logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с учетом региональных особенностей Крайнего Севера.

Автор: Аникеева Гульнара Раисовна, заведующая МДОУ "Детский сад 4 "Снегурочка" комбинированного вида, г.Салехард, Ямало-Ненцкий автономный округ.

 

«Всегда и везде жизнь слагается  из кооперации двух факторов – определенно изменяющейся организации  и воздействий извне» И.М.Сеченов

 

Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях Крайнего Севера, имеет свои региональные особенности.
Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, социальные условия, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы предъявляет организму человека высокие требования. Салехард расположен в полярной части Западно-Сибирской низменности на Полярном круге  на  66 параллели. Вечная мерзлота. Климат континентальный. Зима – 284 дня в году. Температура самой холодной пятидневки – 47 градусов. Редкие потепления зимой сопровождаются усилением ветра, буранами, метелями. Резкие перепады давления, температур. Недостаток кислорода. Самый короткий день в декабре – 67минут. В конце января в 10 часов утра ещё сумерки, в 3 часа дня уже сумерки. Лето – 35 дней. Среднесуточная температура июля +10 – +14.  В целом климатические условия Ямало-ненецкого региона представляют собой  сложный комплекс отрицательных факторов  в отношении их воздействия на организм человека, особенно детский.
Следствием резкого изменения природно – климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы, а затем всех систем организма.
            Заболевания, связанные с длительностью человека на севере, являются отражением эффекта накопления воздействия экологических условий на организм.
            Показатели иммунитета на севере у детей находятся на более низком уровне, чем у жителей других регионов страны. У детей растет заболеваемость хронических пневмонией, респираторными инфекциями.
            Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо проявляющимися в весеннее время.
            Отмечается снижение функциональной системы транспорта и потребления кислорода, эндокринного аппарата, центральной нервной системы.
            Крайне неблагоприятно действуют на детей ограничения подвижности из-за малого пребывания на свежем воздухе из-за длительного холода, ветра и неприспособленного для игр жилья. Низкие температуры  воздуха ограничивают возможность двигательной  деятельности, столь   необходимой для нормального  функционирования и развития детского организма.
Для дошкольников – социальные условия во многом определяются оптимальным соотношением режимов двигательной активности и «пассивного» времяпрепровождения. Гиподинамия оказывает существенное тормозящее влияние на физическое развитие детей.
Кроме того, в условиях Крайнего Севера наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре. На Крайнем Севере вследствие «ультрафиолетового голодания» у населения определяется гипокальцемия.
В районе Крайнего Севера установлены изменяющиеся сезонные периоды (биологические ритмы), самыми негативными из которых являются  период «полярной ночи» (ноябрь – декабрь) и выход из «полярной ночи» (январь – февраль). В период «полярной ночи» дошкольники подвержены эмоциональным расстройствам, которые выражаются в форме повышенной раздражительности, обидчивости, сменяющихся агрессивностью и конфликтностью, что связано с изменениями в нейрогуморальной системе организма («синдром полярного напряжения»).
Одним из путей укрепления здоровья дошкольников должна стать осторожная разумная тренировка организма, создание социальных мер защиты, позволяющих обеспечить адаптацию на Крайнем Севере и существенно снизить темп истощения резервов организма, повысить жизнестойкость.
С учетом вышеуказанных особенностей в  дошкольном учреждении был разработан прежде всего гибкий режим дня. Во все части, которого интегрирована физкультурно-оздоровительная работа.  В режимах дня предложенных различными программами воспитания детей в детском саду и рекомендованных  для дошкольных учреждений  умеренных климатических зон, не учитывается специфика работы  за полярным кругом. 
Для зон Крайнего Севера  необходимы  в первую очередь  некоторые уточнения  длительности таких режимных процессов, как дневной сон и прогулки.  В полярную  ночь дети встают после дневного  сна  с неудовольствием, уже  за ужином проявляют сонливость. Поэтому дневной сон  в этот период  увеличен на 30 минут.  Время,  отведенное для  прогулки,  используется  со  значительными отклонениями. Разработаны наиболее целесообразные  для каждой возрастной группы   продолжительность и содержание  прогулок при разных сочетаниях  температуры воздуха и силы ветра.  В очень холодную погоду, когда мороз достигает до -30,  прогулки проводятся, но бывают  короткими 10-15 мин. Выносной материал  в таких условиях не берется.  Дети  вместе  с воспитателями обегают участок, прыгают по снежным валам и быстро возвращаются в помещение. Прогулки проходят как своеобразные соревнования с погодой. Практика показала, что даже такие короткие вылазки  необходимы детям как хорошая зарядка, эмоциональная и физическая. В хорошие дни с температурой до -15 прогулки проводятся во всех группах 2 раза в день, общей продолжительностью до   3 часов.  Мы широко пропагандируем  проведение родителями  индивидуальных прогулок  с детьми в вечерние часы при относительно благоприятной погоде. 
