logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

«Труд дошкольника в семье»

Автор: Попова Светлана Семёновна, МБДОУ детский сад N 72 «Акварель», г. Старый Оскол.

В настоящее время основная часть наших воспитанников живет в благоустроенных квартирах, где, к сожалению, все меньше места отводится для свободных или творческих занятий детей, в том числе и для труда. Родители стараются удобно и красиво разместить мебель, учитывая в основном свои заботы и потребности. И в то же время мало внимания уделяют игрушкам, предметам детского быта. А именно они помогают ребенку постигать азы жизни, труда – в начале в совместной игровой и трудовой деятельности с родителями, затем – самостоятельно.
От совместного труда ребенка и взрослого (уборка постели, игрушек, починка предметов домашнего обихода, уход за животными, птицами и растениями) до появления сознательно самостоятельной трудовой деятельности проходит много времени. В этот период родители не должны упустить момент для создания условий, которые бы способствовали развитию у ребенка желания выполнять ту или иную работу самостоятельно. Не последнюю роль играют трудовые поручения детям. Взрослый должен не только предложить ребенку поручение, но и обязан научить его наиболее рациональным и экономичным способам выполнения работы.
Родители должны найти возможность показать конкретные примеры достойного отношения к домашней работе, качественного и красивого ее выполнения. Преподнести это таким образом, чтобы детям захотелось быть похожими на родителей, выполняющих работу добросовестно и красиво.
Дети дошкольного возраста любят делать домашнюю работу со взрослыми. Однако мы, взрослые, имея тенденцию спешить, нередко стараемся все сделать сами, оградив их от участия в домашних делах. Иногда приходится слышать:
-- С моим пострелом ничего дома нельзя сделать: я стираю – он к ванне, я полы мыть – он тут как тут.
-- А мне чтобы убрать квартиру, приходится отправлять детей к соседям. Иначе они вмиг из пылесоса сделают паровоз или вентилятор.
К сожалению, редко приходится слышать другие диалоги:
-- Вы знаете, нашему Мише 6 лет, а он уже так чайник вычистит, что позавидуешь. Даже не знаю, где мог научиться.
-- Ну, вы что! Не скромничайте, ему есть, у кого поучиться. Когда к вам в квартиру зайдешь, всегда чисто, уютно, и Миша делом занят.
Или:
-- Какие у вас в этом году на балконе выросли большие помидоры, просто гиганты!
-- Это наша Зиночка их вырастила. Весной мы посадили пять кустиков, ровно столько, сколько ей лет.
Как-то, зайдя к своим соседям, я увидела, что четырехлетняя Наташа моет посуду после ужина не только за собой, но и за родителями. Мать напомнила дочке, что сначала надо убрать с посуды остатки пищи и положить их в коробку для пищевых отходов и только после этого погружать тарелки в таз с водой и мыть их тряпкой. Затем она, отрегулировала поток горячей воды в кране, напомнив, что чистую посуду надо промыть в проточной воде, похвалила дочку за работу. Трудовые поручения, предлагаемые родителями детям, постепенно должны перерасти в обязанности, навыки, привычки и легко выполнятся.
Дети, особенно девочки, любят ухаживать за комнатными растениями. Родителям надо научить детей выполнять эту работу.

Для того чтобы поддерживать интерес детей к растениям, за которыми они ухаживают, можно использовать задания в виде игры: найди листок, похожий на форму яйца, кисти рук, сердца; найти цветок, похожий на метелку, корзиночку, парашутик; найти растение, похожее на травку, дерево и т.д. Можно предложить и задания типа: понаблюдай и зарисуй или расскажи, как появился первый листок, цветок, бутон и т.п. В свободное время можно заняться чтением книг и рассматриванием картинок о растениях, придумыванием и загадыванием загадок, заучиванием стихов на данную тему.
Детям нравится сочинять загадки о растениях. Вот некоторые из них, которые придумали сами ребята: «Восемь деток – я одна – все похожи на меня» (хлорофитум), «Вот толстый и пузатый, весь колючий полосатый» (кактус), «Листочки ворсистые, прожилки серебристые» (камнеломка).
Труд дошкольника должен быть не только эффективным и производительным, но и приносить моральное удовлетворение, вызывать эстетические чувства. Трудовые поручения должны давать ребенку радость, иначе они будут им восприниматься как обуза. Каждому родителю надо помнить, что перед началом работы у детей должна быть перспектива радости, «установка» на красоту: не только кто больше сделает, но и кто лучше выполнит задание, а затем приведет в порядок рабочее место.

   
  Rambler's Top100