logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧАСТИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА.

 (из опыта работы)

Автор: Сибирская Наталья Анатольевна, воспитатель МДОУ детский сад N 125 г.Тверь

Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности общения, деформируется личностное развитие.
Поэтому  проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из актуальнейших  в  современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение  имеет их общение со сверстниками.  Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.
Для формирования у детей положительного отношения ко всем людям, развития социального чувства, взаимопомощи  я вначале использовала традиционные подходы:

  • чтение художественной литературы, беседа о прочитанном;
  • дидактические игры;
  • кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений;
  • игры-беседы детей с персонажами сказок;
  • групповые традиции;
  • игры-драматизации.

         Я считала, что на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, "что такое хорошо и что такое плохо", а ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако все не так просто. Большинство детей уже в 3-4 года отличают хорошие поступки и плохие: знают, что с товарищами нужно делиться, уступать и помогать слабым.  В реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Нередко совместные занятия детей кончались ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что, если ребенок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия.
Я пришла к выводу, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства, формировать чувство общности, желание видеть в сверстнике друга и партнера. Поэтому за основу я взяла методики морального воспитания С.Г.Якобсон, которые систематизировала и адаптировала для детей своей группы. Составила перспективный план совместной деятельности с детьми, где учтены современные и традиционные методики.
         Особое внимание я уделила методике работы с персонажем. В работе с детьми мы эпизодически используем этот прием: создание игрового или сказочного персонажа, который принимает самое разное участие в жизни группы. Например, кукла, Незнайка, заказчик, фантастический персонаж и т.п. У детей они пользуются большим уважением и симпатией. Все это очень хорошо, но, как правило, в такой работе нет системы, не выявлены функции персонажей, не разработана методика их использования.
         С.Г.Якобсон предложила ввести один персонаж и возложить на него моральные функции. Так у нас в группе появился домовёнок Кузя.
         Какова цель  прихода персонажа (Кузи)?
         Важнейшей составляющей морального поведения является способность увидеть свои недостатки, осознать свои ошибки. Это способность наедине с собой сказать себе: "Я поступил плохо", "Я должен был поступить иначе" и т.п. Первым шагом в данном направлении является рассказ другим о тех поступках, которые ребенок считает неправильным. Но говорить о своих ошибках малоприятно, поэтому люди не любят признавать их. Поэтому нужно максимально избавить детей от неприятных переживаний, связанных с подобными признаниями. Такие признания должны делаться ребенком в интимной обстановке, одному – единственному человеку.
         Кому же ребенок может рассказать о своем поступке? Тому, кто не разболтает и не изменит своего доброго отношения. Для ребенка это крайне необходимо.
         Однако не все родители обладают достаточным тактом и чуткостью, чтобы выполнить эти требования. Еще сложнее обстоит дело с воспитателем. Необходимость поддерживать дисциплину, делить дисциплину, делить свое внимание между многими детьми, иногда прибегать к строгостям приводит к тому, что подлинно близкие, душевные отношения с детьми возникают достаточно редко.
         Поэтому  и появляется "некто"  (у нас домовёнок Кузя), кто будет любить и понимать ребенка, считать его исключительно хорошим и проявлять заботу о его моральных качествах.

Персонаж, на которого возложены моральные функции, должен быть реальным и осязаемым, обладать определенной внешностью, удовлетворять ряду требований:

  • Внешний вид: выразительное и привлекательное лицо (или мордочка), а также обязательно руки (или лапы), чтобы дети могли здороваться и прощаться с ним не только словесно.
  • Персонаж не живет в группе, а приходит примерно 2-3 раза в месяц на 25-35 минут.
  • Он обладает волшебной способностью: он знает обо все, что происходит в группе (может иметь волшебное стекло, трубу и т.п.).
  • Он любит всех детей группы, радуется их добрым делам и хорошим поступкам.
  • Содержание общения с детьми не ограничивается только моральной сферой. Он проявляет интерес ко всем сторонам их жизни. Время от времени, но не слишком часто приносит скромное угощение, пластинку или кассету с песенкой, дидактическую игру, игрушки, спортивный инвентарь.

