logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

Методическое сопровождение новой программы на основе Федеральных государственных требований.

Подготовила: Сергеева Наталья Александровна, старший воспитатель МАДОУ « Детский сад N11» Советского района г. Казани, РТ.

 

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» конкретные знания, умения и навыки, возникающие при освоении конкретных образовательных областей, будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств.
В соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «Успех» цель развития ребенка – развитие его как целостной личности.
Педагогический коллектив  ДОУ должен идти к этой цели через организацию взрослыми ведущей игровой и разнообразных видов детской деятельности, и переходом этих видов деятельности в детскую самостоятельность. Главная задача старшего воспитателя – помочь педагогу перейти к этой деятельности. Возникает проблема – как организовать работу методической службы дошкольного учреждения так, чтобы эта работа была наиболее эффективной.
Перед старшим воспитателем стоят следующие задачи

  1. Изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения с целью формирования информационного массива по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме перехода к примерной основной общеобразовательной программе.
  2. Расширить и систематизировать знания педагогов по актуальному направлению модернизации системы образования.
  3. Создать эффективную систему методической помощи в дошкольном образовательном учреждении по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов по вопросу внедрения примерной основной общеобразовательной программы.
  4. Разрушение старых стереотипов и формирование новых ценностей в профессиональной деятельности.

Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. Достичь этого возможно лишь путем создания в ДОУ методической службы.
Из этого вытекают ее основные функции:
Ответственность за реализацию обозначенных функций лежит именно на старшем воспитателе дошкольного учреждения. Это ставит перед необходимостью выполнять различные роли:
- «мыслитель»: оценивает общее положение дел, подбирает оптимальные способы работы с педагогическим коллективом;
- «стратег»: разрабатывает стратегические планы развития воспитательно-образовательного процесса;
- «штабной работник»: обрабатывает поступающую информацию;
- «организатор»: координирует деятельность педагогического коллектива;
- «воспитатель»: обучает и мотивирует педагогов к инновационной деятельности;
-  «контролер»: контролирует реализацию учебно-воспитательного процесса;
- «инноватор»: находит и внедряет передовые методы и приемы работы и достижения психолого-педагогической науки в практику работы учреждения;
- «дипломат»: налаживает контакты внутри ДОУ и с другими учреждениями.
Структура методической службы и стратегия методической работы определяется интересами и потребностями каждого из групп педагогов, уровнем их профессионального мастерства, а также задачами развития учреждения.
Какие же формы методической работы можно использовать на этапе изучения примерной основной общеобразовательной программы «Успех».
Это такие формы:
- методические часы
- самообразование
- прохождение курсов повышения квалификации по проблеме
- районные методические объединения.
- мини-лекции
-индивидуальные консультации
- проведение анкетирования – с целью определения уровня педагогической компетенции каждого педагога по проблеме.
На этапе внедрения программы необходимо создание творческой группы.
С педагогами организуются такие формы работы:
- советы педагогов
- семинары – практикумы
- обучение
- мастер – классы и т.д.
Конечно, формы работы строятся с учетом конкретного дошкольного учреждения и с учетом интересов и потребностей каждого из групп педагогов, уровнем их профессионального мастерства.
Конечно, на этапе внедрения программы не стоит забывать про контроль. Именно эта функция обеспечивает такую обратную связь, которая помогает выявить недостатки, а работе, установить их причины и наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности педагогического коллектива.
Какие же формы работы используются на этапе обобщения:
- обмен опытом, как внутри д/с, так и вне его.
Разработка методических рекомендаций
- педагогических проектов
- создание банка педагогических идей
- презентации опыта работы и т.д.
Возникает главный вопрос, как организовать деятельность взрослых и детей. В частности планирования образовательной деятельности. До принятия ФГТ. Календарные планы можно свести к одному обобщенному варианту.

  1. Учебный блок (сетка занятий) планируется учебная деятельность.
  2. Блок совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, организация питания, режимные процессы)
  3. Блок самостоятельной деятельности – педагоги, как правило, указывают не сами виды самостоятельной деятельности, а актуальную на данный день предметно-развивающую среду.

В действующую структуру планирования, ФГТ вносит существенные изменения: воспитание и обучение основывается на 2-х взаимосвязанных частях:
- совместная деятельность взрослого и детей
- самостоятельная деятельность детей.
Эта модель реализуется через организацию детских видов деятельности и соответствующих им форм работы с детьми. Каждый вид деятельности переплетаются между собой.
В качестве примера можно привести примерную форму календарного планирования для воспитателей разработанную Фединой и Скоролуповой.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса реализуется через проектную деятельность взрослых и детей (реализацию тематических проектов)
В графе 3-5 указывается соответствующие формы работы с детьми, к каждой форме образовательные задачи двух и более образовательных областей. Не стоит забывать, что формы работы должны быть адекватными с точки зрения возраста детей, целей развития детских деятельностей, а также возможности применения для группы, подгруппы или одного ребенка.
О дозировании детской деятельности: есть лишь указания отдельных авторов О.М. Дьяченко и Т.В. Лаврентьевой, что «дети могут заниматься одним видом деятельности от 10 мин в возрасте 1 года, до 1 - 1,5 часов в старшем дошкольном возрасте, при условии посильностью и интересно этой деятельности.
К какому же результату работы мы придем?
Главным результатом станет повышение качества образования в условиях ДОУ.
Таким образом, деятельность методической службы ДОУ отличается многоплановостью и разносторонностью. Приоритет должен отдаваться нетрадиционным формам, основанным на активных и интересных методах и приемах работы.
Выбирая оптимальные варианты методической работы в конкретном дошкольном учреждении и современные формы их реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства их самосовершенствованию, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности.
Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что еще предстоит сделать.

   
  Rambler's Top100