logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ  К ОСВОЕНИЮ ПИСЬМА

Автор: Замотаева С.Ю. учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Журавлик» г. Абакан.

«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В. А. Сухомлинский

 

Письмо первоклассника — это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения — это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика — вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать с детьми дошкольного возраста. Слабую руку ребенка-дошкольника можно и необходимо развить. Это первейшая забота педагогов и  родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.
Письмо — сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
— речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;
— речедвигателъного, помогающего осуществлять проговаривание;
—  двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;
—  зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв). Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.
Цель работы: развитие мелкой моторики пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок, использования подручных материалов т. д. В связи с этим предлагаются следующие виды игр:
Пальчиковый тренинг
«Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
 «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.
«Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц или пробок  указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха, скороговорки, чистоговорки.
«Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Игры и упражнения на развитие тактильно-двигательных анализаторов можно использовать следующие:
«Отгадай цифру» (букву). На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
«Прочитай». Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.
 Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др.
Вот некоторые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия.
 «„Зашумленные" изображения». Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.
 «Прятки». Предлагается отыскать все спрятавшиеся  печатные варианты изучаемой буквы, обводя по контуру каждую из них.
« Письмо в воздухе». Позволяет за счет движений руки лучше уловить различия. Глаза ребенка при этом закрыты, поскольку движение руки здесь играет компенсирующую роль по отношению к недостаточно тонкому зрительному восприятию.
Для предупреждения «зеркальности» в восприятии букв можно использовать ряды с правильно и зеркально написанными буквами. Ребенок должен зачеркнуть неправильные буквы.
Графические упражнения выполняются дозировано, не более 2-х строк за один прием. После их выполнения рекомендуется обязательно поиграть с пальчиками, давая им отдохнуть.
Работа с графическими упражнениями подготовит руку ребенка к письму, научит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, сформирует элементарные знания и умения единого орфографического режима, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными, нужно приложить не мало усилий.  Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к буквам, книгам.        
Вывод, такие приемы работы совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма в период дошкольного обучения.
Литература:

  1. Дмитриева В.Г. 200 развивающих игр и упражнений от рождения до школы. В.Г.Дмитриева, О.А.Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова,2007
  2. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений, - М.: Просвещение, 2007
  3. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. Для логопеда. Ред.-сост. В.И.Селиверстов. – М.:Просвещение, 1987.
   
  Rambler's Top100