logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Перспективный план: «Младший дошкольник входит в мир социальных отношений»

Автор: Шабалина Светлана Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 140, г. Пермь.

 

Особенности возраста: Ребенок все более активно проявляет интерес к окружающим людям. В его развитии начинает играть важную не только взаимодействие со взрослыми, но и нарастающая потребность в общении со сверстниками.
     Цель: Создать благоприятную, положительную, гуманистическую атмосферу общения. Приобщить к элементарной культуре поведения.
     Задачи:

  • Обеспечить эмоциональное благополучие каждому малышу; воспитывать уверенность, стремление к самостоятельности, интерес к общению.
  • Развивать доброжелательное отношение к близким людям – любовь к родителям, симпатию к сверстникам.
  • Пробуждать эмоциональную отзывчивость на ярко выраженные состояния: желание помочь, успокоить, утешить, угостить, сказать ласковые слова.
  • Помогать в освоении простых способов взаимодействия со взрослыми и детьми в повседневной жизни.
  • Приучать к выполнению простых правил культуры общения: здороваться, прощаться, благодарить, сдерживать капризы.
  • Пробуждать желание передавать разные эмоциональные состояния и соответствующие действия.
  • Обогащать представления о людях, особенностях внешнего облика, половых и возрастных отличиях, эмоциональных состояниях, о семье и родственных отношениях.

     Основные методы:

  • Общение в совместной деятельности: - организация практических и проблемно – игровых ситуаций

                                                                          - инсценировки с игрушками
                                                                          - сюжетно – дидактические игры
                                                                          - образные игры – имитации
                                                                         - совместные беседы воспитателя с детьми
* Пример воспитателя
 * Практические: - организация личного опыта детей
                                - демонстрация культурного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

 

Сентябрь. «Здравствуй детский сад», «Мне хорошо в кругу друзей»

Задачи

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и взрослых

Развивающая среда

Занятия

 

1. Обеспечивать благоприятную адаптацию детей в детском саду.

2. Поддерживать эмоционально – положительное состояние.

3. Развивать доверие к воспитателю и потребность в общении со взрослыми.

4. Знакомить с жизнью детского сада.

Рассматривание альбома «Детский сад  у нас хорош».
Игры – забавы: «Минутка заводной игрушки»
Наблюдение в окно.
Игры с воздушными шарами.
Подвижная игра: «Догони мяч».
Игры со звучащими, музыкальными игрушками.
Ласковая минутка – слушание музыкальных произведений: «Колыбельные».
Свободные игры в группе.
Игры с водой «Ловкие пальчики»
Пальчиковые игры.
Самостоятельная деятельность детей в различных центрах группы.

Хороводная игра: «Кто у нас хороший»,(Бондаренко стр. 225)
Беседа перед зеркалом
Рассматривание альбома «Детский сад у нас хорош», беседа о жизни в детском саду.
Игра – забава с мыльными пузырями.
Чтение художественной литературы.
Игровые ситуации: «Наш веселый поезд».
«Веселые зайчата».
Игры - путешествия: «В гости к Мойдодыру» знакомство с умывальной комнатой.
« В гостях у Сплюшки»(спальня)
«Кто где живет?» (игровая)
Пальчиковые игры (картотека).
Игры – имитации: «Зайка серенький», «Заяц», (Аз. Общ. стр. 146)
Подвижные игры: «Курочка – хохлатка», (Аз. Общ. стр. 155), «Наседка и цыплята», «Кружатся листочки», «Бегите ко мне» (картотека подвижных игр).

Картотека игровых ситуаций.
Альбом «Наш детский сад».
Набор музыкальных, заводных игрушек.
Картотека  музыкальных произведений для слушания.
Картотека пальчиковых, хороводных и подвижных игр.

Игровая ситуация: «Мишка Топтыжка знакомится с ребятами».

Октябрь. «Мне хорошо в кругу друзей. Я и мы».

Задачи

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и взрослых

Развивающая среда

Занятия

 

1. Поддерживать эмоциональное положительное состояние детей.

2. Способствовать сближению детей, проявлению интереса друг другу.

3. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в семье.

4. Учить здороваться, прощаться, благодарить.

