logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Для тех, кто вступил в эксперимент по апробации программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте". Мне бы хотелось поделиться опытом планирования данной работы в дошкольных учреждениях.

Заместитель заведующей по УВР Прошунина Елена Калининградская область, г. Гвардейск МДОУ д/с N 4 "Солнышко"

Организационное сопровождение программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" в ДОУ.

6 марта 2006г в г. Калининграде в областном институте повышения квалификации состоялась встреча с автором программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" для ДОУ Абрамовой Ольгой Сергеевной.

Руководители образовательных учреждений были приглашены на данное мероприятие.

Программа оказалась очень интересной и значимой.

Приехав в свой детский сад, я с увлечением поделилась с педколлективом авторскими разработками. Педагоги проявили желание работать по данной программе, а родители, после презентации данной программы на родительской конференции, оказывать всяческую помощь в ее реализации.

И с сентября 2006 года наш детский сад вступил в эксперимент по апробации программы "Истоки".

Предлагаю вашему вниманию некоторые аспекты организационного сопровождения программы "Истоки" в МДОУ д/с N 4 "Солнышко", где я работаю заместителем заведующей по учебно - воспитательной работе и курирую данный эксперимент.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ на 2006 - 2009 гг.

 

ЦЕЛЬ: Создание в ДОУ системы духовно - нравственного воспитания на отечественных традициях с учетом современного опыта.

 

I ЭТАП: мониторинг ( 1.09 - 15.09 2006 года)

•  Анкетирование родителей

•  C оцопрос педагогов

•  Интервьюирование детей

 

II ЭТАП: реализация программы "Истоки" (на три года)

Направления:

•  Программно-методическое обеспечение

•  Материально-техническая база

•  Кадровое обеспечение

•  Взаимодействие с родителями

•  Создание коллектива единомышленников

 

III ЭТАП: аналитический (справка в конце каждого учебного года)

 

Направление

2006-2007 гг.

2007-2008 гг.

2008-2009 гг.

Программно-методическое обеспечение

Приобретение программы "Истоки" для работы с детьми всех возрастов

Приобретение книг для домашнего чтения с детьми всех возрастов

Приобретение новых изданий по программе "Истоки" для работы с детьми всех возрастов

Приобретение познавательной литературы по теме "Человек в истории и культуре"

Приобретение видеоматериалов по истории Руси

Приобретение аудиопособий для ознакомления детей с русским фольклором

Материально-

техническая база

Создание в ДОУ мини-музея "Русская изба"

Создание мини-музея "Хлеб - всему голова"

Создание уголка патриотического воспитания

Создание музея часов

Создание в ДОУ уголка "Народные умельцы"

Создание мини-музея "Кукол"

Создание мини-музея "Янтарный край"

Пополнение имеющихся уголков новыми коллекциями, дидактическим и наглядным материалом

Кадровое обеспечение

Курсовая переподготовка по программе "Истоки" - 1 человек

Введение вакансии педагога дополнительного образования с нагрузкой - 0.5 ставки для ведения кружка "мои Истоки" (мл. ср. гр)

Ведение кружка "Мои истоки" для детей всех возрастов (доплата за увеличение объема работы)

Повышение квалификации педагогов по курсу "Истоковедение"

Взаимодействие с родителями

Приобщение родителей к подготовке занятий, развлечений, праздников (пошив костюмов, разучивание сценок, стихов, пословиц, организация видео/фото съемки)

Приобщение родителей к участию в занятиях, муз. гостиных, спортивных развлечениях

Силами родителей организовать для детей различные кружки (где родители являются руководителями кружков)

Наглядные консультации в уголке для родителей по теме: "Презентация программы "Истоки", родительские собрания

Создание уголка "Учим с детьми"

Организация "Дней открытых дверей", работы консультпункта

Проведение соцопросов, анкетирование

Создание уголков семейного творчества

Создание коллектива единомышленников

Семинар по реализации программы "Истоки"

Тренинги: активные формы обучения (ресурсный круг, работа в паре)

Консультирование: "Работа над альбомом "Мои Истоки"

Коллективные просмотры педпроцесса

Педсовет - круглый стол: "Ваше мнение"

Пополнение методического кабинета

Районный семинар для руководителей ДОУ, зам директоров школы

Взаимопосещение открытых мероприятий в школе и ДОУ

Презентация программы "Истоки" для воспитателей района (выездная)

Участие в областных мероприятиях: семинарах, педчтениях, конференциях, мастер-классах и т.д.

