logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Музицирование на детских музыкальных и шумовых инструментах как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста.

Опыт работы.

Автор: Ильянова  Марианна Витальевна, музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад «Улыбка», Республика Хакасия  г.Черногорск.

Содержание.
1.Введение.
1.1 Теоретическое обоснование.
1.2 Гипотеза.
1.3 Цели и задачи.
2. Практическая часть.
2.1 Технологии.
2.2 Система работы.
3. Выводы.
4. Литература.
5. Приложение.

Введение.
Педагоги и психологи сходятся во мнении ,что ранний возраст – это важный период становления личности ребёнка. В последние годы в дошкольном воспитании активно пропагандируется развитие интеллектуальной сферы ребёнка, при этом часто эмоциональному развитию уделяется недостаточное внимание.
Только согласованное функционирование двух систем-эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Выготский Л.С.
Ведущий вид деятельности ребёнка в младенческом возрасте непосредственное эмоциональное общение с окружающими. Поэтому развитие малыша напрямую связано и целиком зависит от этого общения.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Положительные эмоции влияют на все физиологические процессы, происходящие в организме ребёнка, повышая его тонус. Поэтому преобладание радостного состояния для развития ребёнка очень ценно.
Задача педагога – пробудить эмоциональную отзывчивость малыша. Ребёнок идёт к освоению смысла через чувства. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции состовляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста .Ведь только в состоянии повышенного интереса ,эмоционального подьёма ребёнок способен сосредотачивать своё внимание .Желание вновь пережить
определённое состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности.

Несмотря на игровой характер и многообразие форм и методов, используемых в непосредственно музыкальной деятельности детей раннего возраста, мною были выявлены некоторые часто встречающиеся трудности. * Дети 1,5-2 лет часто имеют ограниченный словарный запас, что затрудняет подпевание.
*Вновь прибывшие дети переживают адаптационный период, выражающийся в нежелании участвовать в какой либо деятельности.
*В адаптационный период у детей возникают сложности в общении с воспитателем и музыкальным руководителем.
Поэтому мною была определена следующая цель.
Цель: Создание благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах.
Я предположила,что развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к музыкальным игрушкам будет успешным, если:
*создать условия психологической защищённости, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной музыкально- игровой деятельности педагога с детьми;
*предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, музыкальный уголок насыщен яркими музыкальными игрушками;
*использовать на занятиях и вне занятий игры, танцы, сказки-шумелки, потешки и т.д.с музыкальными инструментами , стимулирующие развитие эмоциональной сферы ребёнка;
*помочь ребёнку вынести свои внутренние переживания вовне через жесты, мимику, движения, речь;
*использовать методы педагогической интеграции.
* использовать положительный опыт педагогов, комбинации передовых методик.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой мною были определены следующие задачи.

Задачи:

  • Формировать познавательную активность к музыкальным игрушкам.
  • Формировать у детей навыки игры на простейших музыкальных игрушках и инструментах.
  • Вовлекать в игру на музыкальных инструментах всех детей, стимулируя развитие эмоциональной отзывчивости и творческой активности дошкольников.

Для решения задач я применила следующие методики и технологии:

  • Элементы музицирования по системе К.Орфа,
  • Методику работы с ранним возрастом М.Ю.Картушиной,
  • Методическое пособие Н.Сорокиной « Кукольный театр для самых маленьких».
  • Элементы программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнниковой.
  • Аудипрограммы Е.Железновой .

В педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов и игрушек. Я начинаю знакомство малышей ещё до непосредственно музыкальной деятельности, когда прихожу знакомиться с детьми в группу. Обязательно с собой приношу игрушку или перчаточную куклу. Игрушки –помощники незаменимы для установления контакта с детьми раннего возраста и не только помогают заинтересовать малышей, но и служат средством обучения .

Ёжик, который пришёл на занятие вызывает положительные эмоции и малыши с удовольствием подпевают песне, танцуют, играют.На последующих занятиях кукла знакомит детей с бубенчиками или валдайскими колокольчиками, побуждая малышей к активному проявлению эмоций через движение под музыку, мимику, игру на музыкальных игрушках. Несколько кукол(например: кошечка и петушок)могут переговариваться при помощи музыкальных игрушек, тем самым знакомя младших дошкольников с тембром, ритмом игрушки, обогащая музыкальный опыт детей.
Я обратила внимание, что дети ,которые испытывали дискомфорт оттого, что не совсем получалось подпевать песенке или танцевать, с воодушевлением изображали походку мишки на барабане или капельки дождя на металлофоне. А когда все танцевали с погремушками , больше всех радостно звенели те, кто до этого упорно не хотел участвовать в танце. По мере того как дети начинали постепенно овладевать простейшими навыками звукоизвлечения на шумовых инструментах и детских музыкальных игрушках усиливался их интерес к музицированию, расла уверенность в исполнительской деятельности. Каждая встреча с музыкальными игрушками была эмоционально окрашена и вела к радостному познанию музыки .
Время непосредственно музыкальной деятельности с детьми раннего возраста ограничено, поэтому возникает необходимость максимально использовать его с пользой. Поэтому в работе с малышами я использую сравнительно небольшие музыкальные произведения. Это конечно же потешки, прибаутки, песенки-малышки, фрагменты классических произведений. С детьми озвучиваю не только их, но и стихи и небольшие сказочки. Игру на музыкальных игрушках и инструментах чередую с жестовыми играми.
В своей работе я применяю игры направленные на развитие различных музыкальных способностей, доступные и эмоционально привлекательные для малышей.

