logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Взаимодействие с семьёй по вопросам адаптации детей к дошкольному учреждению»

Современные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи.

Автор: Смирнова Наталья Дмитриевна, МДОУ Д/С N29, с. Дмитровский Погост, Шатурского района, Московской области.

Введение

Актуальность проблемы

Вопрос, отдавать или нет ребенка в дошкольное учреждение, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому, сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи.
Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ребенок-дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любая адаптация к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. У него появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищенности, брошенности.
Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые - педагоги, медицинская сестра, музыкальный руководитель. Сильное психотравмирующее влияние на маленького ребенка может оказать уровень шума в групповой комнате. На первых парах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения установленных правил поведения.
Период адаптации к дошкольному учреждению - трудный период для ребенка, его семьи, персонала группы. В поведении отдельных детей под влиянием тяжелых переживаний могут появиться черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивнее становится речь, временно разрушаются некоторые навыки (например, навыки личной опрятности). Случаются неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи и т.д. У одних детей ухудшается сон, у других снижается аппетит.
Родителям важно знать факторы, влияющие на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения. Прежде всего, возраст малыша: легче приспосабливаются к новым условиям дети 5-6 мес., а также - старшие дошкольники, сложнее это дается в возрасте от 10 мес. до 1 г. 6 мес. - 1 г. 7 мес. Трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, что усложнит уход за ним.
Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского «нельзя». Если у ребенка дома не тренируется способность тормозить свои желания, он с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду. Нелегко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного: домашнего воспитания сложились отрицательные привычки поведения, как-то: криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с укачиванием, соской, есть под чтение книги и др. Поэтому в первые дни нахождения ребенка в детском саду педагог старается «не замечать» то отрицательное, что успел усвоить ребенок.
Общая задача педагогов и семьи - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Следует отметить, что в большинстве случаев ни родители, ни профессиональные педагоги не отдают себе в полной мере отчета о том, насколько ответствен момент поступления ребенка в дошкольное учреждение, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающиеся в глаза, последствия он может иметь.
Важна позиция, которую займет семья в период подготовки ребенка к детскому саду. На формирование этой позиции должны повлиять заведующая детски садом, психолог, медицинский персонал и воспитатель группы, в которую ребенку предстоит ходить. Общими усилиями они должны выяснить, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольного учреждения, в связи, с чем они возникли. Дальнейшая тактика с родителями ребенка должна быть направлена на то, чтобы по возможности снять тревоги и волнения, убедить, что их ребенок будет в хороших руках, о нем проявит заботу весь коллектив, но главными людьми для него станут воспитатели.
Их знакомят с обстановкой групповой комнаты, с режимом дня, с содержанием и организацией питания, рассказывают о занятиях, развлечениях, играх, которые проводятся с детьми данного возраста. При этом педагогам важно демонстрировать родителям готовность разделить их заботу о ребенке, проявлять доброжелательность, приветливость, тактичность. Педагоги расспрашивают родителей о ребенке, его привычках, особенностях сна. При первом знакомстве с семьей все вопросы важны: как ребенка зовут дома, какие книги ему читают, в какие игры с ним играют, есть ли у него любимые игрушки, стихотворения, даже блюда. Родителей очень располагает, «подкупает» искренний интерес педагогов к ребенку.
Первые советы и рекомендации педагогов семье касаются необходимости приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, приема питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Медицинская сестра рассказывает родителям о меню дошкольного учреждения, об особенностях приготовления некоторых блюд. В домашних условиях целесообразно приготовить то или иное блюдо, чтобы приучить ребенка к его вкусу.
Совместно с родителями вырабатывается щадящий режим для ребенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении. В первые дни желательно приводить ребенка на несколько часов, завтраком кормить дома, чтобы новая пища и непривычные условия ее принятия не стали психотравмирующим фактором. Мама может остаться в групповой комнате, поиграть с ребенком, помочь собрать детей на прогулку. С прогулки ребенка уводят домой. С каждым днем время пребывания в детском саду следует увеличивать, доведя его до обеда. На второй-третьей неделе ребенок может остаться на дневной сон.
