logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

«Карапузики в искусстве»

Первые шаги детей раннего возраста в пластилинографию.
Из опыта работы.

Автор: Орлова Марина Александровна, воспитатель, МАДОУ N 339, Республика Татарстан город Казань.

1. Актуальность проблемы.

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помошников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином. напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.
В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом. Которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.
Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии малыша.
В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

2. Рисование пластилином с детьми раннего возраста.

Именно в детстве впервые все мы узнаём о существовании пластилина. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да. пластилином можно рисовать картины.
Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.
Рисование пластилином – заиечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.

Описание методики.

Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идёт предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета.
Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения.
Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды:
1. Использование только приёма надавливания.
2. Использование только приёма размазывания.
3. Использование обоих приёмов.

Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности – от простого к сложному.
Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. Например, воспитатель рисует пластилином зебру, намечает примерное расположение полосок на её туловище, на занятиии дети рисуют эти полоски. Вносятся дополнения: трава, солнце, по желанию. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить красивого петушка (перья на крыле и хвосте рисуют дети), солнышко – вёдрышко (дети рисуют лучики, глазки, ротик).
Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В звисимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.
Для работы с детьми раннего возраста выбирайте пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Основа – плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин. Хорошо иметь цветной картон или тонировать белый самостоятельно. Это придаст колорит вашим будущим композициям. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики.
На занятиях с детьми используйте простые сюжеты, близкие опыту детей: травушка – муравушка, дождь – проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т.д.

Организация работы с детьми по созданию пластилиновых картин.

В первой младшей группе ежемесячно планируют 4-5 занятий по рисованию. Ориентируясь на «Программу…», и на индивидуальные особенности детей своей группы воспитатель самостоятельно может решить, сколько занятий в месяц он может уделить рисованию карандашами, красками и пластилином. Если учитывать, что рисование пластилином очень замечательный вид изобразительного искусства, активно способствующий сенсорному развитию, не требующий длительной подготовки, а в дальнейшем и уборки рабочего места, то можно запланировать 2 занятия в месяц, или по усмотрению воспитателя перенести 1 занятие в свободную деятельность.
Каждое занятие проводится по подгруппам в 5-6 человек, длительностью 15 мин. и носит характер коллективного рисования в сотворчестве с воспитателем. В раннем возрасте дети знакомятся с пластилином и его свойствами на специальных занятиях по лепке и вне занятий: отщипывают комочки, мнут их, прикрепляют. Поэтому вводить знакомство с пластическими материалами в занятия по рисованию пластилином вовсе не нужно. А нужно лишь показать приёмы рисования этим материалом.
Для этого перед занятием готовят необходимое оборудование: мольберт с иллюстрациями по теме, карточки с художественным словом, полуготовый рисунок – основу будущей композиции на картоне или бархатной бумаге (размер примерно 30х30), небольшие комочки мягкого пластилина на каждого (от 1 до 3), цвет выбирается в зависимости от замысла, досочки, тканевые салфетки, подручные материалы: колпачки, стеки, трубочки и т.д.

Изготовление картинки – основы для будущей композиции.

Для начала воспитатель подбирает сюжет для будущей совместной работы с детьми. Нужно учесть, что в работе должны принять участие все дети и поэтому картинка должна содержать множество мелких деталей, которые будут нарисованы всеми детьми, например: ёж – иголочки, дерево – листики, кораблик – волны, гусеница – бусинки и т.д. Далее изображение переносят с помощью копировальной бумаги на картон и вырезают трафарет. Трафарет прикладывают к цветному фону (картону) и покрывают пластилином нужного цвета; аккуратно снимают с основы, где остаётся красивое ровное изображение. Далее на этом пластилиновом рисунке рисуют дети в сотворчестве с воспитателем.
Успех каждого занятия будет зависеть от эмоциональной речи и доброжелательного тона воспитателя, а также от умения заинтересовать детей предстоящей работой.

Структура занятий.

Занятия по рисованию пластилином ничем не отличаются от традиционных занятий, только как сменой изобразительного материала. Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь нужно создать эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приёмы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.
В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приёмы рисования пластилином. Далее дети выполняют практическое задание – дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лучиков, капелек, ножек, иголочек и т.д.). При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физминутку, если дети устали.
В заключительной части дети встают, переходят на ковер или к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции.

