logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Диагностика детей средней группы по разделу программы "Речевое развитие".

Задание 1. Кукла.

Фамилия, имя ребёнка Словарь
1. Понимание значения слова 2. Слова, обозначающие признак 3. Слова, обозначающие действия 4. Употребление обобщающих слов 5. Названия предметов и материалов, из которых они сделаны 6. Сравнение предметов 7. Слова противоположные по значению 8. Многозначность слов
Иванов                
Петров                
Сидоров                
Диагностические методики.

Воспитатель показывает ребёнку куклу, задаёт вопросы в следующей последовательности.

Скажи, что такое кукла?

•  Ребёнок даёт определение (кукла - это игрушка, с куклой играют).

•  Называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит).

•  Не выполняет задание, повторяет слово "кукла".

 

Какая на кукле одежда?

•  Ребёнок называет более четырёх слов;

•  Называет более двух вещей.

•  Показывает, не называя.

Дай задания кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

•  Ребёнок даёт правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой).

•  Даёт только глаголы - побегай, помаши.

•  Даёт неправильные формы.

 

К кукле пришли гости.

Что нужно поставить на стол?

•  Ребёнок называет слово "Посуда".

•  Перечисляет отдельные предметы посуды.

•  Называет один предмет.

Какую посуду ты знаешь?

•  Ребёнок называет более четырёх предметов.

•  Называет два предмета.

•  Называет один предмет.

 

Воспитатель достаёт реальные предметы посуды: стеклянный стакан, металлическая кастрюля, деревянная ложка, пластмассовая кружка. Гости принесли кукле подарки. Скажи, что из чего сделано.

•  Ребёнок называет все предметы и материалы, из которых они сделаны.

•  Называет два материала.

•  Показывает, не называя.

 

Сравнение предметов посуды . "Чем отличаются эти предметы?" (Показать предметы с разной посудой).

•  Называет: "По цвету" (или форме или величине).

•  Перечисляет отдельные признаки (эта чашка - зелёная, эта - красная, эта - высокая).

•  Называет одно отличие.

Подскажи слово . Одна тарелка глубокая, а другая : (мелкая); один стакан высокий, а другой : (низкий); одна чашка чистая, а другая : (грязная).

•  Правильно подобрал все слова.

•  Выполнил два задания.

•  Выполнил одно задание.

 

У чашки есть ручка. Какие ручки ты ещё знаешь?

•  Называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика).

•  Называет две ручки (у кастрюли, сковородки).

•  Показывает ручку у чашки.

 

Задание 2. Мяч.
Фамилия, имя ребёнка Словарь
1. Понимание значения слов 2. Сравнение предметов 3. Употребление обобщающих слов
Иванов      
Петров      
Сидоров      
Диагностические методики .

Воспитатель показывает два мяча и спрашивает : "Что такое мяч?"

•  Ребёнок даёт определение: Мяч - это игрушка. Он круглый, резиновый.

•  Называет какой-то признак.

•  Повторяет слово "Мяч".

Что значит бросать, ловить ?

•  Ребёнок объясняет: Бросать - это я кому-то кинул мяч, а другой его поймал.

•  Показывает движение и нацеливает, говорит - бросил .

•  Только показывает движение (без слов).

 

Сравни два мяча. Чем они отличаются и чем похожи?

•  Ребёнок называет признаки: оба круглые, резиновые; мячами играют.

•  Называет только различия по цвету.

•  Говорит одно слово.

Какие игрушки ты знаешь?

•  Ребёнок называет более четырёх игрушек.

•  Называет более двух.

•  Говорит одно слово.

Как назвать одним словом? "Платье, брюки, кофта", "Чашка, кастрюля, сковорода".

 

Задание 3. Картина
Фамилия, имя ребёнка Словарь
1. Понимание значения слова 2. Слова противоположные по значению 3. Слова, обозначающие действия 4. Сравнение собаки и щенка
Иванов        
Петров        
Сидоров        
Диагностические методики.

Воспитатель спрашивает: "Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?"

•  Ребёнок обобщает: Собака - это животное; собака лает. Она пушистая.

•  Называет: Это собака. Она чёрная.

•  Повторяет за взрослым одно слово.

Как зовут детёнышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки : (медленно). Собака лает громко, а её детёныши : (тихо).

•  Ребёнок называет детёныша, заканчивает предложения.

•  Называет детёныша словом "собачонок".

•  Говорит одно слово.

 

Что умеет делать собака? ( Лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она : (залает, побежит за ней).

•  Ребёнок называет 3-4 действия.

•  Называет два действия.

•  Говорит одно слово.

 

Сравни собаку и щенка . Найди, чем они похожи и чем отличаются.

•  Рассказывает о собаке и о щенке: "Собака большая и лохматая, щенок маленький и пушистый".

•  Справляется с заданием с помощью воспитателя.

•  Называет одно отличие.

 

Задание 4. Звуковая культура речи.
Фамилия, имя ребёнка 1. Проверка звукопроизношения 2. Сила голоса, темп речи, дикция, интонационная выразительность речи
Иванов    
Петров    
Сидоров    
Диагностические методики.

Ребёнку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребёнок не произносит.

•  Ребёнок произносит все звуки;

•  Не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;

•  Не произносит ни сонорные, ни шипящие.

Ребёнку предлагается произнести известную потешку (скороговорку, чистоговорку) быстро, медленно, громко, тихо.

•  Ребёнок произносит текст отчётливо;

•  Нечётко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;

•  Имеет серьёзные недостатки в произнесении текста.

 

Задание 5. Развитие связной речи.
Фамилия, имя ребёнка Развитие связной речи
Описание предмета с использованием наглядности 4. Рассказ из личного опыта 5. Пересказ сказки
1. Описание куклы 2. Описание мяча 3. Описание собаки
Иванов
Петров
Сидоров
Диагностические методики.

•  Ребёнку предлагается кукла . Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

•  Ребёнок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая. Её зовут Катя. С Катей можно играть. Или: Это кукла. Её зовут Катя. У неё длинные волосы. У неё красное платье и красный бант. С куклой можно играть.

•  Рассказывает по вопросам педагога.

•  Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

 

Расскажи про мяч: Какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

•  Ребёнок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. Он нужен, чтобы играть.

•  Перечисляет признаки (красный, резиновый).

•  Называет отдельные слова.

 

Вот игрушечная собака . Придумай рассказ про неё.

•  Ребёнок придумывает рассказ.

•  Перечисляет качества и действия.

•  Называет 2-3 слова.

 

Ребёнку предлагается составить рассказ на любую из предложенных тем : "Как я играю", "Моя семья", "Мои друзья".

•  Составляет рассказ самостоятельно.

•  Рассказывает с помощью взрослого.

•  Отвечает на вопросы взрослого односложно.

 

Взрослый читает короткий текст рассказа или сказки и предлагает пересказать .

•  Ребёнок пересказывает самостоятельно.

•  Подсказывает с подсказыванием слов взрослым.

•  Говорит отдельные слова.

 

Комментарий к проведению диагностики.

Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам). Три балла ставится за правильный и точный ответ, данный ребёнком самостоятельно. Два балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. Один балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 - уровень ниже среднего.

 

Уровни освоения программы.

НИЗКИЙ - В общении ребёнок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в построении развёрнутых предложений. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов.

 

СРЕДНИЙ - Ребёнок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи. Грамматические ошибки в речи не часты. При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь. Ребёнок владеет простыми предложениями, в построении сложных затрудняется. Речь внятная, достаточно громкая, эмоциональная.

 

ВЫСОКИЙ - Ребёнок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задаёт встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы.

 

 

   
  Rambler's Top100