В первые недели пребывания в детском саду ребенок должен чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Словом, он должен сердцем понять педагога как временного заместителя мамы. Чем скорее малыш почувствует доверие к воспитателям, установит с ними контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с домом. Вежливое, приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
О предстоящем поступлении ребенка в детский сад родители говорят как о радостном событии, внушают ребенку, что ему будет хорошо там, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. Очень важно, чтобы в период адаптации ребенка к детскому саду родители были особенно внимательны к ребенку, относились к нему предельно бережно, ласково, стремились помочь ему пережить трудный момент в жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами».
Таким образом, выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

1. Изучение семей воспитанников
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому я уделяю этому аспекту особое внимание. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Сотрудничество педагога детского сада и родителей взаимовыгодно и жизненно необходимо. Установление таких взаимоотношений возможно только в случае обоюдного соблюдения партнерами интересов друг друга. В таком взаимодействии каждый из участников не просто «содействует развитию другого», но именно в этом находит условия для собственного профессионального и личностного роста.
Я считаю, что положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий воспитателя и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания. Для того чтобы спланировать работу по взаимодействию с семьей составляю «социальный паспорт» группы. Он включает: возраст родителей, состав семьи (полная, неполная, многодетная, приемная), образовательный уровень родителей, социально – экономическая ситуация в семье. Моя цель – вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, а участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении
Свою деятельность начинаю с предварительной работы с родителями, чьи дети поступают в детский сад, Целью этой работы является изучение семей воспитанников. Для этого проводились такие мероприятия, как родительские собрания, а также посещение семей на дому. При этом следует отметить, что дети приходят в детский сад с разной степенью подготовленности. Поэтому при проведении данных мероприятий распространяю памятки, отражающие рекомендации по организации жизни ребёнка, готовящегося поступать в ДОУ. Эти рекомендации касаются вопросов самообслуживания, организации режима дня, закаливании и др. Одновременно с этим провожу индивидуальные беседы и консультации, на которых обсуждаются все моменты и проблемные ситуации, с которыми дети могут столкнуться в детском саду.
2. Аннотирование статей журнала
«Дошкольное воспитание»
по вопросам адаптации детей к дошкольному учреждению
N 3, 2006г., «Улыбка малыша в период адаптации»
Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей – правильно подготовить ребёнка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задача воспитателей – легко адаптировать малышей.
N4, 2006г. «Улыбка малыша в период адаптации» (продолжение)
Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что проблема – одна из плохо решаемых. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого - педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков. Для этого необходимо усилить работу с персоналом в этом направлении: систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребёнка (Г.М. Лямина), этапы развития общения взрослого с ребёнком (С.Ю Мещерякова, Н.Н. Авдеева), практическое применение этих знаний в условиях адаптации (Н.Д. Ватутина).
N10, 2006г. «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению»
Все дети в период адаптации испытывают тревожность, связанную с общением со сверстниками, а также те или иные. Причём дошкольники, имеющие наибольшее количество страхов (умственно отсталые и глухие дети), показывают наиболее низкий уровень адаптации. Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Необходимо организовать знакомство детей друг с другом и с сотрудниками детского сада. В первый день желательно, чтобы детей и их родителей встречали оба воспитателя. В этот же день с целью ознакомления можно провести экскурсию по детскому саду. Важно, чтобы взрослые доброжелательно относились к детям, говорили им как можно больше добрых слов, делали комплименты, показывали, как любят и ждут малышей в детском саду.
N5, 2009г. «В детский сад – без слёз!» (Работа адаптационной группы).
Дети приходят в детский сад по-разному: одни, внимательно рассмотрев всё, что есть в группе, начинают играть; другие делают это с меньшей уверенностью, подолгу оставаясь зрителями, наблюдающими за происходящим; а третьи бояться расстаться с мамой, отклоняют все предложения воспитателя, много и громко плачут. Причины разные: у ребёнка нет опыта общения со взрослыми и сверстниками, в семье отсутствует режим дня, культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания не сформированы, особенно страдают те дети, опыт общения которых ограничен рамками семьи.
N2, 2010г. «К вопросам о психической адаптации детей дошкольного возраста»
Данная статья посвящена проблемам адаптации детей дошкольного возраста. В ней приведены результаты эмпирического исследования, которое отражает особенности адаптации, связанные с половозрастными и социальными различиями в группе детей.