Для рисования пластилином нет ограничений. Всё зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии.

С помощью пластилина. как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

 

Перспективное планирование занятий
по «пластилинографии» с детьми раннего возраста

N

Название занятия

Задачи занятия

1.

Пушистое облачко

СЕНТЯБРЬ

Создание образа облачка пластическими средствами. Отщипывание и примазывание пластилина пальчиками. Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Создание коллективной композиции.

2.

Травушка- муравуш-
ка

Воспитание интереса к природным явлениям. Закрепление техники рисования пластилином.
Рисование прямых вертикальных мазков, создание композиции «лужок». Развитие чувства ритма и цвета. Поддержание интереса к созданию коллективной работы.

3.

Яблочки румяные в нашем саду

ОКТЯБРЬ

Развитие образного восприятия, составление композиции яблонька в сотворчестве с воспитателем. Практическое освоение приёмов рисования пластилином. Отрабатывание приёма «скатывание». Развитие мелкой моторики.

4.

Листья кружатся, падают в лужицы…

Освоение техники рисования пластилином: скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка. Создание красивой композиции в сотворчестве с воспитателем. Воспитание любви к природе. Развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

5.

На грибной полянке

НОЯБРЬ

Изображение грибной полянки в технике «пластилинография»: грибов, контрастных по размеру, цвету. Освоение рисования вертикальных и горизонтальных линий. Внесение в картину дополнительных изображений: травы, солнца или тучки с дождём по желанию детей. Развитие творчества, фантазии.

6.

Дождь - проказник

Рисование капелек дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Развитие чувства ритма, цвета.
Отрабатывание приёма «скатывания». Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей: травка, лужи, опавшие листья. Воспитание творческого восприятия окружающего мира.

7.

День рождения медвежонка.

ДЕКАБРЬ

Закрепление умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Обучение преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз.
Воспитание чувства сопереживания и совместной радости с игровым персонажем.
Развитие эстетического восприятия.

8.

9.

Ёлочка – красавица, всем ребяткам нравится!

Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

Создание образа ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе. Обучение навыку нанесения ритмического мазка сверху вниз. Внесение дополнений в рисунок по предложению воспитателя: разноцветные огоньки, флажки. Самостоятельный выбор цвета. Развитие мелкой моторики.

ЯНВАРЬ.

Помощь и сопереживание игровому персонажу. Создание яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображения – рисование пластилином. Обучение рисованию длинных изогнутых линий. Самостоятельный выбор цвета. Развитие творческих способностей.

10.

Разноцветные рыбки.

Создание выразительного образа. Изображение рыбок в движении. Передача характерных особенностей6 раздвоенный хвостик. Обучение приёму «скатывания» кругообразными движениями. Стимулирование активной работы пальчиков.
Развитие пространственного восприятия.
Внесение дополнений: разноцветные камушки, водоросли.

11.

Модница - гусеница

ФЕВРАЛЬ

Освоение рисование пластилином прямых вертикальных и изогнутых линий (дорисовывание ножек гусенице). Создание выразительного образа в сотворчестве с педагогом, внесение дополнительных деталей: улыбка, шляпка, глаза, щёчки, серёжки, травка. Развитие мелкой моторики.

12.

13.

Шубка для ёжика.

У солнышка в гостях.

Моделирование образа ёжика путём изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками. Обучение скатыванию и примазыванию. Развитие эмоционального отклика на переживания игрового персонажа.
Формирование интереса к созданию коллективной композиции. Воспитание любви к животным.

МАРТ

Создание образа солнышка. Рисование лучей путём размазывания небольших шариков прямым движением, в направлении вперёд к себе. Развитие пространственного мышления, восприятия, воспитание умения сопереживать игровому персонажу, радоваться своим успехам. Привитие интереса к рисованию пластилином.

14.

Ромашковый луг.

Создание в сотворчестве с воспитателем красивой композиции с цветами. Обучение рисованию прямых линий (лепестки ромашки из подготовленной сердцевины). Оформление сердцевины подручными материалами (стеки, зубочистки, трубочки). Развитие эстетическо-
го восприятия.

