставили на подставке высокую гору разноцветных подушек, матрасов, узорных войлоков, перетянутой декоративно оформленной лентой (тартма). Тут же на полу стелили большой палас. Вдоль стен развешивались декоративно оформленные полотенца, красивая одежда, детали конского снаряжения, оружие. В этой половине принимали гостей. Разноцветные красочные предметы являлись не только признаком почетного места, особого отношения к гостям, но и обладали оберегающей функцией, т.к. цвет - по понятиям башкир, защищал человека от несчастья и приносил благополучие.

Правая половина юрты считалась женской, хозяйственной и менее почетной. Здесь располагались пищевые запасы и посуда.

Особо обращали внимание на орнамент, украшавший входную дверь юрты. Дверь - граница соединяющая, внутреннее пространство с окружающим миром. Войлок юрты белого или серого цвета украшали геометрическим и растительным орнаментом.(2)

Башкирская деревянная изба

Башкирские дома всегда располагались к улице короткой стороной. Именно такое положение позволило отделить кухню от улицы и приблизить ее к хозяйственным постройкам.

В избе важным местом стали низкие и просторные нары. Они выстраивались в противоположную сторону входу (как в юрте). Нары покрывались войлоком и паласами. Подушки, тюфяки, стеганные одеяла, как и в юрте складывались красивой, яркой стопкой. Занавесь (шаршау) огораживает, закрывает нары на ночь. Утром она сдвигается, увеличивая пространство интерьера.

Печь ставили в левом углу при входе на расстоянии 70- 80 см . от стен, так чтобы ее можно было обойти вокруг. Печь обозначала женскую половину. Вещи постоянно нужные в хозяйстве (посуда, лампа и пр.), размещались на выступах печи, в ее нишах. Рядом прибивалась полочка куда складывалась более хрупкая посуда. Отдельно прибивалась полчка для ложек. Вещи хранили в сундуках.

Другая половина - "чистая изба" - предназначалась для гостей. Это чистая. Всегда убранная, самая уютная половина дома. В ней жил хозяин дома. Детям сюда ходить не полагалось. В целом интерьер башкирского дома был довольно прост.

Башкирский орнамент

В формировании башкирского народа и его культуры решающую роль сыграли кочевые тюркские и отчасти монгольские скотоводческие племена. В состав башкир вошли так же более древние аборигены края - местные оседлые земледельческие финно-угорские племена. Отсюда и черта сходства башкирского искусства, с одной стороны, с искусством родственных тюркско-монгольских народов Сибири, средней и центральной Азии, с другой искусством финно-угорских народов Поволжья и Приуралья.

Особенностью колорита башкирского орнамента является активность фона, который играет важную роль в цветовом оформлении.

В целом красный фон считается излюбленным. Характерное изображение на красном фоне - сочетание - желтого, зеленого, а на черном - красного и желтого. Дадим характеристику основным цветам, применяемым в народном искусстве башкир.

Зеленый цвет мы встречаем в вариациях от светло-зеленого, до темно зеленого. Зеленый цвет - символ жизни, цвет весны, цвет пробуждения природы. Цвет зеленой травы, покрывающей степи, дающие корм скоту - основе жизни кочевников. У мусульман, вероисповедование, которого с 10-11 века придерживались башкиры, зеленый цвет так же является доминирующим.

Красный цвет - это знак огня. А огонь у древних башкир является основой жизни. Огонь уничтожал и одновременно давал жизнь, обогревая жилище и предоставляя возможность приготовить горячую пищу.

Желтый цвет - это символ тепла, солнца.

Черный цвет употреблялся реже. Черный цвет характеризует аскетизм, строгость, отрешенность от мирских радостей. Черный цвет - это и определенная параллель смерти. У башкир есть понятие "Кара йылан" - черная змея - синоним смерти. "Кара йозло кеше" - человек с черным лицом - человек с плохими намерениями.

Познавательная деятельность Легенды "О происхождении башкир", "Как возникла Луна и Уральские горы".

Рисование "Юрта" (тирмэ), "полотенце"

Аппликация "Узорная лента" (тартма), "Коврик для гостей" (тур юрфан)

Лепка "Сундук" выкладывание элементов орнамента из цветного пластилина

Физминутка Башкирская народная подвижная игра "Конное состязание"

Татарское народное жилище

Внешний вид домов татар походил на жилища русских. Но дом делился на 2-4 части. Для каждого женатого сына имелась своя комната, в ней устраивались нары, заменявшие мебель. Они устилались кошмами или коврами. В одном углу на нарах помещалась постель - перина, подушки, одеяло. Днем женщины, кроме старушек, находились в особой комнате, куда посторонним входить не дозволялось. В доме соблюдались уют, порядок, опрятность. Печи несколько раз в год белились, а потолки и стены красились.

Татарский орнамент

Татарскому орнаменту, так же как и русскому присуща мозаичность. Узоры состоят из растительных форм. Очень часто встречаются мотив сердечка, который уже напоминает цветок.

При использовании цвета мастера Татарии руководствуются принципами контрастного сочетания теплых и холодных, темных и светлых красок. Несмотря на многоцветие в орнаменте, изделия не создают впечатление пестроты благодаря продуманному подбору материалов. Наиболее распространенные цвета татарского орнамента: синий, голубой, зеленый, иногда красный и их оттенки.

Познавательная деятельность Татарская сказка "Три дочери", татарские пословицы

Рисование "Укрась ичиги" (ичиги - расшитые татарские сапожки)

Аппликация "Тюбетейка"

Физминутка Татарская народная игра "Терербай".

   
  Rambler's Top100