logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

«Профессиональная компетентность педагога в планировании работы с родителями по результатам – залог повышения качества воспитательно – образовательного процесса»

Автор: Ткачева Елена Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Центр – детский сад N 46» город  Краснодар.

Скачать презентацию.

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе.
Этот процесс отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Его цель: организация нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья.
Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать решению следующих задач: выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
В связи с этим актуален процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное введение его в новый социум.
Первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.
Второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что побуждает взрослых вступить с ребенком в общение. Известно, что традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные» и т. п.
 Основной задачей педагога является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).
Соответственно с решением данной задачи я выбрала и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.
 С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия  нашего дошкольного учреждения с семьей мною был использован  блок — контрольно-оценочный.
Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые  проводились в течение нескольких лет.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями использовала опросы, отзывы, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагога.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Специальное изучение показало, что работа с этой моделью позволяет структурировать деятельность на уровне отдельной группы детского сада.
Проанализировав мониторинг определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями  за последние три  года, я   на основе анализа,  использую разнообразные эффективные нетрадиционные и традиционные  формы взаимодействия с родителями,   суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

 А нетрадиционные формы– это:                   
Слайд - Информационно-аналитические

  • анкетирование,
  • опрос,
  • “почтовый ящик”;

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Наглядно-информационные

  • выпуск стенгазет,
  • паспорт здоровья,
  • открытые занятия для родителей,
  • родительский клуб,
  • мини-библиотека,
  • информационные стенды,
  • дни открытых дверей;

В нашем дошкольном учреждении уже несколько лет действует родительский клуб “В гостях у оранжевой коровы”. Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования).  Вот некоторые темы встреч -  “Волшебный мир театра”, ”Как сохранить здоровье”, “Взрослые глазами ребенка”, наша группа проводила совместное с родителями развлечение “Вкусные истории или ода о продуктах питания”. На заседаниях принимают участие дети, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме. С материалами работы клуба имеют возможность познакомиться и те, кто по той или иной причине не попал на встречу – в регулярно выпускаемой газете для любознательных родителей и заботливых педагогов: «Растем вместе». В газету кроме информации по теме заседания включены следующие постоянные рубрики: “Нам пишут родители”, “Гость”, “Говорят дети”.
 В  ежемесячно издаваемом журнале «Занимательное САДоводство» печатаются  те материалы, которые не были освещены на заседаниях, но заинтересовали родителей.
О жизни группы родители делятся своими впечатлениями  в  “Дневнике группы”. В “Дневнике” отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия.
В группе есть визитная карточка. Вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о детском дошкольном учреждении, педагогах, программах, организации учебного процесса из “визитки”. Мы делаем видеозаписи из жизни группы, и родители имеют возможность брать эти ролики домой для просмотра.
Оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах отдельных детей, конкурсах.
Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: “Никто не забыт, ничто не забыто”, “Что такое безопасность?”, “Наши будущие чемпионы ”, «Страницы книги «Наши таланты»»,                  « Персональные выставки творческих работ детей» и т.д.
 Родители посещают Сайт нашего учреждения, где они узнают последние новости, просматривают фотоальбомы и получают ответы на интересующие их вопросы, консультации, рекомендации воспитателей, специалистов и администрации.
Познавательные

  • практикумы,
  • нетрадиционные родительские собрания,
  • устные журналы,
  • экскурсии;

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается не традиционное  родительское собрание. Мы строим общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход требует более тщательной и длительной подготовки, но и результат ощутимее. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся и межсемейные конкурсы, запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Часто используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний у нас достаточно высок.
Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на экскурсиях. Ежегодно планируется несколько экскурсий. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. В течение последних лет, благодаря родителям, ребята посетили зоопарк МВД, станцию «Юннатов», и недавно побывали на выставке «Самураи».  Во всех экскурсиях нас сопровождали родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями помогает установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями. По итогам всегда издается альбом с фотографиями, по возможности делается видеозапись и эта информация размещается на сайте детского дошкольного учреждения. И родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.
Самая популярная и любимая как нами - воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с дошкольным учреждением именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.
 Все мамы были на посиделках ко «Дню матери» и активно участвовали в играх и конкурсах.  Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
 5 мая у нас  прошел праздник «С любовью к Вам» посвященный Дню Победы. На празднике были продемонстрированы и прокомментированы слайды о событиях Великой Отечественной войны. Ветераны рассказали детям про медали, о трудностях, тяготах и лишениях военной жизни.  Дети читали стихи, показывали сценки, танцевали, вместе с курсантами участвовали в играх. Затем была организована выставка детских поделок по данной теме.
Регулярно в группе проводятся разнообразные выставки детских и родительских    работ: по сезонам, к праздникам, экологические и другие.
 Ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Веселые старты”. Подобные мероприятия объединяют семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и дошкольным учреждением. По итогам таких праздников выпускаются альбомы с фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз. Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются призами и грамотами на утренниках, собраниях.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в дошкольном учреждении. Как правило, любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание познавательных плакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Родители с удовольствием создают портфолио своего ребенка, портфолио семьи и помогают в создании групповых портфолио. Вы можете посмотреть некоторые формы наших портфолио.
В планах – организовать  работу мини- библиотеки “Мамины книжки”. Книги для этой библиотеки будут создавать родители. И первую книгу мы хотим предложить  создать совместно родителям с нами – воспитателями. Книга будет называться “Звездная сказка” – в неё будут входить  рассказы родителей о своих детях.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Время показывает, что такие формы работы эффективны, способствуют налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и воспитателями группы, обеспечивают единство общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования.

 

   
  Rambler's Top100