15.

Плывёт, плывёт кораблик.

АПРЕЛЬ.

Освоение способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально. Создание коллективной композиции «кораблик плывёт по ручейку». Закрепление умений работы в технике «пластилинография». Развитие чувство формы и композиции. Воспитание любознательности.

16.

17.

Разноцветные букашки.

Салютики над городом.

Знакомство с насекомыми.
Создание выразительных, эмоциональных образов. Закрепление умения рисовать округлые формы, преобразовывать их по желанию в овальные. Рисование прямых вертикальных линий. Проявление творчества, самостоятельности. Воспитание интереса к работе с пластическими материалами.

МАЙ.

Поддержание интереса к созданию коллективной композиции «вечерний город».
Рисование салютиков пластилином: скатывание небольших комочков в шарики, примазывание их к основе в хаотичных направлениях. Прикладывание усилий при работе с подручными материалами: стеки, трубочки, колпачки. Внесение дополнений: огоньки в окнах вечернего города. Отражение красивых явлений из окружающей жизни.

18.

Первая зелень весны.

Воспитание интереса к наблюдениям в природе, отражение впечатлений в доступной изобразительной деятельности. Развитие чувства прекрасного (красивое дерево с нежной весенней зеленью). Закрепление умения рисовать пластилином: прикрепление небольших шариков к основе, преобразование их в овальную форму. Развитие мелкой моторики. Знакомство с новым подручным материалом: расчёской.

 

Конспект занятия по пластилинографии с детьми раннего возраста

Тема: «Модница – гусеница»

Цели занятия:
1. Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде гусениц.
2. Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости.
3. Учить рисовать лапки гусеницы, вносить в рисунок дополнительные детали для обогащения образа; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями. Оттягивать пальцами нужные части предметов.
4. развивать чувство формы и цвета; совершенствовать технические умения и навыки в работе с пластическими материалами.
5. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной композиции.

Предварительная работа:
Рассматривание изображенй гусениц в книжных иллюстрациях; беседа о внешнем виде.

Материал:
Игрушка гусеница, картон зелёного или жёлтого цвета форматом 30х30 см.,
Пластилин чёрного, красного, жёлтого и синего цвета, салфетки, трубочки, зубочистки.

Ход занятия.

  1. Организационная часть.

Дети сидят на ковре полукругом, педагог показывает игрушку гусеницу.
Педагог. Дети, посмотрите, кто приполз на наш листик.
Гусеница. Здравствуйте, я гусеница-сороконожка. Не прогоняйте меня, мне очень скучно, ведь я не похожа на своих подружек и они не принимают меня играть.
Педагог. Ребятки, что же не так?
Дети. Нет лапок.
Педагог. А вы согласны помочь гусенице? Нарисуем лапки пластилином.

Пригласила мошка к себе сороконожку.
Та принарядилась, в гости заявилась.
Вытерла ножки о коврик у порожка…
Пока вытирала, утро настало.

Гусеницу называют ещё сороконожкой, потому что у неё действительно много ножек. Ножки – это лапки. Коротенькие, тоненькие.

  1. Практическая часть.

Этапы работы.

1. Взять небольшой комочек пластилина. Скатать шарик между ладонями. Приложить его к изображению гусеницы, слегка прижать и провести прямую линию сверху вниз.
2. Скатать ещё один цветной шарик, расплющить его и прижать к туловищу гусеницы (украшение).
3. Внести дополнительные детали: шляпку, глазки, ротик, травку.

3. Заключительная часть.

Смотрите. Какая весёлая у нас получилась модница-гусеница! Теперь она может отправляться в гости к своим подружкам. А может дать ей имя? Как хорошо, что мы вместесмогли нарисовать такую замечательную картину.

Маленькие ножки
Бегите по лорожке.
Нарвите горошка
В подарок полное лукошко!

Литература

1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/
Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2006
2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду/ А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1997
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/
Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991
5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб:
Сова, 2006
7. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997
8. Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина/Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. – Ростов –
на – Дону: Издательство «Феникс», 2003
9. Узорова О.В. Физкультурные минутки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.:
Асрель – АСТ – Ермак, 2004
10. Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром.
Развитие речи»/Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004

 

   
  Rambler's Top100