3. Перечень мероприятий
Проводились такие родительские собрания «Давайте познакомимся», «Ребёнок на втором году жизни», «Хочу и могу», «Устное народное творчество и малыши». Представлены были такие памятки для родителей «Ребёнок поступает в детский сад», «Психологические особенности детей раннего возраста». Папка консультация для родителей «Всё о здоровье детей». Даются рекомендации, как наиболее оптимально провести ребёнка через период адаптации (например, рекомендую играть дома в «детский сад» и другие).
По предварительной договорённости, в удобное для родителей время, детей (не более двух человек в один день) приглашаю в групповую комнату. В течение двух часов я даю им осмотреться, поиграть пообщаться со сверстниками. Пока дети играют, родители заполняют анкеты. В течение дня родители могут пронаблюдать за детьми в группе, увидеть, какие навыки самообслуживания есть у детей. Родители замечают разницу в семейном и общественном воспитании и могут учесть это при воспитании своего ребёнка.
Родители не только наблюдают, но и перенимают приёмы и методы, которые пользуется воспитатель и учесть это при воспитании своего ребёнка.
Я обращаю внимание родителей на подбор игрушек, необходимых для данного возраста, принцип их расположения в группе, на обучения детей предметным действиям.
В целях активизации воспитательных возможностей родителей я использую разнообразные формы взаимодействия. Оно выстраивается в двух направлениях:
1. Просвещение родителей (консультации, беседы, круглые столы, дискуссии).
Это дискуссионные встречи, на которых обсуждаются различные ситуации развития ребёнка. Родительские собрания проводятся по мере необходимости (не менее 1 раза в квартал) в удобный для родителей день и час в различных формах: «круглый стол», деловая игра, дискуссионный клуб. При организации собрания я лишь направляю диалог, а не лидирую в нём, предоставляю каждому участнику возможность высказаться, сформулировать свою точку зрения, обобщить.
Во время встречи с родителями ставлю ряд задач:
- В индивидуальных беседах выясняю условия жизни ребёнка дома, получаю сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи; предлагаю заполнить анкеты.
-Знакомлю с программой воспитания и обучения, по которой работает детский сад; при этом стараюсь помочь родителям осознать важность обучения и развития ребёнка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников.
-Знакомлю родителей с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми.
- Рассказываю о режиме дня и занятиях, ритме сна, активного бодрствования, прогулок. Уточняю пожелания родителей по вопросам питания ребёнка, формирования навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков т.д.
В индивидуальной работе использую папки передвижки. Например «Конвенция о правах ребенка». Почему именно эта тема, да потому что не секрет, что родители не знают прав своего ребенка и как неприятно об этом говорить встречается жестокое обращение с ребенком. «Подготовка руки к письму» - где были вывешены рекомендации и различные росчерки.
В родительском уголке особенный интерес вызывает у родителей рубрика «Герой дня». В ней, например, помещаю такую информацию:
- Толик сегодня внимательно слушал рассказ Насти.
- Гена был вежлив.
2. Совместная деятельность в системе «родитель – ребёнок – педагог».
Совместная деятельность и деятельностное общение ребёнка с взрослым, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах друг с другом – это среда, в которой возникают и развиваются личность ребёнка и личность взрослого как воспитателя.
Наиболее открыто и положительно педагогическая работа в детском саду может быть оценена родителями по качеству проводимых досугов и праздников. Мной продуманы подходы к вопросу участия в этих мероприятиях родителей. Семьи воспитанников принимают активное участие в традиционных детских праздниках (дни рождения детей, Нового года). День открытых дверей я провожу в форме празднично организованного «Дня знакомства» с участием родителей, с играми и чаепитием. В этот день детей и их родителей встречаю не только я, но и помощник воспитателя. Мы знакомим детей и их родителей с группой (показываем шкафчики, игрушки, кроватки), проводим игры, направленные на знакомство детей между собой и родителями. В этих играх участвуют, дети родители и воспитатель. Это игры: «Лови – лови», «Давайте познакомимся!», «Раздувайся пузырь» и др. Праздник завершается чаепитием. Данное мероприятие позволяет мне положительно настроить детей на посещение детского сада, познакомить родителей между собой, что в дальнейшем упрощает мою работу с ними (например, организуя групповой праздник) и способствует установлению доверительных отношений родителей и воспитателя. Совместно с психологом детского сада проводим «Семинары – тренинги».
