logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Опыт составления основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения с учетом Федеральных государственных требований.

На основе комплексной «Программы воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой».

Заведующий МБДОУ N33 «Колосок» Полушина И.С., г.Йошкар – Ола

Старший воспитатель МБДОУ N26 «Теремок» Зуева Е.В., г.Йошкар – Ола

Старший воспитатель МБДОУ N38 «Рябинушка» Еремина Е.Б., г.Йошкар – Ола

 

Наше поколение живет в новое время - время пересмотра сложившихся устоявшихся взглядов на систему дошкольного образования. В нем, новые требования к воспитанию и воспитателю, новые программы и технологии, дети и родители нового поколения.
23 ноября 2009 года утверждены приказом N655 Министерства образования и науки Российской Федерации Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые вводятся в действие со дня вступления в силу данного приказа. Данный документ определяет содержание первой из трех «Т», определенных согласно Федерального закона N309, вышедшего в декабре 2007 года. 2 декабря 2012 года вступили в силу «Требования к условиям реализации ООПДО», утвержденные приказом Министерством образования и науки Российской Федерации N 2151 от 20.07.2011 года (вторая «Т»). Третья «Т» - «Требования к результатам освоения ООПДО» для дошкольного образования заменены обязательным разделом ООПД «Планируемые результаты освоения детьми ООПДО», которые дают ориентир конечной цели образовательной деятельности. Но учитывают специфику дошкольного детства, что достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Хотелось бы отметить, что пункт 2.1. данных требований гласит, что «… ООПДО реализуется в образовательных учреждениях на основе примерных ООПДО, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе Федеральных требований». В настоящее время разрабатываются на основе Федеральных требований:

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

До ввода в действие этих двух программ практикам необходимо самостоятельно внести изменения в образовательный процесс. И главным образом, в документ с аналогичным названием - образовательная программа ДОУ, в котором представлена модель организации педагогического процесса, учитывающая вид дошкольного учреждения, приоритетные направления деятельности коллектива, особенности условий реализации выбранной программы и технологий в работе с детьми.
Образовательная программа, как любой другой документ начинается с титульного листа, в котором необходимо отразить (Полное наименование учреждения по Уставу; Утверждаю: заведующий МДОУ; Принято на заседании (педагогического совета), дата, N протокола; год).
Далее следует содержание (оглавление) ООПДО.
Программа состоит их двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Также ФГТ прописывает соотношение по объему между этими частями (80% и 20%).
1 часть обязательная начинается с пояснительной записки.
В начале пояснительной записки целесообразно отметить в соответствии с какими нормативно-правовыми документами она разрабатывалась
- возрастные и индивидуальные особенности контингента детей по каждой возрастной группе (н-р, возрастные, группы здоровья, эмоциональное, познавательное, речевое развитие).
- приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации ООПДО. Описать содержание образовательного процесса (программы), которое должно соответствовать лицензии на право ведения образовательной деятельности и Уставу дошкольного учреждения;
- цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации ООПДО должны быть тесно взаимосвязаны с направлениями деятельности, созвучны с Уставом ДОУ и Программой Развития. Прописываются цели и задачи организации педагогического процесса для детей, педагогов, родителей воспитанников. В методических рекомендациях «О разработке ООПДО» пишется, что приоритетность задач может изменяться и корректироваться в зависимости от итогов выполнения программы за прошедший учебный год, а также от потребностей родителей, социума, в котором работает ДОУ.
- особенности образовательного процесса. Здесь могут быть прописаны условия: национально-культурные, демографические, климатические и другие присущие ДОУ;
- принципы и подходы к формированию ООПДО - это то, на чем необходимо остановиться с особым вниманием. Согласно ФГТ Программа должна опираться на научные принципы построения.
Первый раздел обязательной части ООПДО «Организация режима пребывания детей в учреждении» целесообразно представить следующими блоками:

    • Гибкий режим деятельности.
    • Реализация образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности
    • Система физкультурно-оздоровительной работы.
    • Система закаливающих мероприятий.

Реализация образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать основной программе (н - р., «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 2009г.).

