logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

«Применение игровых техник при обучении рисованию»

МАСТЕР - КЛАСС

Подготовила: Шевченко Ирина Николаевна, воспитатель МДОУ Детский сад общеразвивающего вида N18 п.Разумное Белгородской области Белгородского района»

Цель мастер – класса: Освоение и последующее активное применение психотерапевтических техник в практической деятельности педагога- воспитателя.

Скачать презентацию к мастер-классу.

Большие возможности для эстетического развития ребёнка заложены в детской изобразительной деятельности. Реализация этих возможностей во многом зависит от характера педагогического руководства данным видом деятельности, в частности, использования оптимальных методов и приемов обучения. В советской и зарубежной педагогике ведётся поиск эффективных методов художественного воспитания (Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Т.С. Комаровa и др., за рубежом - Б. Джефферсон, В. Лоуенфельд, М. Хамильтон и др.).
В связи с этим особое внимание следует обратить на применение игровых приёмов (техник), которые являются специфическими для обучения детей дошкольного возраста, так как соответствуют их возрастным особенностям. Мы полагаем, что применительно к руководству изобразительной деятельностью необходимость использования игровых приемов имеет особое основание, заключающееся в своеобразных связях игры и художественного творчества.
Близость игры и художественной деятельности как разновидностей творчества проявляется в общности ведущих психических процессов, лежащих в их основе (воображение, эмоции). Известно, что эти процессы наиболее легко возникают и развиваются в условиях игры. Это даёт основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью
Существование связей игры и художественного творчества позволяет предполагать, что игровые приёмы соответствуют не только возрастным особенностям детей, но и специфике детской изобразительной деятельности и потому способствуют оптимизации процесса руководства ею.
Система игровых приёмов обучения - это совокупность приёмов, характеризующихся едиными существенными признаками (наличием игровых действий, воображаемой ситуации, направленностью на решение дидактических задач), определенным образом классифицированных; и включенных в современную методику руководства детской изобразительной деятельностью.
Игровые приёмы оказывают влияние на эффективность обучения и развития детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью, формируют отношение детей к обучению, способствуют качественному освоению изобразительных учений и развитию творчества.

Воздействие игровых приёмов осуществляется: во-первых, путем

создания с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение изображения для каких-либо игровых персонажей. По своему характеру такие мотивы близки общественно направленным, присущим зрелой художественной деятельности и оказывающим наибольшее виляние на поиск выразительных средств создания образа и его качество.
В соответствии с содержанием предложенного мотива детские рисунки (аппликации) используются в игровом плане. Возникновение таких мотивов у детей обеспечивает понимание и принятие ими поставленной педагогом цели (создание рисунка), осознание предъявляемых требований к качеству и способам изображения, от выполнения которых зависит успешность игрового использования детских работ; вызывает активность при создании изображений, а затем их осмысленный и заинтересованный анализ.
Во-вторых, игровые приёмы могут создавать мотивы конкретных действий детей на занятиях по изобразительной деятельности (восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними.
Во всех случаях игровые приемы, влияя на мотивы изобразительной деятельности на занятиях, существенным образом перестраивают отношение детей к обучению: вызывают направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей – мыслительную, речевую, эмоциональную. Пробуждая воображение и эмоции, игровые приемы обучения активизируют способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, вызывают увлеченность, захваченность деятельностью – качества, характеризующие по мнению Н.А. Ветлугиной, наличие творческого начала в детской художественной деятельности и активизирующие волевые усилия при достижении творческой цели. Изменение отношения к обучению способствует лучшему освоению изобразительных умений, развитию творчества.
Н.П. Сакулина рассматривала игровые ситуации как одно из средств, позволяющих придать детской изобразительной деятельности художественно-творческий характер, и использовала их при обучении детей сюжетному рисованию. Она вскрыла при этом один из механизмов действия игровых приемов обучения: «оживление» образа, которое дает детям толчок для развития содержания рисунка, а педагогу – основу для руководства работой над выразительностью образа. В связи с этим игровые приемы применялись как одно из средств формирования образного начала (Т.Г. Казакова), самостоятельности (Н.Я. Шибанова) в изобразительной деятельности младших дошкольников.

