logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей.

МЕСТО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В УСТРАНЕНИИ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Автор: Николаева Татьяна Петровна, учитель-логопед «МДОУ д/с «Ёлочка», республика Хакасия, г.Абакан.

 

Аннотация: «Нарушение речи, отрицательно влияет на процесс развития ребенка. Первичная патология речи у детей с ОНР, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи с использованием дидактических игр происходит выравнивание интеллектуальных процессов».

 

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь - это важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей. Важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
С каждым годом детей с ОНР становиться все больше, это волнует родителей и специалистов (логопедов, психологов, педагогов). Но какими бы тяжелыми ни были речевые нарушения, они не могут быть не обратимыми, развитие речи продолжается даже при самых тяжелых формах её недоразвития.
Нарушение речи, отрицательно влияет на процесс развития ребенка. Первичная патология речи у детей с ОНР, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
При отклонениях в развитии, характерных для детей с нарушениями речи и их возрастных особенностях, необходимо применять методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети чаще всего пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Необходим системный подход к формированию речи:

  •  максимальное использование анализаторов;
  •  учёт особенностей возрастной психологической базы;
  •  взаимосвязь логопедической работы с учебной программой;
  •  использование личностно ориентированной модели взаимодействия.

Программа по коррекции речи детей 6-7 лет с ОНР III уровня средствами игры разрабатывается на основании данных, полученных в результате диагностики. Место и педагогические условия реализации программы определяются традиционной методикой работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Систему коррекционно-развивающей работы надо строить на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Её основной задачей будет овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
Эффективность применения дидактических игр будет выше, если педагог при составлении коррекционно – развивающей программы будет учитывать актуальный уровень развития и потенциальные возможности каждого воспитанника.
Использование дидактических игр на занятиях позволит:

  • научить детей классифицировать предметы, явления и т.д.
  • обобщить и дифференцировать  предметы, явления, понятия;
  • научить планировать свою деятельность;
  • научить детей самоконтролю;
  • развить познавательные способности каждого ребенка;
  • создать положительную мотивацию обучения;
  • развить волевую сферу ребенка;
  • создать обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого ребенка.

Если игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, то для детей это - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Проблема применения дидактических игр в целях устранения ОНР у детей дошкольного возраста сама по себе, не нова. Использование дидактической игры в процессе обучения и воспитания дошкольников с ОНР способствует повышению уровня активности интеллектуальной и речевой деятельности, влияет на непроизвольное запоминание, стимулирует речевое общение. Но игра станет методом обучения и примет форму дидактической, если в ней будут четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Так как в такой игре дети познакомятся с правилами, игровыми действиями, научатся, как их надо выполнять. А также с помощью дидактической игры они приобретут новые знания: общаясь с взрослыми и со сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, они получат много новой для себя информации.
Дидактические игры и упражнения  надо включать в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению. 3анятия проводятся как учителем-логопедом, так и воспитателями, а усвоение программного материала детьми будет зависеть от правильного выбора методов обучения. На логопедических занятиях должна проводиться работа не только над развитием речи, но и над развитием внимания, памяти, мышления.
В дошкольном возрасте дети могут овладеть таким словарем, который позволил бы им общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Это необходимо на этапе подготовки ребенка к школе, чтобы устранить возможные речевые отклонения.
Библиографический список
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Гаубих Ю. Г., Косова Г. В., Липкина Ю. С. и др. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов /Под ред. В. И. Селиверстова/. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.
3.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224с.

   
  Rambler's Top100