Игры – забавы: «Минутка заводной игрушки»
Хороводная игра: «Кто у нас хороший»,(Бондаренко стр. 239), «В колокольчик позвони – свое имя назови».
Подвижные игры: «Курочка и цыплята», «Солнышко и дождик», «кружатся листочки», «Курочка – хохлатка», (Аз. Общ. стр. 155), «Наседка и цыплята»,
Игровые ситуации: «Наш веселый поезд», «Веселые зайчата».
Рассматривание альбомов: «Наш детский сад», «Дружная группа».
 Свободное рисование.
Ласковая минутка – слушание: «Классические произведения для малышей»

Игры – этюды: «Солнечные зайчики», (Аз. Общ. стр. 135), «Поссорились – помирились» (Аз. Общ. стр. 185)
Игра – беседа: «Кто мы?» (Аз. Общ. стр. 248).
Хороводные игры: «Выйди , Вова, в кружок, возьми флажок». «Заинька» (Аз.общ. стр.148)
Игры – имитации: «Медведь», «Лиса», «Волк» (Аз.общ. стр. 148 – 149).
Игровая ситуация: «Мишка Топтыжка знакомится с ребятами».
Чтение: А.Барто «Мячик» (Бондаренко стр. 208)
Инсценировка: «Куклы знакомятся»
Пальчиковые игры, (картотека).
Экскурсия в музыкальный зал.

Картотеки.
Создание альбома «Дружная группа»

Игра: «Зайчата в гостях у детей», (Бондаренко стр. 215)
 (комплексное).

Ноябрь. «Мне хорошо в кругу друзей. Мальчики и девочки».

Задачи

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и взрослых

Развивающая среда

Занятия

 

1. Развивать положительные контакты между детьми.

2. Учить действовать согласованно в паре.

3. Способствовать проявлению интереса к сверстникам и себе.

4. Обогащать представления о мальчиках и девочках их отличительных особенностях внешнего вида.

Игры – хороводы: «Кто у нас хороший», «Каравай».
Рассматривание картинок, иллюстраций изображающих детей.
Игры – имитации: «Зайка серенький» (Аз. Общ. стр. 146), «Медведь» (Аз. Общ. стр.148), «Курочка и цыплята».
Рассматривание альбома: «Наша группа» и стенда: «А это мы».
Игры с куклами – мальчики и девочки.
Игровая ситуация: «Накормим куклу Машу» (Бондаренко стр. 92).
Игры с воздушными шарами.
Катание мяча, машинки друг другу: «Нам хорошо вдвоем» (картотека)
Игры с природным материалом: «Сундучок сокровищ».
Игры – забавы с водой – парами.

Сюжетная игра: «Поможем игрушкам найти свой домик».
Игра – инсценировка: «Курочка Ряба» (Бондаренко стр. 99).
Игры: «Узнай по голосу», «Мы», «Чьи вещи» (картотека).
Индивидуальное общение с ребенком у зеркала.
Игра: «Кто быстрей себя найдет»
Минутка отдыха: чтение рассказа: «Таня и братик» (Бондаренко стр.117).
Игровая ситуация: «Волшебница» (картотека).
Беседы по картинкам изображающим детей.
Подвижная игра: «Догони мяч», «Бегите ко мне».
Экскурсия в физкультурный зал.

Картотека игровых ситуаций в паре.
Альбом и стенд: «А это мы».
Куклы с одеждой для мальчиков и девочек.
Подбор картинок изображающих детей в различных ситуациях.

Игра – занятие «У Аленки день рождение» (Бондаренко стр.132).

Декабрь. «Мальчики и девочки. Мы делаем все вместе».

Задачи

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и взрослых

Развивающая среда

Занятия

 

1. Развивать добрые чувства детей друг к другу, желание взаимодействовать со сверстниками.

2. Расширять представления о сверстниках – внешний вид, любимые занятия.

3. Способствовать проявлению общих эмоциональных переживаний.

Свободное рисование.
Парные игры (картотека).
Практическая ситуация: «Украшаем елку».
Рассматривание: «Мальчики и девочки на празднике елки».
Игры с куклами в паре.
Ласковая минутка – слушание музыкального произведения для малышей.

Рассказ – инсценировка: «Для чего нужны карандаши?»
Игры – имитации: «Мы кружимся, как снежинки».
« Разные звери идут на праздник елки».
Практическая ситуация (у зеркала): «Какие мы нарядные».
Игровая ситуация: «Поможем мальчику Пете и девочке Маше собраться на праздник».
Чтение: «Маша обедает» (Бондаренко стр.171 – 172)
Пальчиковые игры.
Этюд: «Вот какие малыши» (Аз.общ. стр. 200).
Игры – хороводы: «ходит Ваня», «Колпачок».

Картотека подвижных и хороводных игр.
Картотека пальчиковых игр.
Подбор художественной литературы.
Куклы с одеждой для девочек и мальчиков.