В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретало особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.
При общении с семьями воспитанников мною учитывались типы семейных отношений. Я стремилась сделать родителей своими союзниками в вопросах адаптации.
Основными формами работы детского сада и семьи мною были выбраны:
- консультации;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- беседы;
- выставки;
- посещение на дому;
- папки передвижки.
Собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада» проводилось в нетрадиционной форме. Мною был представлен видеоматериал, в котором продемонстрированы режимные моменты в течение всего дня. В заключении собрания проводилось анкетирование. Для родителей были разработаны памятки и рекомендации. Показателями окончания адаптационного периода являлись: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени; спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. Последний завершающий этап - этап анализа и выводов, на котором происходит обработка всех данных.
4. Сценарий нетрадиционной формы сотрудничества
Семинар-тренинг
«Путешествие в дошкольное детство»
Цель: способствовать установлению сотрудничества между дошкольным учреждением и семьей, обогащению педагогических знаний родителей, их опыта развивающего взаимодействия с детьми.
Задачи:
· познакомить родителей детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, с организацией воспитательно-образовательного процесса и условиями пребывания детей в дошкольном центре;
· содействовать повышению компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, оптимизации процесса адаптации;
· создать условия для развития чувства единения, тактильного и эмоционального контакта в детско-родительских парах.
Подготовительная работа: разработка рекомендаций для родителей, оформление наглядного и подготовка раздаточного материала, организация условий для проведения мероприятия.
Участники мероприятия: старший воспитатель, педагог-психолог, родители, дети.
I. Приветствие, вступление
Упражнение на знакомство «Ласковое имя»
Мы очень рады видеть и приветствовать всех Вас. Прекрасно, что Вы нашли возможность прийти на эту встречу. Давайте с вами познакомимся. Мы предлагаем родителям представиться самим и представить своего ребенка, а также назвать несколько ласковых форм его имени (каждый из родителей представляется и высказывается о своем ребенке).
Вступительное слово
На сегодняшнем занятии мы хотим познакомить вас с нашим дошкольным учреждением, рассказать о том, как протекают будни в детском саду. С этой целью мы предложим вашему вниманию презентацию о содержании деятельности нашего дошкольного учреждения, затем состоится экскурсия по саду. После этого мы обсудим с вами вопросы, касающиеся подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, периода адаптации, поговорим о роли общения и эмоционального контакта между родителями и детьми в этот важный период. Также планируем предложить упражнения, направленные на развитие чувства доверия, единения между взрослым и ребенком для выполнения в детско-родительских парах.
II. Презентация МДОУ Д/с N29
III. Экскурсия по дошкольному учреждению.
IV. Мозговой штурм.
Скоро вашему ребенку придется пойти в детский садик. Но вот вопрос - как он отнесется к тому, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем и еще десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на ее внимание? Это ответственный и волнующий период, как для родителей, так и для детишек. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Другими словами, каждый ребенок привыкает по-своему. Ваша эмоциональная поддержка будет очень необходима малышу в период адаптации к дошкольному учреждению.
Вопрос: Как Вы думаете, что испытывает, чувствует, думает, переживает ребенок в первые дни посещения детского сада?(ответы родителей фиксируются на большом листе, а затем анализируются и обобщаются ведущим).
V. Теоретическая часть « Адаптация ребенка к детскому саду».
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемной адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно лишь видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит вас в смятение.
Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша. Значит, адаптация бывает легкой и тяжелой. Но ведь это - крайности, а крайности соединяет промежуточный вариант. Но об этом позже. А пока... Пока вы просто видите и наблюдаете у малыша проявление его протеста в виде разных невротических реакций, говорящих о довольно сильном психоэмоциональном напряжении, которое испытывает он. Причем это напряжение в разгаре, и вы видите, как проявляется оно, главным образом, на психоэмоциональном уровне у вашего ребенка.
Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, мы специально разработали и уточнили целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.
1. Отрицательные эмоции. Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить... И вдруг, вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая "белку в колесе". Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен.
И так по нескольку раз в день. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.
В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
2. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой... Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.
3. Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. Поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры.
4. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно впервые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
5. Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам, выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако впервые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". На смену этой "гордой бесконтактности" приходит "компромиссная контактность", означающая то, что ваш ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми.
Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру... пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Как только ваш малыш сумеет, наконец, наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребенка.
1. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой.
Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ваш "почемучка" словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется, или, в конце концов, вы все-таки "разбудите" его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
2. Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
3. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.
9. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.
10. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизоре, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
11. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку.
Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.
Итак, по-видимому, вы уже, наверно, поняли, что адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его.
Давайте все-таки еще раз уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.
В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина "М".
Конечно же, малыш ваш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что было у него, вернее, есть и будет. И вдруг, вдруг... мама предала его. Взяла и "обменяла" на работу и этим "перекрыла кислород". И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант, напоминающий собою перешеек, соединяющий обычно "северный" и "южный" полюс адаптации ребенка. В подобных случаях мы говорим о средней тяжести течения периода различных адаптационных изменений в детском организме. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.
Итак, теперь вы, видимо, имеете уже хотя бы самое малейшее, но представление о том, что происходит с вашим малышом во время адаптации к детсаду. Теперь вы знаете, что ваш малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать вам назло. Все то, что видите вы, - это всего-навсего издержки адаптации, ее "цена" и "плата" для ребенка. От вас зависит, чтобы эта "плата" была минимальной.
Мы предлагаем Вам рекомендации по оптимизации периода адаптации ребенка к дошкольному учреждению (приложение 1).
VI. Упражнение «Зонтики».
Детям предлагается собрать в подарок для мамы букет из осенних листочков (бумажных), которые рассыпаны по ковру. Затем мамам предлагаются зонтики, под которыми они должны спрятаться вместе со своими детишками от осеннего дождя (чем ближе мама и ребенок находятся друг к другу, тем меньше попадут на них капельки дождя). В тот момент, когда родители и дети прячутся под зонтами, ведущий поливает на них из лейки (упражнение сопровождается музыкой).
VII. Совместное рисование «Ладошки»
Участникам предлагают в завершении занятия оставить свой след – разноцветные ладошки на листе бумаги (упражнение сопровождается музыкой).
VIII. Прощание.
Как родителям надо готовить ребенка к поступлению в детский сад.
· Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами.
· Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе - подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им - ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.
· Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
· Заранее познакомьтесь с воспитателем группы, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для него.
· Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился непрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша. Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был хорошим детский сад, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью
· Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
· Отправляйте в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
· Не отдавайте ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
· Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка дома.
· Повысьте роль закаливающих мероприятий.
· Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
· Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
· Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
· Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
· Планируйте свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день
· Все время объясняйте ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад.
· С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. Приводите ребенка в детский садик как в первый раз, так и всегда надо к 8 часам утра или раньше. Первые два дня забирайте малыша лучше с утренней прогулки. В следующие два дня – после обеда, не оставляя на дневной сон. Пятый- десятый день пусть ваш малыш проведет дома, так как велика вероятность заболеть. В этот период идет активное приспособление организма ребенка к новым для него типам бактерий, к которым надо привыкнуть. Лучше это делать в домашних условиях. Возобновлять посещение детского сада надо в той же последовательности, что и в первый раз (забирать 2 дня с прогулки, 2 дня после обеда, без дневного сна в группе). В тоже время надо учитывать, что период «укороченного дня» нельзя затягивать, иначе ваш малыш может решить, что спать он всегда будет дома, а не в детском саду.
· Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть его отводит в детский сад отец.
· Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
· Некоторые дети в первые дни очень устают от новых впечатлений, новых друзей, деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
o Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей, ориентируя игру на положительные результаты.
o Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он стал таким большим.
o Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
o Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
o Не кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
o Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
o Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.
Анкеты
Анкета для родителей
Мы рады видеть вас и Вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.
Нам было бы интересно получить Ваши ответы на следующие вопросы.
1. Сведения о родителях:
· Ф.И.О. мамы………………………………………….………………………………….
