logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

«Использование игровых психотерапевтических техник в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Подготовила: Шевченко Ирина Николаевна, воспитатель МДОУ Детский сад общеразвивающего вида N18 п.Разумное Белгородской области Белгородского района»

Раскрывая тему можно сказать, что главным средством в обучении и воспитании детей дошкольного возраста является – игра.
К великому таинству игры уже многие века пытаются приблизиться литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги.
Благодаря их трудам и исследованиям Организация объединённых Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Ребёнка, выходящего на «жизненную дорогу».
В латинском языке понятие «игра» - «paideid» - этимологически к понятию «воспитание», что и использует в своих рассуждениях древнегреческий философ Платон. По Платону, игра – это источник удовольствия.
И. Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «принято само по себе».
Русский педагог начала 20 века Н.В Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности и жизненной правды выражаются во всех играх ребёнка.
Так значит, игра и призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях.
Игра – прежде всего работа фантазии, «а в работе фантазии мы имеем настоящее эмоциональное мышление, которое надо противопоставить познавательному мышлению;
Психологически игра может быть определена не как деятельность, цель которой в ней самой, а как деятельность, служащая средством телесного и психического выражения чувства: тому изменению реальности, которое непременно имеет место при игре и благодаря которому объект игры представляет неразрывное сплетение реального и воображаемого. Без работы фантазии, без изменения объекта и нет игры.
Итак, игра – наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребёнка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.
В работе с детьми используются следующие игровые психотерапевтические техники:
Игровая терапия. Что же это за метод? И почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов работающих с детьми?
Всё дело в том, что игра для ребёнка - естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своём опыте. «Очевидно, что игрушки для детей – слова, а игра – речь».
Детям бывает иногда очень непросто поделиться со взрослыми, да и друг с другом, своими переживаниями и чувствами.
Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, могут прожить в игре,
выбрав определённый игровой материал, действуя с ним определённым образом, разыгрывая тем самым вновь проживая определённые ситуации.
Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребёнок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребёнка. Ещё в XVIII в. Жан-Жак Руссо очень верно подметил: чтобы узнать и понять ребёнка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребёнка естественная среда общения — это игровая деятельность.
Наблюдение за игрой ребёнка и участие в ней позволяет понять, как он познает мир. Для ребёнка игра — серьёзное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. В относительно безопасной ситуации игры, в состоянии раскованности ребёнок позволяет себе опробовать различные способы поведения.
Помимо этого, игра предоставляет в распоряжение ребёнка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребёнка гораздо больше того, что он способен выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать свои переживания. Игра для ребёнка — это также одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы

Игротерапия - это процесс совместного взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего.
Особенностью игротерапии является тесная связь с реальностью, бытом, истинными ценностями народа.
Цели:
- Предоставление ребёнку возможности раскрытия и развития потенциальных возможностей своего внутреннего мира;
- Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала
ребёнка, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основные задачи:
- оказание помощи детям ощутить свою способность справляться с изменчивостью окружающего мира и разочарованием, и, мобилизовав внутренние ресурсы;

- формирование адаптивных защитных механизмов в условиях потенциального пространства игровой терапии;
- развитие у ребёнка чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, принятие себя;-
создание возможностей для самовыражения, формирование умений и навыков практического владения средствами человеческого общения;
- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- повышение уровня самоконтроля своего эмоционального состояния;
- развитие памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи;
- помощь ребёнку в осознании своего реального Я, повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение тревожности, беспокойства и чувства вины.
Работа состоит в несколько этапов:
1-й этап — установление контакта — свободная игра ребёнка, его знакомство.
2-й этап — введение в игру ребёнка какой-либо ситуации. В процессе разыгрывания, ребёнок управляет игрой и тем самым сменяет пассивную роль на активную, деятельную роль;
3-й этап — продолжение свободной игры ребёнка, позволяющая ребёнку полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности.
Задача воспитателя - наблюдение за процессом игры ребёнка (Как играет, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организован его поведение? Каков основной сюжет игры?);
• анализ содержания игры (Проигрываются ли темы одиночества? агрессии? воспоминания? Много ли «несчастных случаев» происходит в ходе игры?);

• оценка навыков общения ребёнка (Чувствуется ли контакт с ребёнком,
пока он занят игрой? Оказывается ли ребёнок вовлеченным в игру или он не в состоянии во что-нибудь вовлечься?)

Сказочная игротерапия.
*Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребёнка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях.
* Сказкотерапия для детей основана на том, что ребёнок отождествляет себя с главным героем сказки, учится на его ошибках.
Сказкотерапия для детей часто проводится в сочетании с цветотерапией, игротерапией или музыкотерапией.
Рассказывание историй.
Задачи:
*Помочь ребёнку отработать травматические ситуации:
используются метафоры, не лобовые и не угрожающие.
*помочь понять роль семьи и окружающих в жизненных обстоятельствах;
*помочь ребёнку увидеть самого себя в этих ролях.
*Помочь ребёнку выразить и исследовать свои чувства — тревоги, страхи, вину и т. п.
*Помочь ребёнку в формировании творческих вариантов выхода из ситуации:
*подкреплять высвобождение творческой энергии.
*Помочь ребёнку принять различные решения ситуации и их последствия.

 

   
  Rambler's Top100