logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Особенности организации мини-музея в детском саду

Автор: Дудина Ольга Викторовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад N 6» г. Перми.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?
Для начала наш детский сад решил создать собственный «мини- музей». Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Приоритетной для детского сада музея решается проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя, т.е., ребёнка.

Что такое «Мини- музей»

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его «мини-музей».
Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп пополняют их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Размещение мини-музея. В нашем детском саду есть просторное помещение - холл на втором этаже, в котором и расположен мини-музей. Мини-музей дает возможность посещать его в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозиции могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.
Мини-музей даёт стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплены к стенам, стоят на полу, а так же используются ширмы, стенды.
Именно эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания детей.

Тематика экспозиций мини- музея в МАДОУ «Детский сад N 6»

Экспозиция «В гостях у сказки»
Содержание и экспонаты. Наглядность в виде сказочного дуба. В центре композиции находятся экспонаты герои сказок, а так же вещи из разных сказок, волшебные вещи – скатерть – самобранка, ковер-самолет, сапоги- скороходы, тарелочка с яблочком, шапка-невидимка, волшебная палочка, горшочек каши, тыква и т.д. Роль хранительницы кукла – Золушка, Старуха у разбитого корыта, старик у моря с золотой рыбкой. Экспонаты располагаются на столе, полочках, прикрепляются к стенам.
Цель создания: Знакомство детей с фольклором, развитие речи, воображения, фантазии.
Темы экскурсии: Литературная викторина «У лукоморья дуб зелёный», «Путешествие по сказкам», «Оле-Лукойе».

Экспозиция «Книга и её история»
Содержание и экспонаты. Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести, словари, энциклопедии. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания.
Цели и задачи. Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.
Темы экскурсий: «Старинные книги», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», и другие.

Экспозиция « Город мастеров»
Содержание и экспонаты. Музей оформлен в виде необычного сказочного города. С помощью красок на стене созданы фон города, радуга, облака. Освещает его веселое солнышко (объемная фигура из ткани). Нижняя часть мини-музея ограничена узкой резной полочкой, на которой также размещен ряд экспонатов. Название мини-музея отражает мастеровитость «обитателей» города и происхождение экспонатов. Управляют городом сапожник, пекарь и парикмахер, живущие в уютных домиках.
Цели и задачи. Знакомство с профессиями, развитие воображения, речи, творчества детей и родителей.
Как используется. Во время экскурсий дошкольники составляют рассказы, особенностях профессий сапожника, пекаря, парикмахера и других обитателей.
Темы экскурсий: «Что такое город», «Что умеют мастера», «Город сказочный и настоящий» — и другие.

Таким образом, работа нашего музея в настоящее время фактически идет по следующим направлениям:
– музей – детский сад (изучение на базе музея тем и разделов, указанных в образовательном стандарте, знакомство с музейной культурой);
– музей – педагог МДОУ (создание дополнительных условий для повышения квалификации воспитателей МДОУ);
– музей – родитель (создание дополнительных условий для активизации взаимодействия МДОУ и семьи);
– музей – музейные уголки (совместная работа над реализацией проектов и программ).

Ежегодно 18 мая во всем мире отмечается День музеев. Мы предлагаем отмечать в это же время в дошкольных учреждениях День мини-музея.
Список литературы

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
  2. Комарова Т.С. Зацепина М.Б. Художественная культура: Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. М., 2003.
  3. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Панкратова Т.Н. Окружающий мир и музей. М., 2001.
  5. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду - М.: Линка - Пресс, 2008.

Приложение

План работы музея «Из далёкой дорогой глубинки» на 2010 – 2011 учебный год

Дата

Мероприятие

Ответственные

Оформление экспозиции музея «В гостях у сказки»

1 сентября
-
1 октября

Оформление музея. Подбор экспонатов, создание исторических лент. Краткая характеристика экспонатов музея. Разработка конспектов занятий на средний и на старший дошкольный возраст. Предоставление конспектов в методический кабинет.

Воспитатели групп N 1, 2, 6,
Дудина О.В.

1 октября
-
25 ноября

Поддержание порядка в музее.
Проведение занятий в музее.
Заполнение книги отзывов о работе музея.

Воспитатели групп N 1, 2, 6.
Воспитатели групп N 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, Дудина О.В.
Сотрудники детского сада.

25 ноября
-
30 ноября

Закрытие музея по данной теме.

Воспитатели групп N 1, 2, 6,
Дудина О.В.

Оформление экспозиции музея «Книга и её история»

1 декабря
-
31 декабря

Оформление музея. Подбор экспонатов, создание исторических лент. Краткая характеристика экспонатов музея. Разработка конспектов занятий на средний и на старший дошкольный возраст. Предоставление конспектов в методический кабинет.

Воспитатели групп
N 5, 8, 11,
Дудина О.В.

11 января
-
25 февраля

Поддержание порядка в музее.
Проведение занятий в музее.
Заполнение книги отзывов о работе музея.

Воспитатели групп N 5, 8, 11.
Воспитатели групп N 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, Дудина О.В.
Сотрудники детского сада.

26 февраля
-
28 февраля

Закрытие музея по данной теме.

Воспитатели групп N 5, 8, 11,
Дудина О.В.

Оформление экспозиции музея « Город мастеров»

1 марта
-
1 апреля

Оформление музея. Подбор экспонатов, создание исторических лент. Краткая характеристика экспонатов музея. Разработка конспектов занятий на средний и на старший дошкольный возраст. Предоставление конспектов в методический кабинет.

Воспитатели групп
N 3, 7, 9, 10,
Дудина О.В.

1 апреля
-
25 мая

Поддержание порядка в музее.
Проведение занятий в музее.
Заполнение книги отзывов о работе музея.

Воспитатели групп N 3, 7, 9, 10
Воспитатели групп N 1, 2, 5, 6, 8, 11, Дудина О.В.
Сотрудники детского сада.

26 мая
-
30 мая

Закрытие музея по данной теме.

Воспитатели групп N 3, 7, 9, 10,
Дудина О.В.

 

   
  Rambler's Top100