Образование, место работы, должность, рабочий телефон………………………...………………………………………………………..
· Ф.И.О. папы……………………………………………………………………………..
Образование, место работы, должность, рабочий телефон……………………..
2. Состав семьи………………………………….…………………………………..
3. Домашний адрес, телефон…………………………………………………………………………………...
4. Сведения о ребенке:
· Фамилия, имя……………………………………………………………………………
· Дата рождения…………………….……………………………………………………
· Какое имя предпочитает (любимое имя)………….………………………………
· Легко ли рассмешить ребенка?.....………………………………………………….
· Испытывает ли ребенок трудности в общении:
- с детьми……...…………………………………………………………………………...
- с взрослыми……..………………………………………………………………
· Любимая игра (игрушка)……………………………………………………………..
· Любимая пища………………………………….………………………………………
· Как ребенок просыпается утром:
- активен, в хорошем настроении…….………………………………………….
- с капризами, лучше чувствует себя к 11-12 часам….………………………..
· В играх с детьми:
- активен, лидер…….…………………………………………………………………….
- легко присоединяется к играющим детям…….…………………………………..
- испытывает трудности……….………………………………………………………..
· Любимое занятие, интересы:………………………………………………………………………………….
-лепка, рисование, конструирование
- подвижные игры, физическая активность
- книги, познавательные игры.
Спасибо!
Дорогие родители!
Просим Вас заполнить нашу анкету.
1. Ребёнок:
Фамилия, имя____________________________________
дата рождения___________________________________
2. Мать:
фамилия, имя, отчество______________________
год рождения_______________________________________________________
образование, специальность_____________________________________
место работы, тел.___________________________________________
2. Отец:
фамилия, имя, отчество__________________________
год рождения___________________________________________________________
образование, специальность______________________
место работы, тел._____________________________________________
4.Состав семьи/кто постоянно живёт с ребёнком/___ __________
5.Домашний адрес, тел.________________
6.Ребёнка, кроме родителей, могут забирать:__________________
7.Какие заболевания перенёс ребёнок, имеются ли у него хронические заболевания?______________________________
8.Существуют ли ограничения в пищевом, температурном режиме и пр. для Вашего ребёнка?___________________________________________________________________
Спасибо!
Уважаемые родители!
Просим Вас заполнить нашу анкету.
1. Как Вы оцениваете деятельность детского сада в целом по организации взаимодействия с семьёй?
….
2. Как Вы оцениваете деятельность воспитателей Вашей группы по организации взаимодействия детского сада с семьёй?
……
3. По каким вопросам Вы обращаетесь к воспитателям?
.
4. По каким вопросам воспитатели обращаются к Вам?

5. Какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателей?
…. …
Спасибо!
Ожидаемые результаты
В результате взаимодействия ожидается:
Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка.
· Повышение авторитета педагогов.
· Повышение уровня доверия родителей к детскому саду.
· Сформированные в детском саду традиции, которые способствуют осознанию родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса ДОУ, дальнейшему повышению родительской компетентности, вовлеченности каждого родителя в процесс воспитания и развития своего ребенка, пониманию своей значимости в эмоциональном развитии ребенка, формировании его здоровья.
· Повышение рейтинга ДОУ.
План мероприятий данного проекта корректируется в зависимости от полученных результатов и вносится в план учреждения на следующий год. Полученный опыт обобщается.
Практическая значимость результатов
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям:
· Дети (наиболее безболезненная адаптация детей при поступлении в детский сад). Критерии оценки - повышение физической активности у детей и сохранение их эмоционального здоровья
· Родители (увеличение числа семей, заинтересованных в посещении мероприятий и родительских собраний в детском саду, повышение педагогической культуры). Критерии оценки – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
· Педагоги (проведение семинаров, открытых занятий и собраний для родителей и педагогов). Критерии оценки – разработка технологии во взаимодействии ДОУ и семьи.
По окончанию проекта будет проведено:
1. Анкетирование детей, родителей и педагогов по оценке эффективности проекта в целом;
2. Анализ анкет и отзывов;
3. Предполагается обобщение материалов в виде фото-, видеоматериалов;
Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнёрские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.

 

   
  Rambler's Top100