  • «Дождик большой и маленький».(темп и тембр на металлофоне)
  • «Мишка с зайкой звонко топают».(на различие звука по высоте и темпу на бубнах разной высоты).
  • «Весёлые палочки»(клавесы или карандаши ).
  • «Что в коробочке моей?».(На определение 1-2 инструментов).
  • «Весёлый оркестр»
  • «К нам гости пришли»(на импровизацию).

Много ценного практического и методического материала беру из программы «Музыка с мамой».Детям раннего возраста очень нравится слушать,а позднее- озвучивать песенки и сказочки- шумелки из аудио программ Е.Железновой. Например :

  • «Мишка деток веселит».
  • «Бим- Бом».
  • «Ёлочка»
  • «Лягушки» и т. д.

Занимаясь с детьми музыкальной деятельностью заметила, что некоторые музыкальные игрушки вызывают наибольший эмоциональный отклик и интерес у дошкольников. Металлофон с его мягким негромким звучанием действовал на малышей успокаивающе, вызывая желание самим извлекать приятные красивые звуки, при этом активизировался процесс вслушиваня. Воспитателями и психологом было замечено, что музицирование на металлофоне способствовало формированию положительного эмоционального фона.Больше всего для этого подходят колыбельные и спокойные мелодии.В музыкально- ритмических движениях детям по душе оказались ударные инструменты,не сковывающие движений и помогающие проявить эмоциональную активность.Это- погремушки, небольшие бубны,клавесы. шуршунчики.
Как часто надо надо использовать музицирование на инструментах?
Я думаю, что в каждой непосредственно музыкальной деятельности и не только. Мне как музыкальному руководителю повезло .Воспитатели групп раннего возраста серьёзно, творчески подходят к музыкально- эстетическому воспитанию дошкольников, являясь незаменимыми помощниками и единомышленниками в развитии у малышей эмоциональной отзывчивости.Консультации для воспитателей и родителей помогают направить общие усилия .
Совместная работа дала положительную динамику развития каждого ребёнка, залажив основы музыкальности:

  • активный эмоциональный отклик на музыку;
  • определённый музыкальный опыт;
  • первичные вокализации, певческие интонации;
  • первичные навыки музицирования на музыкальных инструментах;
  • Совершенствование речи;
  • Развитие двигательной активности.

Простота и доступность музыкальных игрушек дала малышам испытать радость первых успехов и желание вновь повторить эти ощущения.Практика показала, что малыши переходят в младшую группу имея положительный эмоциональный опыт .
По итогам прведённой работы я сделала вывод: В результате последовательного использования в непосредственно музыкальной деятельности элементов кукольного театра совместно с музицированием на детских музыкальных, шумовых инструментах в различных видах деятельности позволяет радостно познавать музыку малышам , вызывая положительный эмоциональный отклик,способствуя формированию эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста.А раннее развитие у детей – это залог их успешного будущего, легкой адаптации в любом коллективе, эмоциональной стабильности и, наконец, счастливой жизни.
В заключении хочется сказать, что положительные эмоции в жизни ребёнка - основа того, что он вырастет добрым и отзывчивым.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок», – говорил Орф, – «задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Литература.
Зацепина М.Б.«Музыкальное воспитание в детском саду»М.,2008
АрсеневскаяО.Н. «Системамузыкально-оздоровительной работы в детском саду».Волгоград,2011
Арсеневская О.Н. «Музыкальные занятия». 1 младшая группа. Волгоград,2012
БутенкоЭ.В. «Музыкальные игры и развлечения».2-3 года.М.,2011
Сорокина Н.Ф.Кукольный театр для самых маленьких.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.М.,1997
Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. М., 1999.
КартушинаМ.Ю.Забавы для малышей
КартушинаМ.Ю.Развлечения для самых маленьких.
Маханева М.Д.Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет.
Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников.

   
  Rambler's Top100