logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Обучающие игры и пособия для познавательного развития детей.

Автор: Белоусова Валентина Александровна, воспитатель, МДОУ N 32, Белгородская область, г. Старый Оскол.

Овладение предметной деятельностью и познавательное развитие в раннем возрасте ведут за собой все стороны психического развития. Поэтому предметная деятельность является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно–действенное и образное мышление, познавательная активность.
   Именно в предметной деятельности развивается любознательность и познавательная активность, которая становится мотивационной основой познания.
   Познавательная, умственная активность, интерес к окружающему у ребёнка раннего возраста проявляется, прежде всего, в свободной самостоятельной практической деятельности. И один из главных путей – экспериментирование.
   Этот вид деятельности задаёт не взрослый, его самостоятельно осуществляет ребёнок – приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменяя в том или ином направлении. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для себя информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Эти открытия ведут к перестройки, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах.
   Это всевозможные коробочки с секретом, игрушки с сюрпризными моментами. Широкие возможности для экспериментирования открывают игры с песком, водой, красками, бумагой.
   Коробочки с секретом. Это всевозможные коробочки с возможными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открытия: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Задача педагога: привлечь внимание малыша, вызвать желание открыть коробочку, извлечь «секрет».
   Игрушки с сюрпризом. Отличаются они тем, что при определённых действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз – раздаётся неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колёсики. Имеются в виду всякого рода звучащие игрушки, игрушки – головоломки, игрушки с сюрпризом.
   Погремушки из бутылок. Небольшие пластиковые бутылочки наполняются разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, бумажными конфетти, монетками. Получается очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребёнок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства.

Волшебный мешочек. Эту распространённую и популярную игру для старших дошкольников в упрощенном варианте можно использовать и для детей раннего возраста. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные знакомые детям игрушки. Главное, они должны быть привлекательными по цвету и рисунку. Педагог предлагает всем по очереди опустить руку в мешочек и, взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашли.
   Для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) характерны наглядно – действенная форма мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.
   Особое значение для развития наглядно – действенного мышления имеют действия, которые называют соотносящими. Речь идёт о действиях с двумя предметами и более, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов: их форм, величину, твёрдость, местоположение и пр.
   Большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубки, вкладыши, матрёшки), предполагает именно соотносящие действия. Когда ребёнок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой и размером, чтобы придать им взаимное положение в пространстве; например, чтобы сложить пирамидку, ему нужно учитывать соотношение колец по величине. С помощью внешних ориентировочных действий ребёнок рано или поздно получит нужный результат.
   Известно, деятельность ребёнка до 2 лет имеет процессуальный характер: дети получают удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет для них какого – либо самостоятельного значения. К 3 годам уже складывается определенное представление о результате, т.е. о том, что ребёнок хочет сделать. Это представление начинает мотивировать его действия. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получить определённый результат.
   Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определенного продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определённый предмет (машинка, солдатик, собачка и пр.), кубики или простые конструкторы, всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки. Все эти игры требуют определённого представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.
   Чтобы помочь малышу «удержать» такое представление, можно использовать картинки с образцом; при этом следует стимулировать и поддерживать его усилия в нужном направлении. В связи с этим в предметной деятельности детей 2 – 3 лет возникает новая задача – выделить в их сознании представление о конечном результате действия. Для этого подойдут разрезные картинки, мозаика, конструкторы, строительные материалы, а также любые бытовые предметы. Главное, чтобы малыш фиксировал не только процесс их употребления, но и результат.
   Один из самых сложных разделов программы воспитания детей раннего возраста (с точки зрения организации игр и занятий) – это раздел «Ознакомление с окружающим миром через картинку». Для того, чтобы оживить процесс знакомства с картинкой, сделать работу с ней яркой, занимательной и привлекательной для ребёнка, активизировать его внимание и познавательную активность, используется следующие дидактические пособия. Игровые задания и упражнения к ним педагоги могут придумать сами в процессе работы, с учётом возможностей своих воспитанников.
   Предметные картинки из ткани. Они очень прочные, яркие, с привлекательными объёмных деталями, с которыми можно что – то сделать: завязать бантик, отогнуть крылышко и т.д. Такие картинки учат обследовать изображение, выделять детали, подбирать пару, составлять простые предложения.
   Что в трубочке лежит? Яркая трубочка и палочка меньшего диаметра, чем отверстие в трубочке. Внутри трубочки прячется платочек с изображением предмета. Ребёнок достаёт платочек, выталкивая его палочкой из трубочки. Пока он рассматривает изображение, в трубочку вкладываем следующий платочек.
   Книжки – малышки. Различные картинки (тканевые или бумажные) в полиэтиленовой обложке, соединённые между собой в форме книжки – раскладушки. Эти книжки хороши для индивидуальной работы, знакомства с обобщающими понятиями (посуда, мебель и т. д.), для расширения словарного запаса.
   Живые картинки. Это сюжетные картины с прорезями, в которые вставляются предметные картинки, вырезанные по контуру. По мере развёртывания сюжета фон пополняется новыми персонажами и деталями. Дети учатся составлять предложения, рассказы – описания. Эти картинки помогают слушать сказки. Используют их для первого серьёзного знакомства ребёнка с сюжетом.

 

   
  Rambler's Top100