Образовательные области

Непосредственно образовательная деятельность

1 мл.
группа

2 мл.
группа

Средняя
группа

Старшая группа

Подгот. к школе группа

(2-3 г)

(3-4г)

(4-5л)

(5-6л)

(6-7л)

Количество часов в

мес

год

мес

год

мес

год

мес

год

мес

год

Обязательная часть

Познавательно-речевое направление

16

144

14

126

14

126

17

153

17

153

Образовательные области

Познание

- Ребенок и окружающий мир

3

27

4

36

4

36

3

27

3

27

- сенсорное развитие

1

9

- формирование элементарных математических представлений

4

36

4

36

4

36

8

72

- конструирование

4

36

2

18

2

18

2

18

2

18

Коммуникация

- развитие речи

4

36

2

18

2

18

4

36

2

18

- развитие речи и подготовка к обучению грамоте

2

18

Чтение художественной литературы

- художественная литература

4

36

2

18

2

18

4

36

4

36

Социально-личностное направление

1

9

1

9

Образовательные области

Безопасность

- Ребенок и окружающий мир

1

9

1

9

Художественно-эстетическое направление

16

144

18

162

18

162

22

198

22

198

Образовательные области

Музыка

-музыкальное

8

72

8

72

8

72

8

72

8

72

Художественное творчество

- рисование

4

36

4

36

4

36

8

72

8

72

- лепка

4

36

4

36

4

36

2

18

2

18

- аппликация

2

18

2

18

2

18

2

18

- ручной труд

2

18

2

18

Физическое направление

8

72

12

108

12

108

12

108

12

108

Образовательные области

Физическая культура, здоровье

- физкультурное

8

72

8+4

72+36

8+4

72+36

8+4

72+36

8+4

72+36

ИТОГО

40

360

44

396

44

396

51

459

51

459

 

В соответствии с ФГТ общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
- Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- Самостоятельную деятельность детей;
- Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Мы предлагаем взять за основу следующий вариант таблицы для определения соотношения режимных процессов в течение дня у детей от 2 до 7 лет.

Возраст
детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации занятий

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
(прием, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры (закаливание), прогулка, завтрак, обед, ужин)

Самостоятельная деятельность детей
(игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)

Сон

2-3 лет

20мин

5 (3.00)

2 часа

2,5-3

3-4 лет

30-45мин

5(3.00)

3 часа

2-2,5

4-5 лет

40-60 мин

4-30 (3-3.30)

3 часа

2

5-6 лет

1.15-1.30

4.30 (3-3.30)

2-3 часа

2

6-7 лет

1.30 – 2.00

4.30 (3-3.30)

2-3 часа

2

Второй раздел «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей».
Согласно пункта 2.3. ФГТ «Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям». Включаются материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей образовательной деятельности по областям: физическая культура; здоровье; безопасность; социализация; труд; познание; коммуникация; чтение художественной литературы; художественное творчество; музыка.
В описании каждой области обязательно указать:
- цели и задачи (прописаны в ФГТ и Программе «От рождения до школы»);
- программно-методическое обеспечение: основная (комплексная и коррекционная), парциальные программы, затем технологии и пособия. Важно, чтобы выбранные программы определяли содержание воспитательно-образовательной работы по всем образовательным областям.
- формы работы с детьми. Пункт 2.4 ФГТ предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. В ФГТ содержатся указания на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. Предлагаем схематично представить их следующим образом, на примере образовательной области «Художественное творчество»:

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные

  • Наблюдение
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
  • Игра
  • Игровое упражнение
  • Проблемная ситуация
  • Конструирование из песка
  • Лепка, рисование, аппликация
  • Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)
  • Создание коллекций
  • Непосредственно образовательная деятельность (рисование, аппликация, художественное конструирование, лепка)
  • Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр
  • Экспериментирование
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
  • Тематические досуги
  • Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций
  • Украшение личных предметов
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
  • Самостоятельная изобразительная деятельность
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды
  • Проектная деятельность
  • Экскурсии
  • Прогулки
  • Создание коллекций


Третий раздел «Содержание коррекционной работы»
В данном разделе можно отразить: коррекционно-речевую (логопедическая), коррекционно-оздоровительную, коррекционно-психологическую работу в зависимости от вида дошкольного учреждения. Предлагаем использовать следующую структуру:

  • Программно-методическое обеспечение коррекционно-логопедической работы
  • Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
  • Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе
  • Основные средства и способы организации коррекционно-логопедической работы воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями.