Игра – занятие: «строим кукле комнату».(Бондаренко стр. 122)

Январь. «Проявляем заботу об окружающих. Дети и взрослые».

Задачи

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и взрослых

Развивающая среда

Занятия

 

1. Развивать доброжелательное отношение к окружающим.

2. Побуждать к проявлению сочувствия и внимания.

3. Развивать представление о семье – детях и взрослых.

Рассматривание альбома: «Семья на прогулке», фотоальбома: «Папа, мама я – дружная семья», «Наши увлечения».
Игра – имитация: «Снег кружится, на землю ложится».
Катание с горки.
Игры – забавы с музыкальными игрушками.

Игра – имитация: «Маленькие ножки»
Игровая ситуация: «Помогаем кукле выздороветь»
Чтение: «Мячик» - А. Барто (Бондаренко стр.208)
«Помощники» (Бондаренко стр.92 – 93)
«Кораблик» (План – программа стр.36)
Подвижные игры (картотека)
Постройка горки для кукол.
Игры – хороводы: «Кто у нас хороший», «Ходит Ваня»
Игра: «Мы», «Узнай, кто тебя позвал».
Игра – драматизация: «Найди свою маму» (Аз.общ. стр. 208).

Оформление альбомов и фотоальбомов: «Семья на прогулке», «Папа, мама, я – дружная семья», «Наши увлечения».

Чтение: «Как по снегу, по метели трое саночек летели» (Бондаренко стр. 149)

Февраль. «Я и мы. Проявляем заботы и внимание».

Задачи

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и взрослых

Развивающая среда

Занятия

 

1.Развивать интерес детей к совместным играм и действиям.

2. Способствовать пробуждению отзывчивости, готовности прийти на помощь.

3. Продолжать развивать представление о сверстниках и о себе.

Игровая ситуация: «Оденем куклу после сна» (Бондаренко стр. 122)
Игра: «Кто быстрее найдет себя на фотографии».
Практическая ситуация: «К нам гости пришли».
Рассматривание картинок изображающих детей и взрослых.
Рисование на свободную тематику.
Игры с водой: «Нырки».

Этюд: «Вкусные конфеты» (Аз. Общ. стр – 181)
«Вот какие малыши» (Аз. Общ. стр. 200).
Чтение: «Кровать куклы» Л. Славиной (Бондаренко стр. 123)
Конструирование: «Построим дом»
Лепка: «Угощение для кукол».
Ситуация помощи: «Что случилось с Аленкой?»
Игры: «Кукла делает зарядку» (Бондаренко стр. 152)
«Айболит проверят здоровье» (Бондаренко стр.232)
«Купание куклы» (Бондаренко стр. 142)
«Зайчата в гостях у детей» (Бондаренко стр. 215)

Альбом: «Дети и взрослые на прогулке».
Фотоальбом: «Дружная группа».
Картотеки
Подбор картинок изображающих детей и взрослых.

Интегрированное игра – занятие: «Больная кукла» В.Берестов (Бондаренко стр.143; чтение + музыкальное)

Март. «Проявляем заботу и понимаем эмоциональное состояние. Моя семья – дети и взрослые».

Задачи

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и взрослых

Развивающая среда

Занятия

 

1. Развивать стремление к проявлению добрых чувств к окружающим.

2. Способствовать стремлению к совместным действиям друг с другом.

3. Обогащать представления о семье.

4. Обращать внимание на эмоциональное состояние людей и отражение их в мимике и жестах.

Парные игры.
Рассматривание картинок: «Семья за праздничным столом»
«Дети вручают маме подарки».
Игровая ситуация: «Поможем игрушкам найти свой домик»
Рассматривание фотоальбома: «Папа, мама, я – дружная семья» и беседа на тему интересную детям
Катание с горки.
Ситуация помощи: «Кубики рассыпались».
 

Игры – инсценировки: «Про девочку Машу и Зайку – Длинное ушко» (Бондаренко стр. 217 – 218);
«Готовое решение».
Инсценировка сказки: «Козлятки и волк» (Бондаренко стр. 168).
Подвижная игра: «Веселый хоровод» ( Аз. Общ. стр 176)
Чтение потешки: «Еду, еду к бабе, к деду» (Бондаренко стр. 104)
Лепка: «Любимой мамочке испеку я прянички» (Бондаренко стр. 211).
Развлечение: «Бабушка Арина в гости пришла» (Бондаренко стр. 198).
Этюд: «Любящие родители» (Аз. общ. стр. 209)
«Бабушкины ладони» (Аз. общ. стр. 212).
Совместная минутка отдыха – слушание музыкальных произведений.