Выделяются две группы игровых приёмов и их варианты.
1. Обыгрывание изображаемого предмета, игрушек, картин-панорам.
Эта игровая ситуация может состоять из имитационных или
внеобразных действий (загадывание-угадывание; прятание-поиск и т.п.). Содержание сюжетно-игровых ситуаций может быть основано на литературных сюжетах (инсценировки сказок, потешек и т.п), или впечатлениях от окружающей жизни (инсценировки жизненных сюжетов).
2. Обыгрывание изображения. В зависимости от характера обыгрываемого образа следует различать сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) образом и обыгрывание готового (законченного) образа.
Кроме того, занимаясь творчеством, ребёнок не задумывается о конечном результате, он поглощен процессом, который для него достаточно терапевтичен. Так, в процессе изодеятельности у детей актуализируются их переживания, они, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Происходит эмоциональная разрядка, и состояние ребёнка меняется. Он избавляется от плохого настроения, перестаёт бояться, проявляет свою агрессию безопасным способом – на бумаге.

Уважаемые коллеги я хотела бы более подробно познакомить вас с некоторыми игровыми техниками, используемыми при обучении рисованию.

Рисование с помощью клубка (автор Норма Лебен)
Эта техника является альтернативой рисованию. Дети со сниженной самооценкой из – за страха осуждения с большим трудом соглашаются рисовать. Рисование с помощью клубка не вызывает такого страха. Рисунок, создаваемый с помощью клубка, не может быть «плохим» или «хорошим» и приносит чувство удовлетворения любому ребёнок. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку.
Описание техники: Педагог имеет клубок ниток или (верёвки) цвета и толщины. Разматывая нить, показывает детям, образом, создавая на полу определённые фигуры, можно с её помощью « рисовать». Затем передаёт клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребёнок, создав свою часть изображения, передаёт клубок следующему. После того, как все дети «порисовали»,педагог обсуждает с ними то, что получилось. Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например:
*Можешь ли ты увидеть здесь какие – либо буквы?
*Какие фигуры ты здесь видишь?
* Можешь ли ты здесь разобрать какие – либо цифры?
* Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие – нибудь события?

После того как ответ первого ребёнка получит одобрение, другие быстро включаются в игру, и в группе формируется атмосфера взаимного доверия.
Показания и рекомендации к применению.