Четвертый раздел «Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы». Описание промежуточных результатов освоения образовательной программы должно раскрыть динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы по всем направлениям развития детей.
Итоговые результаты освоения детьми Программы должны описать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.
Пятый раздел «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО».
Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга должны исследоваться физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получения необходимых данных в оптимальные сроки.
Необходимо установить периодичность мониторинга, обеспечивающего возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, которые не приводят к переутомлению воспитанников и не нарушают ход образовательного процесса. Периодичность и содержание мониторинга должно соответствовать основной программе ДОУ.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения детьми образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.
Мониторинг включает в себя два компонента:

  • Мониторинг образовательного процесса (образовательные области)

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Группа детского сада: старшая

Дата проведения мониторинга:

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Имя, фамилия ребенка

Знает 2-3 стихотворения

Называет жанр произведения

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения

Называет любимого детского писателя

Итоговый результат

1.

2.

  • Мониторинг детского развития (интегративные качества)

МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Группа детского сада: старшая

Дата проведения мониторинга:

Уровень развития интегративных качеств

Имя, фамилия ребенка

Физическое развитие

Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

Способность управлять своим поведением и планировать действия

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Представления о себе, семье, обществе, мире, природе, государстве

Овладение предпосылками учебной деятельности

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Итоговый результат

1.

2.

МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Группа детского сада: старшая

Дата проведения мониторинга:

Любознательный, активный

Имя, фамилия ребенка

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии)

Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности: конструированию,изобразительной деятельности, игре.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности

Итоговый результат

1.

2.

2 часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:
- видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности;
- специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Первый раздел части формируемой участниками образовательного процесса «Региональный компонент» необходимо отразить в том же стиле, что и образовательные области (цели и задачи, программно-методическое обеспечение, формы работы).

Примерные формы работы с детьми

Разделы
(задачи, блоки)

Возраст

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Моя малая родина

Младший средний старший

Сюжетно-ролевая игра
Рассматривание
Наблюдение
Игра- эксперименти-рование
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающие игры
Экскурсии Ситуативный разговор
Рассказ

Сюжетно-ролевая игра
Рассматривание
Наблюдение
Игра-эксперименти-рование
Исследовательс-кая деятельность
Конструирова-
ние
Развивающие игры
Экскурсии

Сюжетно-ролевая игра
Рассматривание
Наблюдение
Игра-эксперименти-рование
Исследовательс-кая деятельность
Конструирова-ние
Развивающие игры

Индиви-дуальные беседы КонсультацииДомашние чтения

Творчество народа мари

Средний старший

Интегрирован-ная детская деятельность
Игра
Игровое упражнение
Проблемная ситуация

Наблюдения по ситуации
Рассматривание предметов искусства
Свободная художественная деятельность с участием взрослого
Индивидуальная работа с детьми
Художественный труд
Дидакт-ие игры
Художественный досуг
Выставка детских работ

Самостоятельная художественная деятельность
Игра
Проблемная ситуация

Выставки детских работ, консультации, семинары, мастер-классы

Животный и раститель-ный мир Республики Марий Эл

Средний старший

Наблюдения на прогулке
Труд на участке
Проблемные ситуации

Наблюдение, беседа
Проблемно-поисковые ситуации
Проектная деятельность
Экскурсии
Конкурсы, КВН

Игры с природным материалом, дидактические, развивающие
Интегрированная детская деятельность

Беседа
Чтение
Консультативные встречи
Семинары
Семинары-практикумы
Альбомы

Второй раздел «Содержание дополнительного бесплатного образования» рекомендуем добавить в содержание ООПДО, если в лицензии на право ведения образовательной деятельности, отражены дополнительные программы. Предлагаем использовать следующую структуру:

  • Цели и задачи
  • Программно-методическое обеспечение
  • Время проведения
  • Контингент детей

Третий раздел «Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольном учреждении» построить по структуре указанной в ФГТ:

  • Управление реализацией программы.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Формы сотрудничества с семьей.
  • Преемственность в работе ДОУ и школы.
  • Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

В содержание разделов Образовательной программы вносятся коррективы и изменения в том случае, если произошли изменения в образовательном процессе.
В заключение хочется сказать, что в настоящее время разработка основной общеобразовательной программы требует большого количества времени, душевных и умственных затрат, проработки большого количества нормативно-правовых документов. Поэтому относиться к ней необходимо очень серьезно и привлекать к ее составлению все категории педагогических работников.

Литература

  • Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учетом федеральных государственных требований. Рекомендации по написанию // Справочник старшего воспитателя. – 2010. -N9. - стр. 6.
  • Скоролупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании// Дошкольное воспитание. – 2010. -N5. - стр.40.
  • Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. -N8. - стр.6.
  • О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования с методическими рекомендациями //Дошкольное воспитание. - 2010. -N12. - стр.4.
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольное воспитание. – 2010. -N4. - стр. 4.

 

   
  Rambler's Top100