logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Дифференцированный подход при формировании физической готовности старших дошкольников.

Автор: Вербицкая Нина Владимировна, инструктор по физическому воспитанию, муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад N9 «Колобок»

На современном этапе развития педагогической науки реализация дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе старших дошкольников  к обучению в школе.
         Дифференцированный подход- это целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребёнка в отдельности, а для определённых категорий.
        Считается, что в физическом воспитании дошкольников критериями создания групп могут выступать следующие показатели: состояние здоровья, уровень физической подготовленности, характер двигательной активности.
      М.А.Рунова в основу деления детей на подгруппы положила уровень их двигательной активности.
      М.Д.Маханёва представила образец реализации индивидуально- дифференцированного подхода на примере физкультурно- оздоровительной работы. Основой данной работы так же является диагностика. На каждого ребёнка составляется индивидуальная карта, в которую заносятся результаты диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
        Для реализации дифференцированного подхода к занимающимся  необходимо распределить их на три основные подгруппы в зависимости от уровня развития-подгруппы с высоким, средним и низким уровнем. Однако распределение детей по трём подгруппам неудобно для практики, поэтому в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности и двигательной активности.
              В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокий уровни и хорошую физическую подготовленность.
               Вторую подгруппу составляют дети второй и третей групп здоровья (часто болеющие дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленности.
       Установление двух подгрупп даёт возможность инструктору осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, методам и приёмам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом индивидуальном подходе к каждому ребёнку.

Для удобства обеспечения дифференцированного подхода в процессе занятий, на первом этапе, целесообразно отметить детей различных подгрупп, каким- либо отличительным знаком или эмблемой. Для детей из разных подгрупп предлагаются различные варианты однотипных упражнений.
       Необходимость применения дифференцированного подхода диктуется состоянием здоровья детей их медицинскими диагнозами. Особенно ярко это проявляется на детях логопедических групп. Наверное, много из практикующих инструкторов отметили, что у детей логопедических групп имеющие I или II группу здоровья уровень физического развития значительно ниже, что наблюдаются по различным параметрам:

  • Ниже уровень двигательной активности.
  • По развитию физических качеств – снижен уровень ловкости и быстроты.
  • По степени сформированности двигательных навыков – снижен уровень автоматизации и обучаемости – следовательно, для этих детей необходимо подробное  и последовательное изложение техники выполнения с демонстрацией каждого элемента.

Автоматизацию движений рекомендуется проводить с речевым или музыкальным сопровождением, так как музыкальный ритм помогает подчинять движения тела определённому темпу, определяет амплитуду движений и их выразительность. Кроме того, музыкальное сопровождение способствует развитию фонематического слуха и, что очень важно в общем контакте физкультурного занятия, мажорная, ритмичная музыка способствует положительному настроению, что в свою очередь усиливает тренирующий эффект физкультурного занятия.
При работе с детьми с нарушениями речи особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям, выработке правильного дыхания, которому детей необходимо учить целенаправленно. Начав заниматься данным вопросом, изучив теоретический материал, мы столкнулись с рядом проблем (вопросов) практического характера:
- как разделить детей на подгруппы: по группам здоровья или по диагнозам (тогда подгрупп может быть 3-4 в каждой группе). При работе над данным вопросом, при анализе медицинских карт детей старшего дошкольного возраста четко выделяются 6 групп медицинских диагнозов: среди которых 40 -50% составляет группа нарушений опорно-двигательного аппарата, в частности плосковальгусные стопы.
- как объяснить детям важность и нужность выполнения движений в определённой подгруппе.
- в какую подгруппу включать гиперактивных детей, детей со сложным поведением.
- и самое главное: какой из этих команд будет уделять внимание инструктор, а какой воспитатель; как эффективно разделить пространство зала.
- и последний вопрос – как отразить всё в документации инструктора по физической культуре.
Тема дифференцированного подхода так же касается (поднимается) при работе в смешанных группах, так как у каждого возраста свои нормативы нагрузки.

 

   
  Rambler's Top100