Описанная техника может быть использована в работе с
гиперактивными, легко отвлекающимися, импульсивными, агрессивными, а так же замкнутыми детьми как индивидуально, так и в группах.
А теперь предлагаю вам поучаствовать в коллективной работе при использовании игровой техники на занятии.
Техника: "Сказочная страна"
Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.
Принцип организации коллективной композиции: Свободное размещение на общей плоскости.
Цели:
1) Развивать чувство красоты и гармонии, чувство радости труд художника, дающему возможность в художественном творчестве все отношение к добру и злу, раскрыть связь конструкции, назначением постройки с образом жизни человека, развивать навыки декоративной работы.
2) Развивать творческую активность детей, художественные способности, способность развитию воображения.
3) Воспитывать интерес к сказкам, воспитание художественного вкуса, воспитание ответственности за свою работу на уроке. Воспитывать творческое отношение к заданию и интерес к формам совместной деятельности на занятиях изобразительного искусства.
Задачи: Построить сказочный город.
Рисунки сказочных героев, домики которых должны нарисовать дети.
Литературный ряд: Русские народные сказки, "Терем-теремок", "Муха Цокотуха", "Дюймовочка,"Снежная королева", "Красная шапочка"Кот в сапогах" и другие.
Музыкальный ряд: Как фон во время практической работы песня "Маленькая страна".
Методы обучения: Наглядный, метод развития образного мышления, объяснительно-иллюстративный.
Методы обучения:
словесные: рассказ, объяснение, беседа.
наглядные: демонстрация образцов.
практическая: самостоятельное выполнение.
Оборудование: краски акварельные; кисточки ; баночки для воды, клея;
клей ПВА; кисточки для клея; салфетки влажные, ножницы; мольберт.
Ход непосредственно организованной деятельности-игры
На переднем плане помещена большая тонированная бумага, на которой в центре нарисован терем.
В: Ребята! Что это?
Дети: Терем - теремок!
В: Терем - теремок, кто в тереме живёт?
Дети:
Я - мышка - норушка,
Я - лягушка - квакушка,
Я - комар - пискун,
Я - лисичка - сестричка,
Я - мишка - косолапый.
В: Ребята! А вы не ошибаетесь? Дело в том, что на этой поляне совсем недавно жили-поживали Золушка, Мальвина, баба Яга, Снежная королева и много, много других сказочных героев, но злая фея на зло всем нам стёрла сказочное государство (она ведь не может без подлости) и лишь этот чудо - теремок остался здесь. Может там злая фея живёт?
Дети: Нет! В таком красивом, резном домике не может жить злая фея. Её дом должен быть злым и тёмным.
В: Выходит по внешнему виду можно судить о назначении здания?
-А какие вы здания можете назвать?
Дети: Здание тюрьмы, например, я видел, оно большое, но какое - то придавленное, мне даже страшно было около него стоять. И я думаю, что в
такое здание даже Царевну Несмеяну не посадишь, хотя она и плачет весь день.
В: Да ребята! Вы правы. Каждое здание имеет своё назначение:
Дети: Например здание Дома Культуры вашего посёлка. Здание очень красивое , сказочное и в нём могут жить только волшебники.
В: А здание храма, на вопрос о церквях дети отвечали:
Дети: Церковь - она отличается красивыми куполами и крестом на самом верху и когда мы стоим рядом с этим зданием, то кажется , что так спокойно на душе.
В: Да ребята! Церковь - это величие, это молчание. Когда снизу смотришь на купола, кажется, что они уплывают в небо. Перед зданием церкви всегда хочется остановиться, постоять в молчании, подумать о близких
В : Ребята! А кто может жить в этом домике?( изображение мрачного дома)
Дети: Колдун, наверное. Дом или скорее покосившаяся избушка, все мрачно, таинственно.
В: В этом таинственном домике может жить, наверное, одинокий человек, а это жилище действительно напоминает избу колдуна.
В: Ребята! А ведь мы уже забыли о наших героях. Ведь злая фея оставила их без жилищ.
В:Что же сегодня мы будем рисовать?
Дети: Мы будем рисовать дома для сказочных героев.
В: А вот и наши герои. Кто там в слезах?
"Муха - цокотуха по полю пошла,
Муха - цокотуха денежку нашла.
Пошла муха на базар,И купила самовар.
Да вот беда, пока муха была на базаре, злая фея и оставила её без уютного домика. Кто поможет мухе - цокотухе?
В:А это что? (звучит музыка и песня "Золушка")
Дети: Это Золушка!
В: Первый угадавший и помогает Золушке. Зачитываются отрывки из сказок с описанием героев и дети сразу, отгадывая, приступают к работе.
После завершения - панно на доске. Дети самостоятельно размещают свои
работы на общей плоскости.
Анализ выполнения работ.
В: Ребята! Рассмотрите внимательно каждый домик и оцените достоинства и недостатки каждой работы. Все справились с заданием? Как вы считаете? Покажите, какие домики получились самыми красивыми и точно выражают характер героев сказок.
Рефлексия
Уважаемые слушатели!
Прошу вас ответить : «Где, по - вашему мнению можно применить эту технику и с какой целью?»
- На сколько по- вашему мнению она эффективна?
Итог обыденной работы-
Восторг волшебного полёта!
Всё это – дивное явленье-
Урок рождённый вдохновеньем.
Благодарю вас за сотрудничество.

 

   
  Rambler's Top100