Набор сюжетных картинок.
Наличие картотек.
Подбор музыкальных произведений для слушания.

Чтение потешки: «Из – за леса, из - -за гор, едет дедушка Егор». (Бондаренко стр.184)

Апрель. «Мы понимаем друг друга. Наши эмоции. Моя семья».

Задачи

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и взрослых

Развивающая среда

Занятия

 

1. Пробуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь.

2. Обогащать представления детей о взрослых людях, о детях и семье.

3. Воспитание культуры общения.

4. Воспитывать доброе отношение к животным.

Рассматривание альбома: «Моя семья».
Рисование: «Моя мама», «Это я».
Проблемная ситуация: «Подскажи решение».
Игровая ситуация: «Куклы поссорились».
Игры – имитации на тему стихов: «Котик и козлик»; «Мой мишка», «Я люблю свою лошадку».
Практическая ситуация: «Поможем найти игрушку».
Минутка отдыха.

Чтение потешек: «Коза – хлопота» (Бондаренко стр. 198)
«Как у нашего кота» (Бондаренко стр. 100).
А. Барто «Мячик».
Этюд: «Маме улыбнемся» (Аз. общ. стр 209)
«Делай как я» (Аз. общ. стр 267).
Ласковая минутка - рассказывание сказки: «Репка» (Бондаренко стр. 167)
Игры – имитации: «Пробуждение природы», «Бабочки».
Подвижная игра: «Солнышко и тучка».
Парные игры.
Хороводная игра: «Зайка» (Аз. Общ. стр. 147)
Ситуация помощи: «Научим кукол здороваться».
Игра – драматизация: «Теремок» (Бондаренко стр. 239).

Картотеки.
Альбомы.
Набор картинок.

Интегрированное игра – занятие: «Козушка – белоногушка» (Бондаренко стр. 145; чтение + лепка).

Май. «Хорошо в кругу друзей. Взрослые и дети».

Задачи

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и взрослых

Развивающая среда

Занятия

 

1. Укреплять доброжелательные отношения между детьми.
2. Побуждать проявлять внимание к сверстнику.

3. Приучать оказывать помощь взрослым.

4. Воспитание культуры общения.

Ситуации помощи сверстникам в группе: «Помоги Кате»,
«Научи Мишу строить из песка».
Игровая ситуация: «Семья едет на дачу»
Практическая ситуация:»Кубики рассыпались».
Свободное рисование на тему: «Солнышко» (Аз. общ. стр. 138)

Чтение потешки: «Петушок и семья» (Бондаренко стр. 82 и 101).
Эмоциональные ситуации: «Пускаем шары в небо»
«Радуемся солнышку».
Игровая ситуация: «Поможем Тузику»,
«Подскажи решение».
Игра – имитация: «Дождь» (Аз. общ. стр. 138)
Игра – драматизация: «На бабушкином дворе» (Аз. Общ. стр. 144)
Хороводная игра: «По солнышку» (Аз. Общ. стр. 137).
Этюд: «Дождик» , «Дует ветер» (Аз. Общ. стр. 136).
«Любящие родители» (Аз. Общ. стр. 209).
Инсценирование: «Кисонька – мурысонька».

 

Картотеки.
Альбомы.
Набор картинок.
Оборудование кукольного уголка.

Игра + лепка: «К нам гости пришли».

Уровни освоения программы:
    Высокий уровень: Проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Самостоятельно воспроизводит некоторые формы культурного поведения. Понимает правила поведения в группе. Дружелюбно относится к сверстникам, правильно реагирует на ярко выраженное эмоциональное состояние близких. Сохраняет устойчивое, жизнерадостное, активное настроение; любознателен, задает вопросы, проявляет настойчивость в освоении новых действий.
   Средний уровень: Приветлив к окружающим, проявляет интерес к словам и действиям взрослых. Эмоционально откликается на ярко выраженное состояние ближних. Играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Сохраняет положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий.
  Низкий уровень: Проявляет недоверие к окружающим, боязнь общения; контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтны. Негативные реакции на просьбы взрослых. Неустойчивое эмоциональное состояние, негативные проявления по отношению к взрослым, сверстникам.
   Литература:
   «Азбука общения» под редакцией
      Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада».
     «Младший дошкольник в детском саду» под редакцией группы авторов РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт – Петербург.
     План – программа  -  «Детство».

 

   
  Rambler's Top100