Осуществление внешних связей:

с культурно - образовательными учреждениями

(музыкальная школа, детско-юношеский центр, детская районная библиотека, эколого-биологический центр г. Калининграда, районный дом культуры)

с научно - методическими учреждениями

(Калининградский областной институт повышения квалификации, Дом Учителя, районный методический кабинет, ДОУ, детские дома, МОУ СОШ )

- организация совместных мероприятий

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Дошкольник в сфере духовно-нравственного воспитания характеризуется:

 

  1. устойчивым интересом к знаниям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежды, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи)
  2. осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа.
  3. овладением речью, т.е употреблением слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями.
  4. использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, изобразительной, игровой, музыкальной, конструктивной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроем.

 

 

КАРТА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

 

Группа_________________ год__________________

N

Ф.И. ребенка

Познават. интерес

Речевая активность

Коммуник. проявления

Нравств. качества

Эмоц. настрой

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

П

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Я - ярко выражены П - проявляются Н - не проявляются

 

САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

по разделу: "Духовно-нравственное воспитание"

группа ___________ воспитатель_______________

 

критерии
самооценка

Педагоги знакомят детей с элементарными сведениями о человеке в истории и культуре русского народа

•  рассказывают об устройстве жилья, предметах домашнего обихода, особенностях одежды

•  в доступной форме дают представление о русских обычаях, традициях, праздниках, игрищах и забавах

•  знакомят с историческими ремеслами на Руси, с развитием труда человека, профессиями, с народным творчеством

 

2 Педагоги формируют у детей отношение к себе, другим людям, социальной традиции

•  способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, учат быть приветливым и доброжелательным в общении со взрослыми и сверстниками

•  обеспечивают развитие эмоциональной сферы

 

Педагоги создают условия для развития у детей разнообразных представлений о жизни человека раньше и теперь

•  используются средства ТСО (аудио, видеоматериалы и т.д.)

•  имеется наглядность (подборки открыток, репродукции, игры, игрушки, альбомы и т.д.)

•  имеется художественная и познавательная литература (сказки, мифы, легенды, энциклопедии и т.д.)

•  созданы мини-музеи, коллекции, оборудованы различные уголки

 

Педагоги приобщают родителей к процессу духовно - нравственного воспитания в семье и ДОУ

•  в уголках для родителей имеется наглядный материал (статьи, папки-передвижки, ширмы и т.д.)

•  стимулируют родителей к совместному творчеству (изготовление поделок, альбомов и т.д.)

•  привлекают к подготовке и проведению занятий, праздников, гостиных, пошив костюмов, разучивание сценок, стихов, пословиц, организация видео/аудио съемки)

 

средний балл:

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

Просим Вас высказать свое мнение об изменениях, которые произошли в ходе реализации программы "Истоки".

Спасибо за сотрудничество!

 

АНКЕТА

 

  1. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания детей?
    • да
    • нет
    • не знаю
  2. Как Вы считаете, изменится ли в результате реализации программы "Истоки" ситуация в сфере духовно-нравственного воспитания детей?
    • ситуация существенно улучшится
    • ситуация немного улучшится
    • существенных изменений не произойдет
    • затрудняюсь ответить
  3. На реализацию каких целей должна быть направлена программа "Истоки" прежде всего?
    • освоение детьми системы социокультурных категорий и ценностей
    • развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться)
    • развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать, достигать результатов)
    • развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний)
    • развитие мотивации к общению со взрослыми, сверстниками (увеличение числа позитивных контактов)
    • создание предпосылок для успешной адаптации в начальной школе
    • другое____________________________________________
  4. Когда следует ожидать первых ощутимых результатов от реализации программы "Истоки"?
    • результаты уже есть
    • через несколько лет
    • трудно сказать
    • в течение ближайшего года
    • никогда
  5. Как Вы считаете, оправданно ли привлечение родителей в ходе реализации программы "Истоки"?
    • оправданно
    • не оправданно
    • затрудняюсь ответить
  6. Достаточно ли Вы информированы о духовно-нравственном воспитании в свете программы "Истоки"?
    • да
    • нет
    • трудно сказать

 

 

 

Данное планирование экспериментальной работы ДОУ было заслушано и одобрено на IV областных рождественских педчтениях, состоявшихся в г. Калининграде 12 января 2007 года.

Хотелось бы узнать мнение коллег, работающих в данном направлении.

Давайте делиться опытом!

   
  Rambler's Top100