В дни, когда дети не бывают на свежем воздухе, широко используются внутренние веранды, залы, коридоры, приемные, хорошо оборудованные  физкультурными пособиями, для организации максимальной двигательной активности. Широкое использование дополнительных помещений  в часы, отведенные для прогулок, менее эффективно, чем  гуляние на свежем воздухе, но все же оказывает благоприятное влияние  на повышение общего тонуса детей, их эмоциональное состояние.
Во время физкультурных занятий увеличена интенсивность упражнений за счет изменения их дозировки, темпа выполнения движений.  Использование различных способов организации детей на занятиях – фронтального, группового  и индивидуального- позволяет сочетать  обучение  с высокой  двигательной активностью.  Важным условием повышения двигательной активности  на занятии является  рационное  использование оборудования.  В своей работе стремимся  на одном занятии  использовать минимум оборудования, максимально обыгрывая его.  С одним и тем же пособием можно дать детям различные задания, тем самым сокращая время на расстановку оборудования, его смену.  Так же одним из средств повышения плотности занятий  и утренней гимнастики является музыкальное сопровождение. Музыка помогает придерживаться определенного темпа  выполнения упражнений, не замедлять его. Плотность занятий с музыкальным сопровождением увеличивается на 8-10%.  При контроле уровня двигательной активности детей  пользуемся контрольными приборами, регистрирующими плотность занятия (шагомеры,  секундомеры, песочные часы). Сравнительный анализ плотности занятий и двигательной активности детей во время занятий помогает выявить ошибки, рационально строить занятия.
Объем установленных программой физкультурных занятий и утренней гимнастики является не достаточно полноценным для физического развития детей  в условиях Крайнего Севера, поэтому дополнительно  к утренней гимнастике, которая проводится  в быстром темпе в сюжетной форме, с использованием подвижных игр, тренажеров, национальных спортивных игр,  ежедневно проводится  вторая гимнастика после сна, которая также проводится  в игровой форме.  Для повышения работоспособности детей на занятии и вне занятий проводятся двигательные паузы  между занятиями  и физкльтминутки  во время занятий. С  целью усиления двигательного режима проводятся  в течении дня проводятся дыхательная, артикуляционная,  пальчиковая,  мимическая гимнастика, психогимнастика, двигательные паузы, подвижные игры.
В условиях Крайнего Севера возникает необходимость компенсировать недостаток двигательной активности на прогулках хорошо продуманной организацией игровой деятельности детей  в помещениях в свободное от занятий время. Для этого широко используются в свободное от занятий время физкультурный и музыкальный залы. С детьми проводятся подвижные игры, спортивные самостоятельные упражнения, индивидуальные занятия, основная цель которых – предоставить детям двигательную разминку. Содержание деятельности разнообразно. Детям предлагаются занятия играми по желанию (бросание мяча друг другу, и т.д.)  игры  в волейбол, баскетбол. Большое удовольствие доставляет детям спортивные аттракционы: перетягивание каната, командные соревнования. Пребывание  в зале обязательно заканчивается подвижной игрой. Игры  в зале обеспечивают не только двигательную активность, но и способствуют эмоциональному подъему  воспитанников.
В детском саду широко используются такие формы активного отдыха детей,  как  физкультурные досуги и спортивные праздники,  в которых участвуют дети, а также взрослые- воспитатели и родители.  Физкультурные досуги включают в себя  подвижные игры, аттракционы, шутки, веселые хороводы и т.п. Программа досуга строится таким образом, чтобы предыдущий номер был логично связан с предшествующим, а нагрузка возрастала постепенно. Спортивные праздники, как форма организации спортивного отдыха привлекают детей своей необычностью, яркими запоминающимися впечатлениями.
В условиях Заполярья – закаливание всех детей дошкольного возраста приобретает особое значение.  Лучшим средством сделать организм невосприимчивым  к низким температурам, предохранить его  от последствий охлаждения является закаливание водой. Сначала  было введено обливание и растирание ног детей водой  с постепенным снижением температуры. Анализируя работу, пришли к выводу, что наряду с положительными достижениями имеются и отрицательные моменты  в проведении водных процедур. Для того, чтобы обливание дало положительный эффект, надо по мере необходимости проводить его дифференцированно. Ребенка, приходящего после болезни необходимо  обливать  водой  с температурой выше  на 2-4 градуса той, которой обивали его до заболевания. Это  осложняло работу персонала. Наблюдалось формальное  отношение к проведению водных процедур.  Практика показала,  что в северных условиях закаливание методом, предусматривающим  постепенное снижение  температуры воды, не всегда приемлемо. Поэтому было введено обливание ног водой контрастных температур (от +36 до +20) Этот вид закаливания в наших условиях оказался более простым,  но не  менее эффективным. При этом способе закаливания детей, пришедших в учреждение в любое время года, можно подключать к закаливающим процедурам со всеми наравне.        Таким образом целью  физкультурно-оздоровительной работы  проводимой  в учреждении является достижение каждым дошкольником максимально высокого уровня функциональных проявлений, компенсирующих отрицательное влияние условий Крайнего Севера.

   
  Rambler's Top100