Как работать с персонажем.
          Сначала я рассказала детям, что недавно была в другом детском саду и узнала, что у детей там есть друг из волшебной страны. Он любит всех детей, часто приходит к ним в гости и помогает каждому.
         Спросила о том, хотят ли они иметь такого волшебного друга? Выяснила, какую помощь дети хотели бы от него получить, обещала, что волшебный друг обязательно придет к ним в гости.
         Заранее (за один – два часа) сообщила детям о том, что сегодня к ним приходит волшебный друг. Когда гость появляется, то здоровается со всеми детьми и, желая лучше познакомиться с ними, спрашивает, кто во что любит играть, у кого есть дома животные, кто что любит кушать, летал ли кто-нибудь на самолете, плавал ли кто на пароходе, кто с кем дружит. На вопросы отвечают все желающие. Такой хоровой ответ в данной ситуации, в отличии от традиционных занятий, необходим, чтобы беседа была оживленной и дети не теряли к ней интереса. На прощанье персонаж оставил скромное угощение (можно оставить кассету с песнями, игру и др.). 
          При следующей встрече персонаж приносит бумажных кукол для плоскостного театра и показывает моральную пьеску (моральные пьески можно показывать раз в месяц).
         В другой раз «домовенок Кузя» радуется хорошим поступкам детей. Придя в группу, персонаж говорит, что наблюдал за детьми из своей волшебной страны и очень радовался, видя, что Аня и Егор дружно играли, Алеша помог товарищу, Настя и Ваня поделились сладостями и т. п. Он называет всех детей, которые за прошедший период действительно совершили пусть самый маленький, но морально ценный поступок. Предлагает детям рассказать о тех поступках, которые он не видел, и о том, что хорошего случилось в группе за время его отсутствия.
         В один из приходов персонаж сообщает, что дети ему так  понравились, что он решил написать про них рассказ, как в книжке и зачитывает рассказ про одного из детей. Образ ребенка в этих рассказах отличается от того, каков он на самом деле, и от того, каким он представляется себе самому, но в рассказе лон лучше, т.е. ребенку показывают образец, при этом образец не другой ребенок и не литературный персонаж, а он сам. Таким он может стать, если захочет. Так у ребенка формируется положительный образ себя.
         Характер персонажа легко допускает наличие у него волшебных предметов, в том числе «волшебной трубы», в которую видно только положительные поступки того, на кого в нее смотрят. Персонаж показывает детям, как работает труба, смотрит в нее на двух-трех детей с разным поведением и видит у них только хорошие черты. Затем в трубу смотрят дети по своему выбору, затем по выбору персонажа.
          Способность наедине с собой сказать: «Я поступил плохо», «Я должен поступить иначе», - не появляется вдруг. Ребенок должен приобрести опыт такого отношения к себе и к своим действиям. В этом поможет персонаж, с которым ребенок может поделиться своими переживаниями по поводу проступка. Воспитатель в этом случае выслушивает и записывает признание ребенка, никак не комментируя его, кладет записку в сумочку, чтобы передать ее персонажу, и никому не рассказывает о ее содержании. На своем опыте я убедилась, что половина детей группы воспользовалась этой возможностью «облегчить душу».
         Привлечение к работе волшебного друга детей придает методике общий смысл: персонаж проявляет хорошее отношение к детям и стремится помочь им стать еще лучше. Одновременно игра позволяет более убедительно для детей поставить соответствующие воспитательные задачи и обеспечить интерес к ним.

Перспективный план работы с детьми по формированию
межличностных отношений старших дошкольников.

месяц

                               недели

 

       1

        2

        3

         4

сентябрь

Творческая игра «Путешествие». Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками.

Обсуждение ситуаций «Хорошие поступки». Цель: выявить знания детей о хороших поступках.

Рассказ о сказочном персонаже.
Цель: стимулировать интерес детей.

Сказочный персонаж приходит в гости. Цель: вызвать интерес, познакомить с новым другом.

октябрь

Показ персонажем моральной пьески «Камешек в туфельке». Цель: вызвать сочувствие  «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. Цель: выявить наиболее актуальные проблемы группы и каждого ребенка.

Персонаж радуется хорошим поступкам детей. Цель: формировать у детей умение видеть и оценивать хорошие поступки.

Дидактическая игра «Волшебная труба»  с участием персонажа. Цель: формирование способности находить достоинства в каждом члене группы.

ноябрь

Составление письма больному другу. Цель: формирование умения рассказывать о взаимоотношениях со сверстниками.

Моральная пьеска с участием персонажа «Растоптанный торт». Цель: формирование личного положительного отношения к соблюдению и нарушению норм морали.

Подготовка моральной сценки для детей средней группы "Зайка Ушастик упал в ручей". Цель: порадовать малышей

Дидактическая игра с участием персонажа «Волшебная труба» Цель: формировать умение видеть хорошее в каждом члене группы.

декабрь

Персонаж радуется хорошим поступкам детей. Цель: продолжение работы по формированию доброжелательных отношений ко всем членам группы.

Показ моральной сценки для детей средней группы "Зайка Ушастик упал в ручей». Цель: формировать положительные взаимоотношения с малышами.

Моральная пьеска с участием персонажа «Разрушенная крепость». Цель: продолжать формировать личное положительное отношение к соблюдению и нарушению норм морали.

Сочинение персонажем рассказов про детей. Цель: формирование положительных черт характера.

январь

 

Рисование «С кем я дружу». Цель: изучение взаимоотношений между детьми.

Сюжетно-ролевая игра «Играем как ты хочешь». Цель: формирование доброжелательных отношений в сюжетно-ролевых играх.

Концерт для малышей. Цель: организация межвозрастного общения.

февраль

Игровая ситуация с участием персонажа «Я поступил плохо, когда…». Цель: формирование критической нравственной самооценки.

Рисование «Воображаемый друг». Цель: формирование представлений о дружбе.

Моральная пьеска с участием персонажа «Чужой кубик». Цель: формирование межличностного общения.

 

март

Подготовка моральной пьески для родителей «Мама устала». Цель: формирование доброжелательных отношений к родным и близким.

Игровая ситуация с участием персонажа «Мои хорошие поступки в выходной день». Цель: воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким.

Показ моральной пьески «Мама устала». Цель: вызвать стремление проявлять заботу о близких.

Моральная пьеска по выбору детей. Цель: воспитывать сочувствие.

апрель

Моральная пьеска с участием персонажа «Упавший малыш». Цель: развивать потребность в проявлении гуманных чувств.

Моральная сценка "Порванная книга" с участием детей. Цель: формирование осознания моральной стороны поступков

Игровая ситуация с участием персонажа «Как я поступил, когда…». Цель: формирование критической моральной самооценки.

Дидактическая игра "Узнай по описанию". Цель: формирование представлений об уникальности других детей

май

Творческая игра «Путешествие» Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками.

Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками

Рисование на тему "Добрые  и злые". Цель: формировать представление о добре и зле

Дидактическая игра "Опиши товарища". Цель:  дать понятие об индивидуальных особенностях других детей

Следует отметить, что с помощью данных методик  удалось подойти к решению только некоторых задач нравственного воспитания дошкольников, что это всего лишь часть большой и сложной работы.
    Предлагаемые методы не только способствуют формированию межличностных отношений старших дошкольников, но и сами по себе интересны детям и доставляли им радость. Поэтому я стремилась к максимальному включению игровых моментов, живого, неназидательного общения с детьми, к проявлению симпатии и уважения к каждому ребенку.

Приложение 2
Перспективный план игровых упражнений

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

1. Жизнь в лесу (новое)

1. Добрые эльфы  (новое)
2. Жизнь в лесу

1. Волны  (новое)
2. Добрые эльфы

1. Игры по выбору детей

Октябрь

1. Птенцы (новое)
2. Волны

1. Муравьи (новое)
2. По выбору детей

1. Театр теней (новое)
2. Жизнь в лесу

1. Ожившие игрушки (новое)
2. Волны

Ноябрь

1. Зеркало (новое)
2. По выбору детей

1. Тень (новое)
2. Зеркало

1. Эхо (новое)
2. По выбору детей

1. Испорченный теле-фон (новое)
2. Жизнь в лесу

Декабрь

1. Передай движение (новое)
2. Эхо

1. Кто сказал (новое)
2. Тень

1. Из семечка в дерево (новое)
2. По выбору детей

1. Разговор сквозь стекло (новое)
2. Кто сказал?

Январь

1. Тень
2. Передай движение

1. Продолжи движение (новое)
2. По выбору детей

1. Слепой поводырь (новое)
2. Тень

1. Мостик (новое)
2. Из семечка в дерево

Февраль

1. Змейка (новое)
2. Продолжи движение

1. Актеры (новое)
2. По выбору детей

1. Обнималки (новое)
2. Змейка

1. Курица с цыплятами (новое)
2. По выбору детей

Март

1. Мышата в мыше-ловке (новое)
2. Змейка

1. Гномики (новое)
2. По выбору детей

1. Живые куклы (новое)
2. Кто сказал?

1. Волны
2. Мостик

Апрель

1. Старенькая бабушка (новое)
2. Волны

1. Заблудившийся ребенок (новое)
2. Театр теней

1. Комплименты (новое)
2. По выбору детей

1. Обзывалки (новое)
2. Актеры

Май

1. Пожелания (новое)
2. По выбору детей

1. Конкурс хвастунов (новое)
2. Гномики

1. Закончи рисунок (новое)
2. По выбору детей

1. Рукавички (новое)
2. Общая картина

Июнь, июль, август

 

Повторение игр, разученных за год

 

   
  Rambler's Top100